СюжетыЭкономика

Человек из железа

Теперь — и в России

Этот материал вышел в номере № 67 от 11 Сентября 2008 г
Читать
«Люди чаще капитулируют, чем терпят бедствие» — так говорил революционер автомобилестроения, «крестный отец» конвейерного производства Генри Форд. Если перефразировать его слова, можно сказать, что бедствия сторонятся тех, кто не привык...

«Люди чаще капитулируют, чем терпят бедствие» — так говорил революционер автомобилестроения, «крестный отец» конвейерного производства Генри Форд. Если перефразировать его слова, можно сказать, что бедствия сторонятся тех, кто не привык капитулировать. Алексей Этманов — из таких.Этманов — сварщик, который собирает так любимые россиянами «Фокусы» на российском заводе «Форд» в городе Всеволожске, райцентре Ленинградской области под боком у Питера. Несколько лет назад его имя было известно разве что коллегам по цеху. Сегодня оно известно не только в России, но и за ее пределами. Алексей — лидер независимого профсоюза российского «Форда». Профсоюза, который, без преувеличения, стал первопроходцем в борьбе рабочих за свои права в новейшей российской истории.Мой звонок Алексею Этманову застал его врасплох. «Хочу встретиться, поговорить, как дела, как ситуация на заводе». «Какая ситуация? — удивился Алексей. — Нормальная». — «Вот об этом и поговорим»…Алексей привык общаться с журналистами. Правда, обычно они одолевают его в период обострения «классовой» борьбы между профсоюзом и руководством российского «Форда». На российском «Форде» (ЗАО «Форд мотор компании» во Всеволожске) своя специфика. Предприятие иностранное, работа да и условия труда — как в любой транснациональной корпорации, по сути, международные. Вот и профсоюз «Форда» осваивает транснациональные стратегию и тактику борьбы за свои права, основанные на букве закона, на доскональном знании не только своих обязанностей, но и прав.Российский «Форд», первый иностранный автозавод в России, работает всего (или уже!) шесть лет, конвейер был запущен летом 2002-го. Четыре года из этих шести проходят под знаком небывалой активности независимого профсоюза. А все началось с Бразилии. Там, как и во многих других странах мира, также действует сборочный завод «Форд». Летом 2005-го бразильские активисты пригласили на семинар коллег из далекого Петербурга. Тогда профсоюз «фордовцев» в Северной столице пребывал еще в зачаточном состоянии. Но после общения с заокеанскими коллегами наши автомобилестроители вернулись на родину другими людьми. Они поняли, что свои права надо не только знать, но и требовать их полного и неукоснительного исполнения. Если надо – бороться. Разумеется, законным путем.— Понимаете, как получается, — размышляет Алексей, — менеджеры транснациональных корпораций говорят о высоких целях: культура производства, права работников и так далее. Но когда эти транснациональные корпорации приходят в Россию, некоторые почему-то начинают играть здесь по дремучим российским правилам: «Я начальник — ты дурак». Это я не в упрек администрации нашего завода. Но раз уж мы говорим о международных стандартах производства, то давайте строить наши отношения с администрацией тоже по международным стандартам. Да и в зарплате, и в условиях труда надо равняться на международный уровень.Первая предупредительная забастовка прошла на всеволожском «Форде» в ноябре 2005-го; затем, в декабре 2005-го, — «итальянская» (работа строго по правилам, все, что сверх того, — ни-ни); в феврале 2006-го — снова «итальянская»; в феврале 2007-го — суточная забастовка; 7 ноября 2007-го — предупредительная; наконец, в ноябре того же 2007 года — бессрочная. Длилась она беспрецедентно долго — 25 дней, с 21 ноября по 15 декабря. После чего администрация и профсоюз пошли на компромисс, договорившись о повышении зарплаты рабочим на 16 — 20% с 1 марта 2008 года. Конечно, это не 35%, о которых шла речь во время забастовки, но цифра реальная.Сегодня развитие этой истории выглядит так. Адми¬нистрация и рабочие подписали соглашение о новом повышении зарплаты на 8 — 10% с 1 сентября этого года. Сегодня средняя зарплата на заводе — 25 тысяч рублей (классный специалист, да еще с учетом работы в ночные смены, может получать до 40 тысяч). Кстати, средняя зарплата по Петербургу сегодня — 21 тысяча, а по Ленинградской области — на 4 тысячи меньше. В этом смысле зарплата «фордовцев» вполне конкурентная.

Но конкуренты дышат в затылок. Кроме «Форда», первенца иностранной автосборки в России, под Питером уже работает сборочный завод «Тойота» (с декабря 2007-го), в конце нынешнего года запускается «Дженерал моторс», в следующем, 2009-м — «Ниссан» и «Сузуки», а еще через два года, в 2011-м — «Хюндай». Шесть мировых автогигантов! К тому же и сам «Форд» расширяет производство, запуская кроме «Фокуса» сборку еще одной «российской» модели — «Мондео». Так что спрос на квалифицированную рабочую силу растет. У недовольных условиями «фордовцев» появляется все больше возможностей для выбора. Этот фактор, вероятно, немало повлиял на смягчение позиции администрации всеволожского «Форда» в отношениях с несговорчивым заводским профсоюзом.А профсоюз останавливаться на достигнутом не намерен. Сейчас он готовит текст нового коллективного договора, который будет обсуждаться рабочими, а затем его передадут на согласование руководству ЗАО «Форд мотор компании».— Мы хотим, чтобы наши условия труда и наши отношения с администрацией были вполне цивилизованными, — говорит Алексей. — И нам кажется, администрация к этому уже готова. Например, к тому, чтобы регулярно, скажем, раз в полгода, проводить плановую индексацию зарплаты для компенсации инфляции, плановое повышение зарплаты в зависимости от стажа работы. Ну, конечно, социальный пакет, скидки на покупку собираемых на заводе машин. Сегодня у нас такая скидка есть, мы этого добились — 15% от дилерской стоимости. Похоже, администрация стала нас слышать. Не сразу, а только после того, как убедилась, что мы сильны, готовы отстаивать свои права, что у нас грамотная позиция и квалифицированные юристы.Мы встретились с Алек¬сеем Этмано¬вым в помещении Меж¬регионального профсоюза работников автомобильной промышленности (МПРА). Алексей — сопредседатель МПРА, он же — председатель первичной профорганизации ЗАО «Форд мотор компании». МПРА существует с 2006 года. Сегодня в этом профсоюзе — более 3 тысяч человек. В МПРА входит не только коллектив «Форда», но и профсоюз «Единство» АвтоВАЗа из Тольятти и профорганизация совместного предприятия «GM-АвтоВАЗ», профсоюзы московского завода «Автофрамос-Рено» и калужского «Фольксваген», Таганрогского автозавода (где собирают корейские и китайские автомобили), завода «Центросвармаш» из Твери и завода автопокрышек «Нокиан Тайерс» из того же Всеволожска.

Несколько комнат в полуподвале в одном из дворов на Петроградской стороне, в центре Питера, — это очень неплохо. Сегодня независимый профсоюз может себе это позволить. Но не больше. Держать освобожденных работников, профессиональных профсоюзных боссов, работающих за профсоюзную зарплату, не по карману. Хотя в перспективе, возможно, придут к этому. Пока же вся активность — в свободное от основной работы время. А времени катастрофически не хватает.Расклад по времени у профсоюзного лидера примерно такой. Алексей живет с семьей во Всеволожске. Утром по чудовищным питерским пробкам везет дочку в университет. Дочке Ксении 17 лет, студентка 1-го курса социологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. На выбор специальности повлияла семья. Она — будущий специалист по социологии труда.После университета — в профсоюзный офис на Петроградской. Во второй половине дня — обратно во Всеволожск. В пять начинается смена на заводе. Домой Алексей вернется около двух часов ночи.

С утра — суд. Первое, предварительное заседание по делу об увольнении профсоюзных активистов «Форда» — Алексея Этманова и его заместителя Владимира Лесика. Суть дела проста. Во время нашумевшей забастовки в конце прошлого года администрация «Форд мотор компании» обратилась в суд. Суд Ленинградской области признал забастовку незаконной. Кстати, все 9 забастовок, которые провели в 2007 году свободные профсоюзы Петербурга и Ленобласти, в том числе самые крупные — на «Форде» и в Петербургском морском порту, были через суд признаны незаконными. Так что тенденция налицо.После того как стачка на «Форде» была объявлена вне закона, администрация завода объявила выговоры забастовщикам-активистам, а руководителей решила уволить. По закону для увольнения профсоюзных лидеров необходимо получить согласие профсоюза. Профсоюз такого согласия не дал. И администрация обратилась в суд, чтобы оспорить решение профсоюза. А профсоюз, в свою очередь, обратился в суд, оспаривая вынесенные забастовщикам выговоры.Словом, судебная машина движется полным ходом. Но это, похоже, не очень тревожит Алексея Этманова.— У нас грамотные юристы, — говорит он. — Да мы и сами учимся. К примеру, организуем семинары для активистов — по экономике, юриспруденции, психологии, тактике ведения переговоров. Вот 13—14 сентября семинар в Москве, 20—21 — в Калуге. Мы хотим строить демократические профсоюзы. Не только у нас на заводе, а по всей стране.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow