СюжетыОбщество

Политикон

Словарь новейших понятий

Этот материал вышел в номере Цветной выпуск от 27.06.2008 №24
Читать
Брехлама, сексусальность и пиар нуар В последние годы одним из самых популярных способов словообразования стал каламбур, то есть комическое сближение сходно звучащих, но разных по значению слов («прихватизация», «обманетизация», «охолуеть»...

Брехлама, сексусальность и пиар нуар

В последние годы одним из самых популярных способов словообразования стал каламбур, то есть комическое сближение сходно звучащих, но разных по значению слов («прихватизация», «обманетизация», «охолуеть» и т.п.). Собственно, именно каламбурность обеспечивает таким словам легкую запоминаемость и общественный успех. Есть множество и других современных явлений, которые прямо напрашиваются на каламбур. Например, назойливая реклама, которая лезет во все глаза и уши, забивает их информационным мусором. Не назвать ли нам ее брехламой?

брехлАма — та реклама, которая брехня и хлам.

Телебрехлама. Брехламное время.Брехламодатель.

Каждые десять минут режут передачу брехламой — смотреть невозможно!

Запустили новый брехламный ролик во славу туалетной бумаги.

Такуюбрехламу можно сляпать за один день, а доход от нее будет круглый год.

Это очень рекламистый журнальчик, там брехлама через страницу.

«А что это за красивый конверт?» — «Ерунда, брехламка».

Не обидно тебе? Закончил филфак, а работаешь брехламщиком. В брехламе часто и настойчиво используют сексуальные мотивы. Но сама сексуальность, становясь элементом рекламного глянца, вбирает еще одну (четвертую!) свистящую «с» и становится «сексусальностью». сексусАльность — смесь сексуальности и сусальности; амурный гламур, глянец с эротической составляющей; слащаво-фальшивая, наигранная сексуальность.

Напомню значение редкого слова «сусаль» — тончайшие пластинки золота, серебра, употребляемые для отделки к.-л. изделий. «Сусальный» — отличающийся фальшивой красивостью.

сексусАльный (сексуальный + сусальный) — сексуальный напоказ, выставочно, товарно, экранно. Сексусальность так относится к сексуальности, как силиконовoе к настоящему. Сексусальность — это вторичная сексуальность, ее глянцевый лик, когда она въедается во внешность актрисы или модели и делает ее на самом деле менее сексуальной.

Очень сексусальная пара! Между ними никаких амуров, а только сплошной гламур: они позируют для светской хроники. Какая же это порнография, это легкий сексусальный журнальчик для юношей.

В последнее время развелось много сексусальных див, которые торгуют медийными знаками своего престижного тела, что оказывается более доходным бизнесом, чем торговля натурой.

Политическая разновидность брехламы именуется пиаром, у которого различаются две окраски: белая, когда разговор идет о себе, и черная, когда аттестуется противник. Черный пиар — это попросту грязный пиар, компромат, слив отрицательной информации или лжеинформации на конкурента. Но у черного пиара есть своя особая эстетика и поэтика демонизации врага, которая позволяет именовать некоторые его утонченные разновидности «пиар нуар», так же, как называется жанр чернушного кино — «фильм нуар». пиАр нуАр (PR noir) — черный, чернушный, инфернальный, зловещий пиар, работающий с эстетикой жуткого и безобразного.

PR noir, пиар нуар — это особый жанр и стиль публичных отношений-поношений. При этом существенна аналогия с известным жанром киноискусства — film noir, фильм нуар, где тоже преобладают мотивы жуткого, отталкивающего, таинственно злого и разрушительного.

Зигмунд Фрейд ввел в психоанализ и эстетику понятие жуткого (1919), a его племянник Эдвард Бернейс примерно в те же самые годы (1915—1920) разработал понятие и технику пиара (PR). Взятые вместе, они и составляют основу пиар нуар. Пиар нуар не просто обличает и клеймит конкурента, но вступает в область жуткого, как ее охарактеризовал З.Фрейд, — похищает у нас глаза или заставляет их вылезать из орбит. Пиар нуар прибегает к образам страшного и жуткого, чтобы представить оппонента в образе сверхъестественного злодея или противоестественного урода. Эта демонизация врага вырастает в целую систему инфернальной сатиры и мистического гротеска. В пиаре нуаре господствуют мотивы злобы, вины, преступления, отчаяния, извращения, порока, нравственного падения, психической болезни, безумия, паранойи. Причем пиар нуар наделяет соперника такими свойствами, в которых читатель (слушатель, зритель) не может не опознать — с ужасом и содроганием — похищенную часть себя, реализацию собственных самых темных и запретных комплексов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow