СюжетыПолитика

Их не хотели убивать

Грузинские журналисты стали нелепыми жертвами войны

Этот материал вышел в номере № 59 от 14 Августа 2008 г
Читать
Их искали два дня. Грузинские журналисты, фотограф Саша Климчук и пишущий корреспондент Григол Чихладзе (все его звали Гигой), выехали в Южную Осетию из Тбилиси в ночь на пятницу и пропали утром, когда грузинские войска вошли в Цхинвали....

Их искали два дня. Грузинские журналисты, фотограф Саша Климчук и пишущий корреспондент Григол Чихладзе (все его звали Гигой), выехали в Южную Осетию из Тбилиси в ночь на пятницу и пропали утром, когда грузинские войска вошли в Цхинвали.

На телеэкране рев установок «град», плачущие старики, взаимные обвинения политиков с разных сторон и много крови, а в телефонной трубке гудки, потом — просто тишина. Самое время беспокоиться уже серьезно, но ведь Саша с Гигой не такие, они всегда выбирались и сейчас выберутся. Может, телефоны выключили на всякий случай? Да и у кого поднимется рука стрелять в таких ребят?

Неизменная парочка. Оба молодые, веселые. Вечные анекдоты и споры о том, где в Тбилиси правильно готовят хинкали. Они всегда были вместе. Добродушный и шумный Саша и задумчивый и интеллигентный Гига. Саша готов был часами транслировать все политические слухи, что бродят по обе стороны Кавказского хребта. Гига же любил истории не про политиков, а про людей, в поисках интересных судеб исколесил на своем стареньком красном «Форде» всю Грузию.

Оба много работали. Саша сотрудничал практически со всеми значимыми СМИ, Гига писал в «Русский Newsweek». А еще у них было много планов: Саша мечтал создать свое фотоагентство и все-таки добился своего, Гига все собирался написать книгу.

Сашу и Гигу не хотели убивать. Позже американский корреспондент Уинстон Федерли, который со своим переводчиком вошел в Цхинвали вместе с ребятами, рассказал, что они отбились от грузинских военных и нарвались на осетинский патруль. Кто-то из них поприветствовал ополченцев на грузинском языке. Нервы ополченцев, измочаленных ночными артобстрелами и ожиданием атаки, не выдержали, они полоснули из автоматов по журналистам. Все четверо были ранены. Саше и Гиге досталось больше всех. Об этом рассказал обозреватель «Русского Newsweek» Александр Раскин, по телефону разыскавший свидетелей гибели ребят.

Когда осетины поняли, что перед ними не враги, они отвезли истекающих кровью журналистов в цхинвальский госпиталь. Врачи пытались помочь, но ребята скончались. Лишнее доказательство того, что и на войне можно оставаться людьми.

Саша — поздний и единственный ребенок, жил вместе с родителями в крохотной квартирке в центре Тбилиси, которые абсолютно зависели от его заработков. У Гиги осталась жена и двое маленьких детей. Оба были единственной опорой для своих близких.

Когда вокруг трупы мирных жителей, рвутся снаряды и недавние соседи убивают друг друга, разве можно быть безоружным и с улыбкой приветствовать солдат на своем родном языке? Очевидная же нелепость. Но ведь разумных смертей, как известно, не бывает. И мне кажется, что по большому счету все вы делали правильно, ребята.

P.S.Помимо Александра и Григола в войне погиб голландский оператор телеканала RTL Стан Сториманс (во время бомбежек в Гори). Его коллега Йероен Аккерманс получил тяжелые ранения в результате налета на Гори. Ранения получил также шофер-грузин, который на автомобиле вывозил иностранных журналистов из города. За эти дни ранения также получили военный обозреватель «Комсомольской правды» Александр Коц (уже прибыл в Москву), съемочная группа канала «Вести»: корреспондент Александр Сладков, оператор Леонид Лосев, видеоинженер Игорь Уклеин, а также продюсер НТВ Петр Гассиев. В результате обстрелов были ранены и турецкие журналисты – Ресеп Озтурк и Гурай Ирвин Секинтс, а один грузинский журналист Тимур Кигурадзе, по данным главы Центра экстремальной журналистики Олега Панфилова «находится в тюрьме» во Владикавказе.P.P.S.Журналисты, просившие мировую общественность предоставить им мирный коридор из Цхинвали (см. прошлый номер «Новой»), сумели колонной выехать оттуда. Впрочем, коридора им никто не предоставлял. Из этой группы в городе остались съемочные группы Руслана Гусарова (НТВ), Антона Степаненко (Первый канал), Евгения Поддубного (ТВ Центр) и украинской телекомпании «Интер». Эти журналисты и их команды отдали свои места в машинах, выезжающих из Цхинвали, для детей, стариков и женщин.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow