СюжетыОбщество

Кто копает под Красную площадь?

История котлована: кто рыл, кто платил, кто прикрывал

Этот материал вышел в номере № 53 от 24 Июля 2008 г.
Читать
Вчера достоянием общественности стал тот факт, что под Заиконоспасским монастырем на Никольской, в десяти метрах от Кремля, оказывается, вырыта большая яма. Яму тайно раскопало ООО «Старград». Директор «Старграда» Борис Петросян имеет в...

Вчера достоянием общественности стал тот факт, что под Заиконоспасским монастырем на Никольской, в десяти метрах от Кремля, оказывается, вырыта большая яма. Яму тайно раскопало ООО «Старград». Директор «Старграда» Борис Петросян имеет в здании монастыря солидный ресторан «Годуновъ» и еще несколько коммерческих объектов.

Заиконоспасский монастырь и примыкающая к нему Славяно-греко-латинская академия (XVII—XVIII вв) — памятники архитектуры федерального значения. Никакие подкопы под ними недопустимы. Теперь «в связи с угрозой уничтожения Заиконоспасского монастыря» делом займется прокуратура.

Здесь нужна ремарка. Дело в том, что огромный подвал под Заиконоспасским монастырем копали уже давно, и всем заинтересованным лицам это прекрасно известно. Другой вопрос — почему Московская прокуратура до сих пор тянула время и фактически дала «Старграду» закончить работу.

В апреле, когда разгорелся скандал вокруг выселения РГГУ из здания на Никольской, корреспонденты «Новой газеты» побывали на стройплощадке внутри Заиконоспасского монастыря. Уже тогда работы были фактически закончены, все было наглядно — и строительная техника, и вентиляционные шахты, ведущие куда-то в глубину, и покосившиеся стены древнего монастыря. Москомнаследие, безусловно, нашло бы повод для приглашения прокуратуры. К тому же, как пояснил нам староста Заиконоспасского подворья Геннадий Самойлов, работы по восстановлению монастыря курирует лично глава Москомнаследия Валерий Андреевич Шевчук. Как он мог не заметить?

Видно, на тот момент не было особой необходимости прижимать ресторатора Петросяна к плинтусу. А теперь, стало быть, такой момент настал.

Внезапно рассекреченный семнадцатиметровый котлован по соседству с Красной площадью — не что иное, как результат серьезного бизнес-конфликта. Петросяна давно уже просили уйти с этой территории по-хорошему. Но он упирался, и теперь к нему придет прокуратура.

Петросян, хоть и странная личность, но тоже в некотором смысле пострадавшая сторона. Отхватив у растерявшейся Москвы в смутные времена кусок Заиконоспасского монастыря, он организовал торговлю в отреставрированном туннеле от Никольской улицы к метро «Театральная». Работы по реставрации и приспособлению туннеля к торговле Петросян благополучно согласовал в Москомнаследия. Кроме того, на Петросяна нагрузили еще и довольно накладные обязательства по инвестконтракту. Согласно имеющимся в распоряжении газеты документам, его подрядили реставрировать Славяно-греко-латинскую академию на Никольской, строить православную школу, а половину доходов от коммерческого использования подвалов отдавать на нужды церкви.

То есть коммерческое использование подземелий предполагалось изначально.

Возможно, столь серьезные обременения показались коммерсанту извиняющим обстоятельством, и он продолжал, не стесняясь, рыть под своим рестораном, занявшим бывшую конюшню Заиконоспасского монастыря. До поры до времени это никого особенно не волновало, хотя Москомнаследие вяло пыталось приструнить разошедшегося ресторатора.

Все изменилось, когда у монастырей появился новый распорядитель (РПЦ), у которого, вероятно, были свои виды на подземные помещения.

О том, что практически разрушенные кварталы Заиконоспасского монастыря и Славяно-греко-латинской академии необходимо реставрировать, говорили уже давно. «У нас еще в девяностых была разработана концепция восстановления монастырей, — рассказывает архитектор Алексей Клименко. — В этом проекте Никольская рассматривалась как целостный объект, как улица просвещения».

Долгие годы до этой концепции никому не было дела, а после появились другие концепции — скажем так, более прагматичные. Солидные норвежские инвесторы изъявили желание вложиться в масштабный проект. На площади монастырей, кроме вновь выстроенных церквей, предполагались еще гостиница, рестораны, многочисленные торговые павильоны. Масштабный объект туристической инфраструктуры. И это — не худшее, что могло произойти с разрушающимися памятниками. Но о полном их сохранении речи уже не шло.

Норвежцы связались с представителями Заиконоспасского патриаршего подворья, которое давно имело виды на монастырскую территорию. Проект строительства развлекательного квартала с уклоном в православие их вполне устраивал. Подворье лишь намекнуло, что недурно бы освободить территорию от многочисленных арендаторов (среди которых и РГГУ, и ресторан «Годуновъ», и многие другие), да и вовсе организовать перевод ее в ведение Русской православной церкви.

Инвесторы вопрос решили — в 2006 году вышло соответствующее постановление. Плюс затраты на подготовительные работы к строительству. Плюс аппетиты подворья. По-европейски деликатная хозяйственная переписка инвесторов с монастырем порой просто потрясает. В одном из таких писем рассказывается, как норвежцы якобы «взяли в штат по благословению игумена Петра жену старосты с окладом 90 тысяч рублей, а также внука игумена. Более того, 300 тысяч долларов США <…>, которые предназначались на развитие проекта и были благословлены игуменом Петром, бесследно исчезли».

Когда иностранцы, наконец, стали требовать формального закрепления отношений — с ними прекратили всякие контакты. Появился новый инвестор. «Мы никак не рассчитывали получить такой удар именно от церкви», — говорят теперь норвежцы.

Если бы только норвежцы! Руководство Российского государственного гуманитарного университета, наверное, тоже не ожидало, что казачьи ряженые, нанятые в качестве охраны подворья, станут выгонять студентов из аудиторий с криками «Вон, жидовское отродье»!

И коммерсант Петросян не был готов к перманентным наездам ДПНИ. Его ООО «Старград» продолжает писать письма патриарху о недопустимости провоцирования межконфессиональной и межнациональной розни, а также о своей готовности «откорректировать согласованный с правительством Москвы проект реконструкции».

Но РПЦ плохо держит руку на пульсе происходящего на Никольской.

Геннадий Самойлов, староста Заиконоспасского подворья и руководитель всей этой градостроительной операции, что-либо комментировать отказался.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow