СюжетыПолитика

«Мы прогнозировали войну в Абхазии, но взорвалось в Южной Осетии»

Европейские аналитики осуждают Саакашвили и удивляются реакции России

Этот материал вышел в номере № 59 от 14 Августа 2008 г
Читать
Международная группа по предотвращению кризисов («Крайсис Груп» — ICG) — это некоммерческая, независимая международная организация, где работают более 130 сотрудников на пяти континентах. В совет ICG входят видные политические деятели,...

Международная группа по предотвращению кризисов («Крайсис Груп» — ICG) — это некоммерческая, независимая международная организация, где работают более 130 сотрудников на пяти континентах. В совет ICG входят видные политические деятели, дипломаты, бизнесмены и представители СМИ. Аналитики публикуют регулярные отчеты с рекомендациями международным деятелям и организациям.

На вопросы «Новой газеты» о войне отвечает директор Европейской программы ICG Сабин Фрейзер.

— Как вы видите происшедшее, причины конфликта?

— Прежде всего я считаю, что президент Саакашвили заслуживает осуждения. Конечно, ситуация в Южной Осетии неуклонно ухудшалась в последние несколько недель из-за регулярных перестрелок между грузинской и осетинской сторонами. И Саакашвили сделал решающий шаг, заявив, что Грузия восстанавливает свою территориальную целостность. Но всех здесь потрясла реакция российской стороны. Понятно, когда Россия говорила, что выполняет миротворческие функции и должна защищать своих граждан, живущих в Южной Осетии. Но, я думаю, что она пошла гораздо дальше этой цели. Начало действий, например, в Кодорском ущелье Абхазии, показало, что речь идет далеко не только о Южной Осетии. Российские СМИ пытаются изобразить дело так, что в Кодорском ущелье действуют сами абхазы по собственной инициативе. Но совершенно понятно, что самим абхазам трудно что-либо предпринять. Определенно, что за их спиной стоит Россия.

— На какой информации вы основываетесь?

— Мы следим за российскими, грузинскими и международными СМИ, у нас есть офис в Тбилиси, мы разговариваем с людьми в Абхазии, Южной Осетии, Грузии.

— Насколько вы верите цифрам жертв среди гражданского населения, которые называют российская и грузинская стороны?

— Сейчас очень трудно определить число погибших, но я склонна думать, что названные российской стороной цифры — полторы и даже две тысячи погибших мирных жителей — слишком завышены.

— Насколько оправданно российское наступление с военной и правовой точек зрения, в том числе удары по Гори и другим объектам внутри Грузии?

— Это не вписывается ни в какие правовые рамки. Российские власти имели законное право защищать жителей Южной Осетии. Когда Цхинвали подвергся нападению, они были вправе вмешаться и пресечь военную акцию грузинской стороны. Но это никак не оправдывает ударов по Гори, пригородам Тбилиси, наступления в Кодорском ущелье. Это за пределами миротворческого мандата.

— Не напрашивается аналогия с конфликтом вокруг Косова?

— Нельзя же сравнивать Милошевича 90-х с сегодняшним Саакашвили, систематическую кампанию этнических чисток, которые проводил Милошевич в Косове и действия Тбилиси в отношении осетинов и абхазов. У Саакашвили не было концлагерей, какие были в Боснии.

— Что такое Южная Осетия? Где ее границы?

— Грузины определенно отступили из Южной Осетии. Надо помнить, что большую часть населения этой территории составляют грузины. По меньшей мере половина жителей региона — этнические грузины. Грузинские села окружают Цхинвали. Что будет с ними, будут ли российские миротоворцы одинаково защищать и права этих людей? Что касается границ, то южные осетины заинтересованы в независимости и, возможно, последующем воссоединении с братьями в Северной Осетии для создания независимого осетинского государства. Это тоже вопрос: хочет ли Россия возникновения такого государства?

— Что международное сообщество может реально сделать для успокоения ситуации и какие сценарии можно предвидеть после этого?

— Надеюсь, что международному сообществу, прежде всего французскому председательству Евросоюза, а также ОБСЕ, удастся добиться подписания документа о прекращении огня между Грузией и Россией.

Можно совершенно определенно утверждать, что Саакашвили допустил грубую ошибку. Но, с другой стороны, Россия не может больше рассчитывать на международное признание нейтральной миротворческой силой. Раньше она выступала защитницей международного права, была очень принципиальной по косовской проблеме. В последние дни Россия совершила шаги, которые вывели ее за пределы миротворческого мандата и ухудшили ее международные позиции.

— Ваша группа консультирует ЕС и НАТО. В вашем июньском докладе содержалось предостережение в связи с осложнением ситуации в Абхазии. Можно сказать как в воду глядели, только взорвалось в Южной Осетии.

— Мы писали, что в августе Грузия, возможно, попытается вернуть Абхазию. Этого не случилось. Может быть, это было альтернативой того, что произошло в Южной Осетии. Но никто не ожидал такой реакции России.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow