СюжетыОбщество

Экспорт на костях

75 лет назад в СССР люди умирали целыми деревнями от страшного голода, спровоцированного сталинской экономической политикой

Этот материал вышел в номере № 39 от 2 Июня 2008 г.
Читать
Даже общая история людей не объединяет – только культура и беда. Голод 1932–1933 годов был общей бедой граждан СССР и сейчас должен не разъединять, а объединять народы России и Украины. 5–7 декабря в Москве пройдет международная научная...

Даже общая история людей не объединяет – только культура и беда. Голод 1932–1933 годов был общей бедой граждан СССР и сейчас должен не разъединять, а объединять народы России и Украины.

5–7 декабря в Москве пройдет международная научная конференция «История сталинизма. Результаты и перспективы изучения». Одним из основных докладчиков по экономике сталинизма будет Виктор КОНДРАШИН, доктор исторических наук, профессор. На днях в издательстве «Российская политическая энциклопедия» в серии «История сталинизма» выходит его книга «Голод 1932–1933 годов: трагедия российской деревни» — о голоде на территории современной РФ. Кроме того, в ней дается сравнительный анализ голода в России и Украине.

Виктор Кондрашин рассказал «Новой» о причинах, масштабах и механизме голода 30-х.

— Сейчас в Украине существует идея «голода как геноцида». В качестве идеи, консолидирующей нацию. Многие политики утверждают, что у них был геноцид, а в других районах – просто голод… Но, мне кажется, разделять голод на две территории: у них настоящий, у нас… так – нельзя.

Цинизм высшей степени рассуждать, у кого больше людей съели… Я специально список составил, в каких деревнях России людоедство точно было – очень много фактов.

Я попытался показать в книге, что это была трагедия всего советского крестьянства, общая беда, и причины бедствия, и масштабы были одинаковыми. И эта беда должна объединять нас.

Причины голода

Голод 1932–1933 годов – это результат политики форсированной индустриализации (так называемого большого скачка) и связанных с нею насильственной коллективизации и принудительных хлебозаготовок, которые привели к разрушению сельского хозяйства. Это была политика преступная, авантюристическая и антикрестьянская, основанная на идее фикс, что крупное производство решит все проблемы.

Страшный массовый голод был только в зерновых районах СССР. Умирали от голода там, где производили хлеб. Это особенность голода 1932–1933 годов.

Голод был результатом политики властей, но не национальной! Во всем Поволжье, где были и татарские, и мордовские, и чувашские, и немецкие, и украинские села, страдали одинаково.

Была определена зона сплошной насильственной коллективизации, и это были зерновые районы. В этих районах за год-полтора создали колхозы. И эта политика разрушила все сельхозпроизводство. Поскольку нужен был хлеб, то его забирали весь подчистую, не считаясь с интересами крестьянства. Таков был характер сталинского режима.

В российской истории голод 1932–1933 годов – единственный, связанный только с политикой. Другие были результатом комплекса причин – и политики, и стихийных бедствий и т.д.

Около 50 млн человек проживало в эпицентрах голода. Масштабы были примерно такие же, как и при царе (голод 1891–1992 гг.). Но тогда, например, не принимались жесткие меры по борьбе со стихийной миграцией. Люди же не дураки умирать, они бегут туда, где есть работа и еда. При царе можно было бежать куда угодно. И так спасались многие.

А при Сталине, чтобы не допустить развала колхозного строя, чтоб не разбежались все, были использованы самые жестокие, варварские способы: заградотряды, блокада, чрезвычайные комиссии. Были приняты постановления о блокаде голодных районов. Знаменитая директива, подписанная Сталиным и Молотовым от 22 января 1933 г., – запретить выезд с Украины, Кубани и Дона. 16 февраля 1933 г. это постановление было распространено на другие регионы СССР.

Еще это был единственный голод в истории России, который замалчивался. Более того, Сталин на всесоюзном съезде колхозников в феврале–марте 1933 года заявил колхозникам: «Мы забыли о нищете и голоде!».

При царе, накануне голода, за четыре года вывезли за границу 10 млн тонн зерна. А Сталин за четыре года (и уже во время голода!) вывез 13 млн тонн. Если бы отказались от экспорта, прекратили его, то можно было бы накормить 25—30 млн человек и избежать массовой смертности. Экспорт на страданиях и смерти. Кроме того, были неприкосновенные запасы, которые лежали мертвым грузом – 18 млн центнеров.

Как только при царе стали ясны масштабы трагедии, тут же разрешили официальную помощь, создали комитеты помощи голодающим. Короленко, Лев Толстой, Чехов, Ключевский собирали деньги. Поэтому было меньше жертв. А в 30-е тот, кто «распускал слухи о голоде», становился «врагом народа».

Даже в 20-е правительство Ленина официально обратилось за помощью, разрешали снимать страшные кадры голодных детей – чтоб разжалобить Запад, чтоб больше денег дали. В 30-е Сталин официально запретил иностранным журналистам ездить по территории СССР.

Механизм голода

Голод стал возникать еще в 30-м году в результате изъятия хлеба из деревни во время хлебозаготовок. Механизм голода – создание колхозов и повышенные планы заготовок сельхозпродукции. Уже в 30-м дали план огромный, в несколько раз больший, чем раньше. Считали, что колхозы будут больше давать товарного зерна. Людей в колхозы загнали, распахали много земли. Это привело к массовому убою скота – на еду и чтобы получить хоть какие-то деньги, потому что, когда скот загоняли в колхоз, он скоро погибал.

Но Сталину повезло: в 1930 году стояла идеальная погода, урожай был очень хороший. У руководства возникла иллюзия, что такой хороший урожай – из-за колхозного строя. В 1930 году взяли хлеба у крестьян в два раза больше, чем в 1928-м.

В 1931-м план дали еще больше. И тут – засуха, хоть и небольшая, не сравнимая с засухой в 20-е. Да еще скотины не хватает – быков всех порезали. И в 30-м не заплатили крестьянам. Писали весь год палочки-трудодни, а потом не дали денег. Уже в 1931-м крестьяне начали голодать, но у них тогда еще оставались запасы. Однако, чтобы выполнить повышенный, нереальный план, у них забирали все подряд. Даже зерно на семена.

В итоге в 1932 году собрали в два раза меньше, чем планировали, и меньше, чем до коллективизации.

Это была антикрестьянская политика. За счет крестьян, наплевав на их интересы, проводили политику индустриализации. Более того, была еще организована циничная компания по обвинению крестьян – что они сами виноваты во всем. Придумали теорию, что крестьяне попали под влияние кулаков, хотя к тому времени всех уже раскулачили. Придумали «подкулачников», организовывали все эти процессы против вредителей. Обвинили, что они плохо работали, воровали зерно. Сталин лично написал указ от 7 августа 1932 года «о пяти колосках» — о расстреле за воровство зерна. И в газетах стали публиковать списки расстрелянных. Но ведь это была нормальная реакция – когда у людей все отбирают, конечно, они будут что-то придерживать, прятать.

Жертвы

Была такая организация ЦУНХУ (сейчас это ЦСУ – Центральное статистическое управление). Замес-тителем начальника отдела населения и здравоохранения, который регистрировал рождения и смерти, там работал Михаил Курман. Были проведены переписи населения – в 1926, 1937, 1939-м, которые должны были продемонстрировать всему миру рост народонаселения в результате первых пятилеток. А произошло совершенно обратное: в 37-м оказалось на 9 млн меньше, чем было в 26-м. Всех этих переписчиков Сталин расстрелял в 37-м как врагов народа, Курман 18,5 года провел в тюрьме, лагере и ссылке. А Курман объяснил, почему стало меньше населения, он высчитал, что смертность от голода составила примерно 3,5 млн человек по всему Советскому Союзу.

Позже историки-демографы уточнили: самая большая убыль населения была в Казахстане (30%), в Поволжье (23%), в Украине (20%) и на Северном Кавказе (20%) – то есть именно там, где прошла сплошная коллективизация, где были зерновые районы. По последним подсчетам демографов, по всему Союзу погибли от голода 5–7 млн человек, потери населения в России (без Казахстана и Украины) составили 2–2,5 млн, в Украине в пределах 3 млн (в Украине было огромное количество сельского населения, и почти все занимались зерном, там производили элитную пшеницу – как раз на экспорт).

Украинские же политики и историки называют свои цифры: 10–15 млн жертв — только в Украине.

Незнание истории

У нас основная масса пострадавших от сталинского режима – это крестьяне. Скольких раскулачили, сколько умерли от голода… Но где у нас памятники им? Я знаю только один – в селе Малая Сердоба Пензенской области местные жители сами поставили на кладбище православный крест на общей могиле, в которой похоронены умершие в 33-м от голода.

Это была трагедия крестьянской страны. Но у нас о ней ничего не знают, и многие даже не понимают, о чем идет спор с Украиной.

В Украине воспитывают молодежь с помощью истории. У нас никак не преподают это в школе – заявляю как завкафедрой отечественной истории и методики преподавания истории.

Раньше в Институте российской истории Академии наук (в головном научном учреждении) был центр изучения аграрной истории России и Советского Союза – сектор истории крестьянства и сельского хозяйства, была группа по аграрным реформам. А сейчас в нем ни одного историка-аграрника вообще нет! Это в крестьянской России, ставшей индустриальной страной только в последние 50 лет. В Украине и Прибалтике – все наоборот. Они сделали ставку на свою историю и свои традиции.

P.S. Цена экспорта

Вывезенные в 1932 г. 18 млн ц зерна обеспечивали возможность прокормить по нормам благополучных лет 6,9 млн человек, а по условиям голодных лет — спасти от крайнего истощения и вымирания вдвое больше — 14 млн человек.

Конференция «История сталинизма. Результаты и перспективы изучения» пройдет 5—7 декабря в Москве. Генеральный спонсор: Фонд Первого президента России Б.Н. Ельцина. Организаторы: Уполномоченный по правам человека в РФ, Фонд Б.Н. Ельцина, общество «Мемориал», издательство «РОССПЭН».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow