СюжетыПолитика

Баня вместо моря

Экономический кризис делает пляжи дальше, а дачные грядки — ближе

Этот материал вышел в номере № 81 от 30 Октября 2008 г
Читать
Сначала хорошие новости: этой зимой цены на туристические путевки останутся такими же, как были летом. Отели, как всегда, дорожают, но авиационный керосин дешевеет, и стоимость путевок в итоге не растет. А путешествовать россияне станут...

Сначала хорошие новости: этой зимой цены на туристические путевки останутся такими же, как были летом. Отели, как всегда, дорожают, но авиационный керосин дешевеет, и стоимость путевок в итоге не растет.

А путешествовать россияне станут меньше. В Ассоциации туроператоров России (АТОР), куда входят 55 крупнейших туркомпаний, сообщают: за последний месяц количество клиентов турагентств уже сократилось на 15—20%.

«В прошлом году большая часть новогодних туров была распродана еще в сентябре. В этом году рынок замер, — говорит Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР. — Если люди позволяли себе съездить в Европу на ноябрьские праздники и к морю на Новый год, то теперь они выберут что-то одно».

В Российском союзе туриндустрии делать однозначные выводы о влиянии кризиса на турбизнес не спешат: уменьшение продаж может быть вызвано межсезоньем, экономией до лучших времен или нехваткой у людей времени на отдых.

Пик кризиса, по прогнозам турагентств, придется на межсезонье — февраль и март следующего года, когда новогодние праздники уже пройдут, а майские еще не начнутся. Общая тенденция: отели станут на одну звезду меньше, а отдых — на несколько дней короче. Меньше станет туров в далекие страны, включающие долгие (и дорогие) перелеты. Те, кто позволял себе отдых в Таиланде, доберутся только до Египта. Любители Мальдив поедут в Таиланд. Однако отказаться от отдыха совсем люди не готовы.

В АТОРе не исключают, что на волне кризиса поднимется внутренний туризм. Возможно, полеты на выходные в Европу сменят бюджетные поездки по Золотому кольцу, люди станут пользоваться поездами вместо самолетов. Корпоративных поездок — например, тим-билдинга в Подмосковье — станет меньше (компании сильно сокращают расходы), и загородные пансионаты начнут пересматривать цены, чтобы привлечь индивидуальных путешественников.

И о грустном: в АТОРе прогнозируют банкротства ряда небольших операторских компаний. В туризме, как и во многих видах бизнеса, часто работают в кредит. Если банки повысят ставки или потребуют выплатить кредиты досрочно, многим мелким фирмам придется нелегко. Теоретически туристы от этого пострадать не должны: по закону, при банкротстве туркомпании стоимость путевок туристам должны вернуть из фингарантий — страховой суммы в 10 миллионов рублей. Но прошлым летом стало ясно, что нынешней суммы фингарантий недостаточно: после банкротства фирмы «Детур» обманутыми оказались больше двух тысяч туристов, и гарантий на всех не хватило.

Из-за кризиса, предсказывает Инна Бельтюкова, генеральный директор компании «Капитал-тур», вообще исчезнет понятие «горящие туры». Если раньше туроператоры могли позволить себе заказать большой самолет и перед вылетом дешево продать оставшиеся места, то теперь будут просчитывать спрос заранее.

Иначе обстоят дела в люксовом индивидуальном туризме. В туристической компании «Содис» распроданы все места в самолете на Мальдивы, хорошо расходятся новогодние путешествия. Случаи, когда клиенты отказывались от поездок, объясняя это финансовым кризисом, были, но их не больше пяти процентов от общего количества. Да и в дальнейшем убытков в «Содисе» не ожидают. «Стоимость тура ничто по сравнению с общими финансовыми потерями наших клиентов, — считает начальник отдела продаж компании Ирина Мануильская, — От него не станут отказываться. Мы ждем, что уменьшится количество корпоративных путешествий, командировок. Те, кто позволял себе выходные в Европе или полеты на шопинг, будут от них отказываться: не только из экономии, но и из-за нехватки свободного времени».

Борис Самарянов, генеральный директор компании STAR Travel, уверен, что кризис практически не коснется образовательных туров. Их будут считать выгодной инвестицией в себя или своих детей. И все туроператоры очень надеются на горнолыжников: фанаты поедут кататься даже на последние деньги и сделают зимнюю прибыль всем.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow