СюжетыОбщество

Последний звоночек

Неизвестные катастрофы: на крыльцо сельской школы Саратовской области рухнуло две тонны кирпичей. Спустя полгода это заметило государство

Этот материал вышел в номере № 81 от 30 Октября 2008 г
Читать
В селе Долина отметили День школы. Шестилетних жителей посвятили в первоклашки, четырнадцатилетних — в старшеклассники. Праздновали в клубе, потому что здание школы обрушилось полгода назад. 15 апреля на крыльцо парадного входа упала...

В селе Долина отметили День школы. Шестилетних жителей посвятили в первоклашки, четырнадцатилетних — в старшеклассники. Праздновали в клубе, потому что здание школы обрушилось полгода назад. 15 апреля на крыльцо парадного входа упала двухтонная часть стены. Железобетонные балки пробили лестницу и на полметра ушли в землю. Это случилось за час до начала уроков.

Груды кирпича до сих пор лежат на ступеньках. Дыра в парапете крыши прикрыта рубероидом. Кирпичная кладка на фасаде свисает волнами. С точки зрения физики это невозможно, но так бывает. Выглядит страшно. Место катастрофы огорожено шнуром с красными бантиками.

«Мы по краешку ходим, как можно дальше от стен», — рассказывают учителя. В разрушенное здание они приходят каждое утро: забирают книги, таблицы, глобусы, а после уроков приносят обратно. Внутри осталось присланное по нацпроекту оборудование для кабинетов химии и биологии, полученный по президентскому гранту медиапроектор, компьютерный класс с интернетом.

Зданию всего 28 лет. Типовую трехэтажку открыли к юбилею целинного совхоза-передовика. То ли строители торопились, то ли экономили на цементе, теперь не узнать, но, как установила экспертиза, при работах «были допущены грубые нарушения СНиП». В школе текла крыша. Как говорят сельчане, «лило прямо по стенам». Несколько лет назад, согласно новым правилам лицензирования, здесь установили пожарную сигнализацию. Сирена срабатывала по ночам: провода замыкало от сырости. Чтобы понапрасну не тревожить жителей, у системы отключали центральный аккумулятор.

За год до катастрофы из парапета на крыше стали выпадать кирпичи. Брешь заложили. К 1 сентября 2007 года учебное заведение признали годным для занятий. 14 апреля 2008-го учителя заметили, что на стене над входом «нависла кладка». Директор Ольга Кулагина написала докладную в районное управление образования. Уроки на завтра отменили.

Стена упала 15 апреля в семь часов утра. «Грохот был хороший, — рассказывает дядя Леша из дома напротив.— От страха сам не помню, как выскочил и за перекресток убежал. Оглядываюсь: пылища по всей улице, ничего не видно, думал, вся школа осела». Сторож, ночевавшая в здании, позвонила директору: «Ольга Николаевна, рухнула!». «Мы предвидели, что рухнет. Но чтобы так рухнула! Не один-два кусочка, а две балки, они ударились об лестницу, перевернулись, потянули за собой кирпича, сколько смогли», — говорят учителя. Вспоминают, что было не страшно, «мы с прокуратурой и внутрь зашли, и на крышу слазили».

На доске в кабинете литературы мелом выведена «тема урока на завтра, 15 апреля: тест по роману «Жизнь Арсеньева». Учителя предупреждают: не садитесь на стулья, за полгода сильно запылились. Коридор рядом с местом обрушения перетянут веревочкой. Изнутри хорошо видно, как сильно накренилась стена. Школа кажется очень большой не только из-за пустоты: здание действительно масштабное, рассчитано на 624 места. Когда-то здесь было 550 учеников. Семь лет назад — 361. В прошлом году — 230. Сейчас — 83.

Дядя Леша (тот, который живет напротив школы) и три его сына работали в совхозе механизаторами. Хозяйство производило семена элитных сортов, могло многое себе позволить: например, для развлечения детей здесь держали стадо пони. После банкротства лошадок сдали на мясо. «Люди плакали. Другие бы восстали, а мы…».

Сам дядя Леша работает таксистом, на «копейке» возит односельчан в райцентр. Дорога удивительная: асфальт пришел в такое состояние, что его обломки перепахали и утрамбовали грейдером. «Когда начинаются бураны, по неделе не можем до райцентра добраться. Пробиваемся колонной, по 10—15 машин, с лопатами», — рассказывает дядя Леша. Ближайшая к Долине школа находится в 20 километрах.

«Каникулы» после обрушения длились неделю. Педагоги ходили по селу, осматривали помещения, куда могла бы переселиться школа. Выбрали клуб —двухэтажное здание, выстроенное с размахом ударных пятилеток: окна-витражи от пола до потолка. Родители и старшеклассники принесли из школы парты. Самым большим дефицитом оказались двери. В клубе нашлось только три изолированных кабинета, оборудованных этим незаменимым предметом. Большинство классов разместили в холле, разгороженном узорными решетками. «Представляете, какая акустика? Полнейшая тишина, только голоса учителей: я объясняю географию, а через перегородку — химию», — говорит учитель Татьяна Николаевна.

В огромном здании было холодно, ученики часто простужались.

По окончании учебного года подыскали новое помещение — фельдшерско-акушерский пункт. Половина здания пустовала. «Здесь, по крайней мере, тепло и есть семь отдельных кабинетов с дверями, — радуется Татьяна Николаевна. — Хотя, конечно, когда мы первый раз сюда зашли, увидели сарай». Учителя занялись ремонтом во время отпуска. Заделывали щели, шпаклевали, красили, обшивали потолки панелями, прорубили новый вход, чтобы дети не сталкивались с пациентами.

На месте пустыря теперь школьный двор. Посередине красуются два свежесрубленных туалета. Внутри самого «учебного заведения» все крошечное: в коридоре с трудом разойдутся двое взрослых. «Здесь у нас занимаются 19 человек», — учителя показывают комнатку, вплотную заставленную рядами парт. Очевидно, преподавательницы находятся в прекрасной физической форме, если могут протиснуться к своему столу у доски.

При ремонте выяснилось, что здание выстроено из дранки, обмазанной глиной. Гвозди в «жидких» стенах не держатся. Новоселы долго думали, как же повесить 60-килограммовые классные доски. Трудовик Юрий Иванович предложил инновацию: пробил шурупами стену насквозь и с обратной стороны закрепил их гайками.

…После третьего урока в школу прибывает делегация поваров: четыре девушки приносят в ведрах пирожки и чай. Согласно новым санитарным правилам, все ученики должны получать двухразовое горячее питание. Но в столовую, расположенную в разрушенном здании, пускать детей нельзя. Повара работают в режиме полевой кухни с пяти утра до пяти вечера. «Не представляю, как будем зимой, в темноте по сугробам таскать эти ведра. Вроде обещали нам тележку», — говорит повар Светлана Лебядько. Светлана — мама второклассницы. Получает 3 тысячи рублей жалованья и 450 рублей детского пособия. Зарплата учителя — около 5 тысяч рублей.

Вторая смена заканчивается почти в семь часов вечера. Уличного освещения в Долине нет. Родители встречают детей с фонариками.

Учительская — в школе работают 25 педагогов — оборудована в самой маленькой из больничных палат. Почти все пространство занимают две сдвинутые парты. Чтобы закрыть дверь, не приходится вставать со стула. Кроме импровизированного стола в комнате умещается шкаф. На нижней полке приклеена табличка «Кабинет географии», плотными стопками сложены тетрадки, учебники, методические пособия, из угла выглядывает свернутая в рулон карта. Полкой выше обитают словесники. Математичкам достались антресоли. «Всего в этом шкафу у нас десять кабинетов предметников», — говорит завуч Любовь Викторовна.

«Когда по телевизору показали оренбургскую школу, мы были в шоке. Наши здания так похожи, даже стены выкрашены одинаковой голубой краской. Нас просто Бог уберег», — говорят в Долине. Как замечают сельчане, повсеместные проверки учебных заведений начались только после того, как погибли дети. Ведь школы падали и раньше, но никого это не интересовало. Например, в нацпроекте не предусмотрены деньги на ремонт зданий.

Техническую экспертизу школы в Долине провели спустя три месяца после обрушения. Как заключили проверяющие, «конструкция здания находится в ограниченно работоспособном состоянии». То есть падение одной из стен всем остальным частям постройки не угрожает.

По мнению экспертов, нужно разобрать наружную кирпичную кладку, укрепить стены стальными тяжами, капитально отремонтировать крышу, полы, пищеблок, спортивный и актовый залы, заменить окна, двери, электропроводку, системы отопления, водопровода, канализации — и можно учиться дальше. Разработка этого проекта стоит полтора миллиона рублей. Деньги выделили ровно через полгода после аварии, в октябре. Планируется, что проектно-сметная документация будет готова к декабрю. По сведениям областного министерства образования, реконструкция «начнется в 2009 году». Предположительно на работы потребуется 62 миллиона рублей.

P.S.После обрушения родители школьников написали жалобы во все инстанции, включая президента. Ответов пока не получили.

Справка «Новой»

Ростовская область. 10 июня 2005 года произошло частичное обрушение здания школы № 4 в городе Звереве, закрытой на капитальный ремонт. Упала плита потолочного перекрытия между вторым и третьим этажами. Погибли рабочий и находившиеся в здании библиотекарь и сторож.

Пермский край. 22 декабря 2005 года во время занятий произошло обрушение крыши в спортзале школы № 89 на станции Григорьевская Нытвенского района. Никто не пострадал.

Вологодская область. 19 октября 2007 года в актовом зале школы № 1 произошло обрушение потолка. Госпитализированы три старшеклассницы.

Октябрь 2008 года:

Омск. По данным мэрии, в срочном капремонте нуждаются более 50 школьных объектов, в зданиях протекают крыши, лопаются стены, отсутствует вентиляция.

Республика Коми. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на начало 2007/2008 учебного года 7 школ находились в аварийном состоянии, в них обучались более 800 детей. Почти треть школ нуждалась в проведении капитального ремонта, их посещали около 40 тысяч учеников.

Курская область. По сведениям комитета образования, в аварийном состоянии находятся восемь школ региона.

Нижний Новгород. Около 50 процентов школьных зданий в городе требуют капитального ремонта.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow