СюжетыПолитика

Визит к идеологу

Открыт конкурс на формулирование «девиза правления» нового президента

Этот материал вышел в номере № 42 от 16 Июня 2008 г.
Читать
На прошлой неделе в Москве состоялась пресс-конференция руководителей Института общественного проектирования (ИнОП). Генеральный директор ИнОП Валерий Фадеев и его заместитель Михаил Рогожников рассказали, что институт намерен стать «самым...

На прошлой неделе в Москве состоялась пресс-конференция руководителей Института общественного проектирования (ИнОП). Генеральный директор ИнОП Валерий Фадеев и его заместитель Михаил Рогожников рассказали, что институт намерен стать «самым крупным в России негосударственным грантодателем в области общественных наук» и зачем это нужно.

Для начала можно было бы поспорить с определением «негосударственный». Институт общественного проектирования является одним из шести уполномоченных Общественной палатой «операторов», распределяющих среди некоммерческих организаций деньги госбюджета (в 2008 году на гранты НКО выделено полтора миллиарда рублей, ИнОП должен решить судьбу ста миллионов рублей. Кстати, именно ИнОП разработал проект закона об Общественной палате, который был принят парламентом.) Далее: в инициативе института собирается принять участие «Единая Россия» («партия власти» — официальный партнер ИнОП). И, наконец, Валерий Фадеев пользуется репутацией «приближенного» политолога (в апреле даже получил орден «За заслуги перед Отечеством» II степени, как и Глеб Павловский). Наверное, именно поэтому ему часто удается заполучить на свои мероприятия первого замглавы кремлевской администрации Владислава Суркова.

Подходить к условиям дележа денег гендиректор ИнОП начал издалека: «Мы считаем, что плохо знаем страну, в которой живем. Общество и медиа привычно критикуют политиков за отсутствие ясной стратегической линии. Но общество мало что предпринимает для того, чтобы помогать политикам вырабатывать эту стратегическую линию».

Следом Валерий Фадеев посетовал на кризис гуманитарного знания: «Сегодняшняя российская социогуманитарная мысль за редкими исключениями не в состоянии отвечать на стоящие перед страной актуальные и долгосрочные вызовы, давать теоретические основания для принятия политических решений и способствовать формированию самосознания народа… Она предпочитает сравнивать себя с западными образцами, в отрыве от ситуации в России и в мире». Поэтому круг вопросов, на исследование которых ИнОП предоставит гранты, «максимально приближен к существующей политической ситуации» (?!).

То есть помощь гуманитариям небескорыстна: теперь, когда «эпоху стабилизации» сменила «эпоха модернизации», появился спрос на новую идеологию. По словам Валерия Фадеева, у власти пока нет готовой концепции развития страны («Это вещь настолько сложная и глубокая, что необходимо вовлечь в обсуждение и затем в реализацию стратегии как можно более широкие слои людей и интеллектуалов».) Поэтому-то ИнОП и презентовал список направлений для работы (Валерий Фадеев назвал их неуклюже: «техническим заданием», почти «госзаказ»).

Исследователям, имеющим вкус к масштабным построениям, предлагается, в частности, порассуждать, как модернизировать «страну с устойчивой традицией авторитарных модернизаций»; как увеличить в обществе долю среднего класса, «политически мобилизовать» и чего ждать после от этого «ментально и структурно не устоявшегося» слоя; возможна ли «с исторической точки зрения технологически развитая, социально комфортная, стабильно демократическая Россия» и как преодолеть извечное отчуждение ученых-гуманитариев от государства, «традиционно являющегося одним из основных бенефициаров национального гуманитарного знания». (Отчуждение тех же ученых от населения в повестку дня, судя по всему, включить забыли.)

Кроме того, руководители ИнОП искренно посетовали, что российская элита «часто либо корыстна, либо не включена в активную деятельность на уровне страны или региона, слабо представляет себе пути развития страны и сомневается в собственном предназначении». Однако, поскольку даже эта элита оказалась способна «удерживать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране на приемлемых уровнях стабильности», почему бы «на существующей базе не сформировать ответственную, компетентную, нравственно здоровую и солидарную в главных вопросах» политическую, научную, творческую, медийную, религиозную и бизнес-элиту?

Эта задача, по мнению Валерия Фадеева, отчасти решается «выявлением наиболее авторитетных людей», способных сформировать «новое социально активное пространство». (Частично этот процесс уже пошел: если проанализировать списочный состав депутатского корпуса на наличие золотых медалей в разного рода соревнованиях). Еще одно важное направление мысли — «российское видение будущего России и мира»: «Все более очевиден кризис демократической практики в странах «старой демократии»», а печальная судьба Запада не может не волновать умы российской научной элиты. Следовательно, необходимо выработать предложения «по разработке новой международно-политической системы взаимоотношений, снижающей конфликтный потенциал и обеспечивающий успешное взаимодействие различных культурных и политических моделей». (Перевожу: оставьте нашу «суверенную» демократию в покое, а разобраться с вашей помогут наши политологи, открывшие филиалы своих Институтов в столицах западных государств в качестве ассиметричного ответа.)

И вполне логично, что пять из одиннадцати заявленных направлений исследований курирует «Единая Россия», участие которой в проекте призвано продемонстрировать эволюцию от мобилизованной сверху политической силы в самостоятельный организм (идеологов у партии много, а собственной идеологии до сих пор нет). Например, «медведям» жизненно необходимо узнать, каково это — быть «партией парламентского большинства в современной России» и «насколько в принципе наличие партии конституционного большинства адекватно уровню развития общества и задачам модернизации страны». Кроме того, единороссы, запутавшиеся в сложной российской действительности, не могут понять: на что им, наконец, обратить внимание — на «представительство интересов избирателей» или на «политическую волю и законодательные инициативы руководства страны и самой партии»?

Решить подобные задачи под силу не всем. Поэтому гуманитариев, чьи работы не имеют «прикладного политико-социального значения» для новой эпохи, ИнОП, видимо, оставит без денег. Те же, кто деньги получит, должны будут сначала расшифровать формулировки «технического задания», которые представляются недостаточно выверенными. Современной науке, например, не известно, что такое «нравственно здоровая элита» и «новое социально активное пространство». Тем не менее, прошедшие по конкурсу средства получат уже осенью.

«Если мы качественно отберем получателей грантов, и если грантополучатели удачно сделают свою работу, то через год-полтора мы с вами будем иметь совершенно иную картину мира, по крайней мере, иную повестку дня, взгляд на мир, на свою страну», — объявил Михаил Рогожников.

Формирование картины мира — задача многотрудная, с которой не всегда справлялись и классики, вроде Гегеля и Лейбница. Чтобы не допустить их ошибок, решили сформировать экспертный совет — «не по политическому признаку, а по признаку актуальности мыслей», и в его состав уже согласился войти, например, Владислав Сурков — в качестве «одного из тех, кто действительно заинтересован в развитии нашего гуманитарного пространства».

Деньги на стипендии и гранты (75 млн рублей на гранты и 1 млн на стипендии) предоставят «крупные российские компании со смешанной частно-государственной собственностью» (читай — госкорпорации). Гранты будут выдаваться также в рамках «единоросского» форума «Стратегия-2020» (руководители ИнОП в нем тоже участвуют).

Кроме программы грантов, ИнОП учредил несколько премий: «Лучшие книги по общественным наукам», «Лучший текст о будущем», «Лучшие ТВ-программы по общественно-политической проблематике», «Лучший политический обозреватель», «Лучший обозреватель по социальной тематике», «Лучшая политическая реклама». Первоначально были еще две номинации — «Лучший критик власти» и «Лучший апологет власти», но буквально в последний момент «Единая Россия» упросила руководителей ИнОП отдать эти номинации ей (судя по всему,эти вопросы не нуждаются в глубинном анализе).

И все-таки, несмотря на заверение Валерия Фадеева, что программа ИнОП — это «не партийная выдача грантов», сохраняется ощущение, что это — своего рода госзаказ на формулирование «девиза правления» нового президента, а ИнОП — не более, чем финансовый оператор и ОТК в одном лице. Тем более что желательный результат, — «политический курс на модернизацию, позицию одного из мировых лидеров, формирование массового среднего класса и максимально благоприятной для человека социальной среды позволяет представить образ будущего России с достаточной точностью», — заранее известен.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow