Темно, нервно, тоскливо. Ресторан, он же верхушка телебашни, он же модель чистилища (сценограф Зиновий Марголин). «Саранча» - первая премьера сезона - идет три часа.ДраматургБиляна Срблянович, тридцать восемь лет, родилась в Стокгольме, живет в Париже. Занимается политикой (член Либерально-демократической партии Сербии, претендовала на пост мэра Белграда). В громкой известности пьес есть оттенок преувеличения. Причиной тому политкорректность. Срблянович декларирует свою принадлежность Сербии, стране, разделенной и выжженной гражданской войной. Может быть, поэтому ее больше всего занимает проблема распада связей - с семьей, почвой, смыслом и самой жизнью. Пьеса от черной комедии нравов стремится подняться до притчи.НазваниеСаранча, как известно, образ библейский. Зловещие кузнечики, упав на прекрасную зеленую землю, оставляют после себя пустыню. В Откровении Иоанна Богослова нашествие саранчи - знак конца света. Саранча есть суета и уничтожение. Словом, актуальное насекомое.РежиссерРоман Козак, художественный руководитель Театра имени Пушкина. Сам выбрал свой трудный путь: между Харибдой кассы и Сциллой искусства; бульваром как адресом и бульваром как эстетической программой. Проплыть без потерь невозможно. В роскошном старом театре, некогда проклятом Алисой Коонен, события нечасты. Но нынешний сезон объявлен сезоном риска; вместо развлекательных безделок с разной долей обаяния в планах - серьезные спектакли («Федра» Цветаевой, к примеру).Козак читает пьесу как историю отношений человека со своей реальностью. Саранча - символ чумы времени сего, неистового себялюбия, того, что пожирает нашу природу, нашу человечность.Посыл«Умереть не страшно. Страшно быть старой», - фраза, в которой заключен нерв пьесы. О том, насколько страшно, - все ее концентрические сюжеты. Спектакль идет по тонкой грани между комизмом ситуаций и кошмаром поступков. Сын оставляет отца, потерявшего память, на скамейке возле автострады с цыпленком в фольге и запретным для диабетика сахаром; дочь-хирург выгоняет мать из дома, и она ломает шейку бедра, внучка годами не навещает бабушку, и она умирает. Все хотят жить своей жизнью, никто не готов к самоотречению - к нему с безжалостностью рока приводит ход вещей.Актеры«Каким прекрасным искусством была бы опера, - сказал Россини, - если бы ее не портили певцы». Одна из бед этой труппы - фальшивая актерская интонация, мертвящая и отдаляющая от зрителя любой материал. Исключение пока - Вера Воронкова, Николай Фоменко, Евгений Вержбицкий и Александр Пороховщиков. Его Отец не говорит ни слова, но в тяжелом патрицианском лице, каменной статуарности позы - больше драматизма, чем в иных партиях с большим количеством слов. За эту пьесу Срблянович получила премию «Новая театральная реальность», но речь в «Саранче» о самых что ни на есть старых истинах. Ненависть может связывать теснее, чем любовь, а война, начинаясь в спальне, продолжается на кухне и в детской. Неприглядные обыденные обстоятельства, как наждак, сдирают с людей маски: молодящийся гей становится смиренным пожилым человеком, исступленная баба - покорной дочерью, и одна из героинь - гримерша, которую можно счесть то ангелом, то смертью, накладывает последний грим…Спектакль сопровождает джаз-трио Евгения Борца. Главный герой, икона тележурналистики Макс (Николай Фоменко), умирая, запаковывает себя в черный пластиковый мешок и ложится на стол. Жесткий постмодернистский финал, но вспоминается пушкинское: «Сколько здесь ни видно нас, мы все сойдем под вечны своды, и чей-нибудь уж близок час»…
СюжетыКультура
Инсект съедает души
Облако «Саранчи» опустилось на Театр имени Пушкина
Темно, нервно, тоскливо. Ресторан, он же верхушка телебашни, он же модель чистилища (сценограф Зиновий Марголин). «Саранча» - первая премьера сезона - идет три часа.ДраматургБиляна Срблянович, тридцать восемь лет, родилась в Стокгольме,...