СюжетыОбщество

Балалайки под Парижем

Голос эмиграции

Этот материал вышел в номере Цветной выпуск от 20.06.2008 №22-23
Читать
«Будешь и дальше лениться, переведем на балалайку!» — так воспитывают нерадивых учеников класса скрипки в школе имени Гнесиных. Похоже, национальный русский инструмент превратился сегодня на родине в пугало для двоечников, в «место ссылки»...

«Будешь и дальше лениться, переведем на балалайку!» — так воспитывают нерадивых учеников класса скрипки в школе имени Гнесиных. Похоже, национальный русский инструмент превратился сегодня на родине в пугало для двоечников, в «место ссылки» по принципу: «Ни на каком инструменте играть не способен, возьми хотя бы балалайку. Дальше балалайки не сошлют».

Совсем недавно в Париже мне пришлось повстречаться с настоящим фанатом балалайки. «Я впервые услышал балалайку в раннем детстве и сразу же влюбился, — говорит Пьер Жаке, композитор и дирижер оркестра балалаек Сен-Жорж. — Совершенно необыкновенный звук. Не похож ни на один музыкальный инструмент и в то же время напоминает многие: балалайка может звучать, как скрипка, виолончель и даже контрабас. Всю жизнь мечтал создать свой собственный оркестр только из балалаек». Вообще-то, ничего удивительного в балалаечном увлечении Пьера нет. Видимо, сказываются русские корни. Знакомые называют его «Петя». Дело в том, что его мать — русская, дочь офицера Добровольческой армии, эмигрировавшего во Францию в 1920 году.

Петя гордится своими предками по маминой линии. На конвертах дисков с записями его ансамбля балалаек красуется двойная фамилия Жаке-Прытков.

«Наши родные в 1920 году отплывали из Севастополя с последними кораблями. Мой дедушка — полковник Петр Георгиевич Апрелев служил под командованием Врангеля, — рассказывает жена Пети — Маша: — В эмиграции многие мужчины работали шоферами такси. А моя мать всегда переводила Мстиславу Ростроповичу, когда он приезжал во Францию. Она работала и с композитором Димитрием Тиомкиным. В одном из фильмов, музыку для которого писал Тиомкин, партию балалайки исполнял известный парижский музыкант Георгий (Жорж) Стреха. Он дал мне первые уроки игры на инструменте».

Маша рано потеряла отца. До шести лет росла во французской деревне, возвратившись к матери и бабушке, совсем не говорила по-русски. Родной язык учила заново, потом блестяще закончила Высшую школу восточных языков в Париже. Сегодня воспитывает двух взрослых дочерей, играет на балалайке прима и помогает Пете в работе с группой первых балалаек. И дочери тоже играют в оркестре.

Интересна история создания оркестра Сен-Жорж. В 1920 году корабли с русскими солдатами и офицерами Добровольческой армии прибыли на французскую военную базу в Турции, в городок Галиполи. Вместе с армией в эвакуации оказалось много гражданских лиц, среди которых были дети. Поэтому представители ордена иезуитов, из-за русской революции застрявшие в Константинополе, организовали там школу, где детей (многие из них были сиротами) учили грамоте и музыке.

Но где же в турецкой глубинке найти фортепиано или скрипку? Зато у солдат и офицеров-добровольцев оказалось много вывезенных из России балалаек.

Детскую школу иезуиты назвали в честь Святого Георгия, по-французски — Сен-Жорж. И она отправилась вместе с русскими эмигрантами по городам и весям Европы. Сначала в бельгийский Намюр, потом в маленький городок Медон, что в десяти километрах к юго-востоку от французской столицы. Там многие русские эмигранты нашли работу на заводах «Рено» и «Ситроен».

Их дети летом выезжали в лагеря Национальной организации витязей. Костры, походы, песни, линейки.Только пели во Франции не о Ленине и комсомоле, а о матушке-Волге, калинке-малинке, туманном и седом утре далекой России под аккомпанемент гитары и балалайки, игре на которой обучали в школе Сен-Жорж.

Когда Маша и Петя выросли, балалайка позволила заработать первые деньги. Русские музыканты в 70—80-е годы были желанными гостями в лучших ресторанах Парижа, с успехом гастролировали по Европе в составе молодежных русских оркестров.

«Балалайку как оркестровый инструмент создал великий русский музыкант Андреев, — рассказывает Петя. — В конце XIX века дворянин Василий Андреев случайно услышал игру на балалайке своего крепостного и был очарован. Он обратился в Санкт-Петербург к знаменитому скрипичному мастеру Иванову: «Создай мне оркестровый вариант этого чудо-инструмента. Пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Хочу создать целое семейство балалаек!».

Его мечта исполнилась. С народным оркестром балалаек Андреев с триумфом объездил весь мир. Воспитал целую школу игры на балалайке. Я пытаюсь сегодня во Франции повторить его успех. Но есть проблема. Мои музыканты ( тоже потомки русской эмиграции первой волны) — любители, они имеют основную профессию. Кто-то — инженер, кто-то искусствовед, есть и социальные работники. Собраться вместе на репетицию удается только раз в неделю.

Большим событием для Пети и Маши было триумфальное выступление оркестра балалаек Сен-Жорж на фестивале «Созвездие мастеров» в Институте имени Гнесиных («Вы знаете, зачем взяли в руки балалайку!» — восхищались педагоги-«народники»).

Петя Жаке — блестящий аранжировщик и дирижер. В его интерпретации народные сюиты для балалайки звучат, как симфоническая оркестровая музыка высокого класса. А ведь Петя — самоучка.

И оркестром он управляет самозабвенно, превращая свое тело в музыкальный инструмент, передавая нюансы музыки даже дрожанием кончиков пальцев. Его дирижерская манера это своеобразные пассы музыкального экстрасенса. Кажется, что он гипнотизирует своих музыкантов, они управляются его собственным биополем.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow