СюжетыОбщество

Политикон

Графопаты и другие «графы»

Этот материал вышел в номере Цветной выпуск от 11.07.2008 №26
Читать
В русском языке широко известны только два слова с первоосновой графо- (греч. grapho – пишу): графология (наука о почерке) и графомания (болезненное пристрастие к сочинительству). Но с развитием Интернета мир письмен стремительно...

В русском языке широко известны только два слова с первоосновой графо- (греч. grapho – пишу): графология (наука о почерке) и графомания (болезненное пристрастие к сочинительству). Но с развитием Интернета мир письмен стремительно расширяется и вовлекает в себя тех, кому раньше писать доводилось редко. Перед лицом экрана, перед окошком электронной почты все становятся писателями, и для огромного числа людей жить – это значит писать, писать, писать. Соответственно, расширяeтся и круг слов, обозначающих письменную деятельность, ее нормы и аномалии.

графопАтия(греч. grapho, пишу + pathos, болезнь) – патология письма; психические и интеллектуальные расстройства, неврозы, навязчивые состояния, выявляемые в письменной деятельности.

графопАт, графопАтка – тот или та, кто страдает графопатией.

Графопатия – малоисследованный феномен. Графопатия не тождественна графомании. Графоман – тот, кто одержим процессом письма, непрерывно пишет. Графопат может писать немного, но при этом он обнаруживает странные наклонности, «акцентуации» души или ума. Подчас в графопатии находят концентрированное выражение идеопатии и социопатии определенной эпохи. Например, в советскую эпоху процветали жанры доноса, жалобы, кляузы. При этом предметом жалобы или доноса могло стать что угодно: белые («белогвардейские») цветы на окне у соседа или нехватка сочинений В.И. Ленина в Библиотеке им. В.И. Ленина. Особый жанрграфопатии – письма в ЖЭК, жалобы на ближних по коммунальной квартире. Советские графопатии – предмет изощренной игры в искусстве концептуализма (например, в текстах Ильи Кабакова и Д.А. Пригова).

В наше время множество примеров графопатииможно найти в интернетовских форумах и Живом Журнале. Кто-то непрерывно рифмует. Кто-то не может обойтись без нагромождения невнятных терминов. Кто-то выражает себя сплошь междометиями и восклицательными знаками. Кто-то застревает на неприличных, бранных словах или, напротив, на сентиментальных, удушающе-душевных… Такое застревание и образует суть графопатии: параноидальность или шизофреничность в самом стиле письма, в отборе слов, в интонации, в ассоциативных рядах.

Приведу пример графопатии: е-мейл, полученный мною на днях:

Я люблю искать в Интернете информацию об известных философах в мире, но сейчас я не смог найти такую информацию в Интернете. Поэтому мне хотелось бы, чтобы вы показали мне всю информацию на веб-страницах, чтобы я мог прочитать или загрузить всю эту информацию, чтобы расширить мои знания. Я очень надеюсь вскоре получить добрые вести от вас. Пожалуйста, проинформируйте меня, можете ли вы это сделать или нет. Искренне ваш [имя].

Это явно не спам, это вежливое письмо, именно ко мне обращенное, с деликатной просьбой предоставить информацию об «известных философах в мире» – просьбой, рассчитанной на исполнение. Один из типичных признаков графопатии – абстрактность обращения, универсальность пожеланий и запросов, несоизмеримых с индивидуальностью адресата: к человеку обращаются так, как если бы он был Богом или всеобъятным электронным ресурсом. Причем в личном поведении графопат может быть вполне адекватным, но как только он переходит к письменной речи, проявляется что-то болезненное. Быть может, сама искусственная ситуация письма, отвлеченного от конкретики живого общения, побуждает к размытому, невнятному, невменяемому сочинительству. Эта условность письма усиливается в Интернете, где пишущий часто абстрагируется от собственной личности.

У всякого известного писателя мало-помалу скапливается архив графопатии: письма от читателей и почитателей, которые он с заразительным смехом любит вслух зачитывать друзьям.

Да зачем ты ходишь на эти форумы? Там же одни графопаты несчастные!

Давайте откроем в инете музей графопатии, кунсткамеру письма – соберем характерные образчики (конечно, анонимные), проведем классификацию, разложим по полочкам… Может быть, такой взгляд в зеркало образумит многих пишущих?

графотерапИя – исцеление письмом; писание и писательство как способ поддержания психического здоровья и равновесия.

Термин «графотерапия» встречается (крайне редко) в значении физической деятельности рисования и начертания букв с целью осознания и изменения нежелательных черт характера. Более широко графотерапия понимается как психический механизм самоисцеления, который эффективно проявляется в литературной деятельности. Зачем выговаривать себя перед психотерапевтом и платить ему только за то, чтобы быть услышанным, когда можно высказать себя Абсолютному Читателю, человечеству будущего. Исцелять себя Словом! Это и есть графотерапия.

Ему каждый день нужно хоть два часа посидеть за письменным столом. Без этой графотерапии он внутренне разрушается.

Отчего среди писателей много невротиков? Правильнее было бы спросить: почему многие невротики становятся писателями, художниками? Именно потому, что нуждаются в исцелении. Графотерапия, артотерапия. «Болящий дух врачует песнопенье» (Е. Баратынский).

графоспАзм – нарушение психологического механизма письма, расстройство писательской способности.

Слово «графоспазм» встречается (весьма редко) в значении физиологического расстройства мышц руки, управляющих процессом письма. Медицинские синонимы: «спазм писчий, spasmus scriptorius, graphospasmus, судорога писчая». В более широком, психoлогическом значении графоспазм – это когда не пишется: хочется, но не можется, или: нужно, но не хочется. Почти всем, кроме, может быть, стопроцентных графоманов, знакомо это состояние творческого бессилия, которое может продолжаться и час, и день, и месяц, и годы.

«Ты чего сидишь и скучаешь? Тебе завтра сдавать сочинение!» – «У меня графоспазм».

Такая злость меня берет! Кажется, импотенция и то была бы лучше этого проклятого графоспазма.

Графоспазм – явление не только психологическое, но и социальное.

В 1920–1930-е пятилетками молчания, не-письма, отметились и О. Мандельштам, и Б. Пастернак. Графоспазм – это такое состояние мира, когда «ни одна звезда не говорит».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow