Сюжеты

Конфликт дальнего следования

Зачем российские Железнодорожные войска вошли в Абхазию

Этот материал вышел в № 40 от 5 Июня 2008 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

Павел ФельгенгауэрОбозреватель «Новой»

На прошлой неделе в Абхазию были введены подразделения и спецтехника Железнодорожных войск РФ без вооружения. Согласно официальному заявлению Минобороны, это было сделано по решению президента РФ в связи с обращением абхазского...

На прошлой неделе в Абхазию были введены подразделения и спецтехника Железнодорожных войск РФ без вооружения. Согласно официальному заявлению Минобороны, это было сделано по решению президента РФ в связи с обращением абхазского правительства для оказания гуманитарной помощи Республике Абхазия и «организации работ по восстановлению дорожных направлений и инфраструктуры».

Министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба объявил, что «железная дорога понадобится как для перевозки грузов олимпийских строек в Сочи, так и для перемещения здесь миротворческих сил и их техники». Гендиректор госкомпании «Абхазские железные дороги» Гурам Губаз дополнил: российские военные (около 400 человек) должны восстановить железнодорожное полотно от Сухуми к югу до города Очамчира.

В ответ на эти шаги Тбилиси обвинил Москву в подготовке военной интервенции. Замминистра обороны Бату Кутелия заявил, что «с точки зрения военного планирования это является подготовкой инфраструктуры для военной агрессии».

В целом с Кутелия можно согласиться. Наши штабы до сих пор в случае любых военных действий, как правило, используют для переброски сил железные дороги. У наших военных нет обычных для западных армий автоплатформ для перевозки танков и прочей тяжелой гусеничной техники, которая, если будет передвигаться своим ходом, любую дорогу с твердым покрытием превратит в труху. И вот как раз для обеспечения доставки техники к месту боя у нас существуют специальные Железнодорожные войска, отсутствующие в западных армиях. Именно их теперь ввели в Абхазию.

Без ремонта и подготовки путей в Абхазии нельзя организовать подвоз тяжелой техники и вывоз на ремонт поврежденной. Но до сих пор российские миротворцы использовали в Абхазии легкую бронетехнику. В мае, например, ввели батальон ВДВ — тоже с легкой техникой и с буксируемыми гаубицами Д-30. Очевидно, теперь в нашем Генштабе взялись за дело всерьез и решили заранее подготовить инженерный плацдарм для полноценного развертывания вблизи реки Ингури и Кодорского ущелья. Министр иностранных дел Абхазии Шамба, кстати, подтвердил, что ремонт путей нужен именно для перемещения «сил и техники».

Заявления же о важных хозяйственных задачах выглядят несерьезно. Перевозить песок и гравий из абхазских карьеров для олимпийских строек в Сочи много проще, не перегружая два раза на ж/д платформы и обратно. Еще нелепее рассуждения о начале строительства в Абхазии некого нового транспортного коридора в Закавказье. Дорога вдоль Черноморского побережья до Сочи и дальше  одноколейная. В советское время она едва справлялась с обслуживанием местных курортов, а для серьезных целей в Закавказье вела основная двухколейная дорога через Дербент. И если уж делать какой-то новый транспортный коридор, то сначала надо было бы переделать всю причерноморскую дорогу — на российской территории, к северу от Сочи, а уж потом лезть в Абхазию. И не с Железнодорожными войсками, чья спецтехника предназначена исключительно для срочного ремонта путей и развертывания временных пунктов разгрузки вооружения, а не для капитального строительства.

Вокруг Абхазии складывается ситуация, напоминающая 99-й год. Тогда еще ранней весной, по свидетельству бывшего премьера Сергея Степашина, было принято принципиальное решение начать войну с Чечней в августе-сентябре. Все лето шла инженерная подготовка к развертыванию ударных группировок. Одновременно готовилась серия провокаций для обеспечения повода к войне. Поскольку было решено воевать, любые попытки умеренного сепаратиста президента Чечни Аслана Масхадова начать какие-либо переговоры игнорировали. Сегодня замминистра обороны Грузии Кутелия утверждает: «Все отношения с российской стороной исчерпываются обменом нот». А на прошлой неделе министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что с нынешним грузинским правительством невозможно договариваться: «Я не могу понять, чего они хотят, кроме того, чтобы выполнять какую-то функцию постоянного провоцирования России. Не думаю, что они сами это придумали».

В 99-м за спиной чеченских сепаратистов стоял, как известно, международный терроризм. Сегодня у грузин за спиной, очевидно, США и НАТО. Кстати, заявлено, что бойцы российских Железнодорожных войск закончат инженерную подготовку путей в Абхазии за 2—3 месяца, так что начало потенциальных боевых действий также может совпасть с 99-м — и курортники не пострадают.

На 6 июня, в рамках саммита СНГ в Санкт-Петербурге, запланирована встреча Дмитрия Медведева и Михаила Саакашвили, после которой многое станет ясно.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera