СюжетыСпорт

Штангисты в штатском

Все олимпийцы летают «Аэрофлотом»

Этот материал вышел в номере № 59 от 14 Августа 2008 г
Читать
Обозреватель «Новой газеты» Алексей Поликовский, получив международную аккредитацию на Олимпийские игры в Пекине, за три месяца до открытия Игр купил авиабилет на олимпийский рейс «Аэрофлота». И вечером 12 августа, за два часа до конца...

Обозреватель «Новой газеты» Алексей Поликовский, получив международную аккредитацию на Олимпийские игры в Пекине, за три месяца до открытия Игр купил авиабилет на олимпийский рейс «Аэрофлота». И вечером 12 августа, за два часа до конца регистрации, приехал в Шереметьево-2.

Час за часом под табличкой «Идет регистрация» пассажиры рейса терпеливо ждали, пока за стойками появятся люди. К моменту, когда самолет должен был уже улететь, из недр аэропорта показались девушки-регистраторы и человек в костюме. «Мы не можем взять на этот рейс всех, — объявил он. — В самолет сядут только спортсмены. Просьба остальных покинуть зал регистрации».

А дальше началось то, что Алексей называет смесью Зощенко с Хармсом. Тренеры подбегали к стойке регистрации с криком: «Вы воруете медали у нашей сборной! У Татьяны завтра забег!» Позади спортсменов выстраивались тщедушные люди с красными корочками неизвестного происхождения. Вслух они выкрикивали: «Мы штангисты!» Человек в костюме смотрел на корочки — и штангистов пропускали. Воздух пропитывался абсурдом. Появлялась какая-то другая жизненная иерархия: состоятельных зрителей Олимпиады, загодя купивших билеты в бизнес-класс, отправляли домой. Человека с зеленым дипломатическим паспортом остановили с формулировкой: «Самолет не резиновый». А хрупкие штангисты в штатском успешно форсировали стойку регистрации.

Алексей решил прорываться, ибо профессиональная ответственность перед нашими читателями не предполагала пути назад.

— Человек в костюме взял мою аккредитацию на Олимпиаду — международный документ на английском языке, за который дрались две московские редакции, — рассказывает Алексей, — долго смотрел на нее сонным взглядом и вернул мне со словами: «Я вас на самолет не беру».

Алексей должен был вылетать на втором за день рейсе в Пекин. Нам удалось выяснить, что пассажиров первого (включая сборную Болгарии по художественной гимнастике) подняли на борт, полчаса подержали и отправили обратно в аэропорт, объявив, что рейс отменяется из-за сбоя электроники.

В итоге авиакомпания решила объединить два рейса, подселив к гимнастам легкоатлетов (во главе с олимпийской чемпионкой Татьяной Лебедевой), тяжелоатлетов, прыгунов на батуте и штангистов (в штатском).

В 11 вечера Алексею и еще сорока не прошедшим фейсконтроль пассажирам объявили, что регистрация на рейс закончена и они могут пройти в коммерческий отдел за компенсацией. Очередь туда затянулась еще на полтора часа. Две девушки-служащие записывали пассажиров и обещали посадить на один из завтрашних рейсов. Может быть. Если будут места. В качестве бонуса Алексею предложили повысить класс полета и подарить скидку на будущие билеты. По его словам, никому больше таких подарков не делали: просто отстаивать свои права пытался он один. Остальная очередь терпеливо ждала, обсуждая, как бессмысленно будет идти в суд.

В качестве опции Алексею предложили улететь не вечером в Пекин, а утром в Париж (и там ждать стыковочного рейса в Китай). Алексей отказался.

В самой авиакомпании «Аэрофлот» о проблемах с рейсом Москва — Пекин узнали от нас. «Ну бывают такие ситуации, — заметил заместитель генерального директора «Аэрофлота» Лев Кошляков. — Ситуации в аэропортах всякие. Можно требовать компенсацию… Ну небольшую, конечно… Но перед ним же извинились?»

Немного позже в пресс-службе «Аэрофлота» сообщили нам, что перед пассажирами извинялись: сотрудники наземных служб в установленном порядке. Не слышали? Ну что ж поделать.

Самое интересное: отказ электроники олимпийских «Боингов» случился дважды за три дня. 10 августа самолет рейса Москва — Пекин оторвался от полосы, покружил три часа, вернулся в Шереметьево и еще через несколько часов, со второго дубля, все-таки улетел.

Напомним: по закону на случай поломки самолета авиакомпания обязана иметь резервный борт. Для болгарских олимпийцев его не нашли: «У нас вообще не хватает дальнемагистральных самолетов», — честно объяснила пресс-секретарь авиакомпании Ирина Данненберг. И пообещала, что все 40 пассажиров смогут улететь на двух самолетах в среду. Не беда, если билеты на них раскуплены: места, пообещала Данненберг, найдутся. Видимо, когда нужно, самолеты «Аэрофлота» все-таки немного резиновые.

Под текст

«Ситуация с самолетом «Аэрофлота» — стопроцентное нарушение закона, — считает юрист Роман Бобылев, сопредседатель Клуба защиты прав туристов. — Авиакомпания не может отказать пассажиру в перелете, если он не пьян, не нарушает общественный порядок и не является недееспособным».

Однако все, на что могут рассчитывать пассажиры злополучного рейса по закону, — финансовая компенсация расходов: стоимости билета, такси до Шереметьева (при наличии чека), бутерброда в аэропорту, стоимость гостиницы в Пекине, возможно, гонорара за ненаписанную статью о пропущенном матче. Для этого нужно обратиться с письменной претензией в авиакомпанию: в «Аэрофлоте» ее пообещали удовлетворить.

За компенсацией морального ущерба придется идти в суд. По словам Бобылева, его пассажиры выиграют, но максимальная компенсация авиапассажирам составляет 5 (пять) тысяч рублей. Видимо, надо было соглашаться на рейс в Париж.

Самые злопамятные пассажиры могу обратиться с жалобой в Росавиацию и Роспотребнадзор. Скорее всего, там приговорят «Аэрофлот» к административному штрафу, уже в пользу государства, без корысти для пассажира. Правда, по словам Бобылева, для компании такого размера, как «Аэрофлот», штраф покажется булавочным уколом.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow