СюжетыОбщество

Самбо и дзюдо борются за Путина

Этот материал вышел в номере Цветной выпуск от 24.10.2008 №41
Читать
В минувшее воскресенье на Красной площади прошло празднование невиданного величия — отмечали 70-летний юбилей самбо. Сначала, в связи с этим удивительным фактом, мы решили узнать, почему самбо уделяется столько внимания и о чем это...

В минувшее воскресенье на Красной площади прошло празднование невиданного величия — отмечали 70-летний юбилей самбо. Сначала, в связи с этим удивительным фактом, мы решили узнать, почему самбо уделяется столько внимания и о чем это говорит. Но получилось так, что мы стали свидетелями многолетней борьбы двух видов спорта и спровоцировали очередную схватку — за Путина.

Масштабное воскресное мероприятие, организованное федерациями самбо России и Москвы, поражает размахом: Красную площадь перекрыли, чтобы весь день демонстрировать приглашенным педантичное укладывание противников различного калибра на лопатки.

На «специализированное» празднование можно было бы и не обращать особенного внимания — в конце концов, в Москве регулярно случаются и более необъяснимые вещи. Но ведь все мы знаем, что первый человек, которого называют все государственные мужи, когда речь заходит о самбо, в настоящий момент работает премьер-министром России. Ему 56 лет, 35 из них он носит титул мастера спорта по самбо (и 33 — по дзюдо). И он никогда не теряет возможности публично продемонстрировать свои борцовские умения.

У редакции возник резонный вопрос: говорит ли сам факт празднования юбилея самбо на Красной площади о том, кто сейчас правит страной? Ведь сложно, в самом деле, представить, чтобы штангист Дмитрий Медведев устроил возле мавзолея соревнования по тяжелой атлетике. Выяснилось, что организацией соревнований Путин не занимался (более того — он на них даже не присутствовал), потому что и без него у этого вида спорта слишком много покровителей — политических тяжеловесов.

Самбо можно сравнить с тайной организацией вольных каменщиков. Во времена своего существования масоны занимали высокие, в том числе государственные, посты. Российские заслуженные тренеры не могут (или не хотят) припомнить и треть имен государственных чиновников, занимавшихся самбо, — настолько велико их количество.

Глава МЧС Сергей Шойгу, член Совета Федерации Асламбек Аслаханов, государственный деятель Сергей Кириенко, министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев, директор Службы внешней разведки Российской Федерации Михаил Фрадков, руководитель Департамента здравоохранения правительства Москвы Андрей Сельцовский, представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин, мэр Москвы Юрий Лужков, министр промышленности и торговли Виктор Христенко, вице-мэр Москвы Сергей Байдаков, бывший мэр Твери Олег Лебедев (недавно осужденный к полутора годам в колонии общего режима за избиение следователя), первый мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак и многие другие не последние люди в государстве в свое время выходили бороться на ковер.

В далеком 1965 году 13-летний Володя Путин пришел в спортивную секцию на Кондратьевский проспект в Санкт-Петербурге. Последующие 11 лет его тренером был Анатолий Рахлин, который сейчас работает вице-президентом Федерации дзюдо России. Путину потребовалось 8 лет, чтобы стать мастером спорта по самбо. Можно сказать, что благодаря самбо он и сформировался таким, какой уж есть. В 1972 году вся группа Анатолия Рахлина отказалась от изучения самбо в пользу дзюдо. Связано это с тем, что тогда тренеру «своей красотой и техникой» больше импонировало восточное единоборство:

— В те годы все хотели сделать самбо олимпийским видом спорта, поэтому она много потеряло, технический материал оскудел. Неправильно говорить, что лучше, самбо или дзюдо, — каждому свое. Мне дзюдо нравится больше, потому что оно позволяет двигаться дальше, вперед.

Про своего самого знаменитого ученика Рахлин говорит, что тот всегда отличался желанием и рвением достичь высот: Путину хотелось хорошо бороться — он научился. В этом ему помогли его выносливость, терпение, старание, целеустремленность. У Путина, отмечает Рахлин, есть редкая и полезная борцовская особенность — он одинаково хорошо владеет правой и левой рукой. Это то же самое, что в теннисе уметь играть обеими руками, в футболе — бить обеими ногами.

Депутат Госдумы Василий Шестаков выступал с Путиным за юношескую сборную общества «Труд» по дзюдо. Он отмечает, что будущий президент уже в юности отличался редкой выдержкой, целеустремленностью. Никогда не отсиживался, всегда шел в атаку, умело делал передние подножки, бросок через спину, бросок через голову. Но несмотря на то, что самбо воспитало Путина, у этого вида спорта, «если он и дальше будет продолжать стоять на месте, нет будущего». Такой вот парадокс. Причем двойной. Потому что так считает путинский тренер.

— Самбо не входит (и не войдет) в программу Олимпийских игр и не получает никакого развития. В настоящий момент самбо сдает свои позиции все больше, — говорит Рахлин.

Как только доходит по публичной демонстрации боевых способностей, Путин надевает дзюдошное кимоно. Но ведь можно предположить, что когда-нибудь наступит день, когда всей стране, и особенно ее лидерам, придется отказаться от инородных единоборств (например, из-за обострившейся проблемы Курил). Вот тут-то и всплывет искусственно созданное, но наше самбо*, половину своей жизни прошедшее вместе с Путиным.

По словам депутата Василия Шестакова, с тех пор как стало известно, что президент страны занимался единоборствами и любит их, в секции по всей стране потянулось огромное количество молодежи. Президент Всероссийской федерации самбо Сергей Елисеев рассказывает:

— Если в 2000 году у нас было около 415 отделений детско-юношских школ, то сейчас насчитывается, если я не ошибаюсь, 493. Самбо — национальный вид спорта, и в настоящее время оно активно развивается в 72 субъектах Российской Федерации. В него вовлечено около 400 тыс человек. Только на всероссийском уровне проводится более 150 соревнований — среди детей, подростков, ветеранов.

Давид Рудман, основатель всемирно известного клуба «Самбо-70», руководитель Международной федерации самбо, шестикратный чемпион СССР и чемпион мира, говорит, что сегодня, вопреки заявлениям дзюдоистов, самбо переживает бум:

— Проводятся континентальные чемпионаты Азии, Европы, Африки и Америки. На каждом первенстве ставится рекорд количества стран-участников. На последнем чемпионате мира среди юношей соревновались 32 страны. На взрослом чемпионате — 43. Много желающих, и они ищут тренеров.

Любовь Путина и государственных мужей к самбо вылилась в крупное «народное гуляние», как его назвал Ренат Лайшев, председатель совета Центра образования «Самбо-70», заслуженный тренер России и заместитель руководителя Департамента физической культуры и спорта города Москвы.

Ренат Алексеевич, о чем говорит такой выбор места?

— О возрождении, восстановлении страны. Страна встает с колен, возрождается из пепла, возвращается уважение к ней. Я считаю, самбо — лицо страны. Любимый, мудрый спорт, с большой историей. Нужно смотреть не на Запад, а на себя, на свои корни, Родину, страну, и черпать оттуда силы. Из российских истоков, силы духа. Самбо — это философия страны, философия ее лучших сторон. Нужно и дальше брать за основу лучшее, что есть в стране, и идти дальше, вперед. Этот юбилей, празднование — своеобразный аванс. Аванс как возможность еще раз обратиться к молодежи, привлечь ее внимание к самбо.

Можно ли сделать вывод, что празднование юбилея самбо на Красной площади — своеобразный знак того, что Путин все еще управляет делами в стране?

— Да, безусловно. Как вы видите, страну сейчас не принимает мировое сообщество. Чтобы это исправить, нужно начать ценить себя. Черпать все из своих корней. Не из Шаолиня с их волшебством, но в себе. Надо изучать окружающий мир, но ведь у нас свой, особенный путь. И как только мы начнем это понимать, нас сразу примут, начнут уважать и ценить. Вот сейчас это постепенно происходит. Мы всегда стеснялись своего. У нас есть самбо — многонациональный и молодой вид спорта. 70 лет — маленький срок. Поэтому у самбо в сравнении с дзюдо больше перспектив — дзюдо уже всего достигло.

Вице-президент Федерации дзюдо Анатолий Рахлин считает, что все высказывания самбистов о том, что Путин один из них, — не больше чем конъюнктура:

— Это все делается, для того чтобы добиться каких-то своих целей. Большую часть своей жизни, карьеры Путин прошел как дзюдоист. Он спортсмен. И если его спросить, кто он — самбист или дзюдоист, он скажет, что начинал с самбо, а закончил дзюдо.

Анатолий Семенович делает долгую паузу. И продолжает:

— Ведь тут какое дело? Это как дом построить. Маляр, красивший стены, считает, что дом построил он. Кровельщик, клавший крышу, считает, что дом построил он. Водопроводчик, проведший воду, считает, что дом построил он. И водитель, возивший кирпичи, считает, что дом построил он. И пусть считают, ради бога.

* справка

В ноябре 1938 года в свет вышел Приказ по Всесоюзному комитету по делам физкультуры и спорта «О развитии борьбы вольного стиля». Борьба вольного стиля позже была переименована в самбо (самооборона без оружия) — вид спортивного единоборства, продукт синтеза ряда национальных видов единоборств, в том числе дзюдо. Самбо стали изучать более чем в 70 странах мира, но в программу Олимпиады до сих пор не включили.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow