СюжетыОбщество

В ходе игры проведены аресты

Стремясь побороть коррупцию в футболе и понравиться фанатам, польские политики едва не рассорились с ФИФА и УЕФА

Этот материал вышел в номере № 81 от 30 Октября 2008 г
Читать
Польско-украинский чемпионат Европы по количеству скандалов обошел пару-тройку рафинированных турниров швейцарского образца еще за три года до своего начала. Последним из них стало противостояние польских властей и международных футбольных...

Польско-украинский чемпионат Европы по количеству скандалов обошел пару-тройку рафинированных турниров швейцарского образца еще за три года до своего начала. Последним из них стало противостояние польских властей и международных футбольных организаций на почве попытки смены руководства Польского футбольного союза. А сама эта смена помимо политической конъюнктуры прямо проистекала из коррупционного скандала, не уступавшего по масштабам итальянскому аналогу.

У нас в стране невозможны ни конфликт между федерацией и исполнительной властью, ни коррупционный скандал. Ответ на вопрос «Почему?» умещается в три слова — Виталий Леонтьевич Мутко. Он, как известно, совмещает должности президента РФС и министра спорта, а борьба с договорняками, по его мнению, должна сводиться к тому, чтобы о них поменьше говорили и писали.

Вот фрагмент из любопытного выступления г-на Мутко на радио «Эхо Москвы»: «Я представляю государство. Конечно, государство сегодня не должно уйти с рынка, как мы ушли в 90-е гг. Кое-куда нам нужно вернуться, особенно там, где касается жизни, здоровья людей, регулировать там вещи. <…> Сегодня сложность заключается в том, что федерации по видам спорта достаточно самостоятельны — по международному праву, по хартиям Международного олимпийского комитета, по требованиям международных федераций. Если государство начинает вмешиваться — как в Польше, например, — они там все проворовались, государство вмешалось, отстранило все руководство федерации, взяли и приостановили их членство в УЕФА и ФИФА. То есть нам нужно найти некий баланс, и мы его найдем».

Пока Виталий Леонтьевич занят поисками баланса, мы готовы рассказать вам, о том, как все было в Польше на самом деле.

О том, что в польском футболе что-то не в порядке, известно давно, но лишь в последние три года слухи о коррупции превратились в реальные факты. Более 100 задержанных футбольных судей, функционеров и игроков красноречиво иллюстрируют масштаб явления. В 2003 г. в Уголовный кодекс была введена статья о коррупционных действиях в спортивной сфере, и это стало основой для судебных преследований за подобные преступления.

Синонимом и символом всякого зла и деградации в польском футболе стал Польский футбольный союз (ПФС). «Достаточно 10—15 минут посидеть на любом из польских стадионов, чтобы понять, каково отношение болельщиков к ПФС», — сказал в интервью журналу Magazyn Futbol вице-премьер Гжегож Схетына, известный как заядлый болельщик. Вице-премьер имел в виду постоянно исполняемые на стадионе нецензурные кричалки против ПФС, которые по силе слова могут соперничать лишь с выкриками болельщиков в адрес нелюбимой ими польской полиции.

Об этом также знали предшественники вице-премьера и сменявшие друг друга министры спорта. Все они хотели как-то исправить образ польского футбола, но не очень представляли себе, как это сделать. Можно смело утверждать, что практически каждая правительственная команда, приходящая к власти за последние полтора десятилетия, хотела реформировать польский футбол исходя как из общечеловеческих, так и сугубо практических соображений. Раз болельщики критикуют ПФС и его президента, а болельщики — это электорат, значит, искушение навести порядок в ПФС очень велико. Любой политик, которому это удастся, может рассчитывать на рост своей поддержки.

Однако последние действия политиков закончились так же, как и в прошлом. Куратора в ПФС уже вводили два предыдущих министра спорта — Яцек Дембски в 1998 г. (был убит пару лет спустя в ходе мафиозных разборок) и Томаш Липец в 2007 г. (спустя пару месяцев был сам арестован по обвинению в коррупции). Обоим пришлось отменить свои решения после вмешательства ФИФА, угрожавшей в противном случае приостановить членство Польши в этой организации.

Казалось, что третья попытка станет успешной. В этом были уверены организаторы акции: вице-премьер Схетына, министр спорта Мирослав Джевецкий, президент Польского олимпийского комитета Петр Нуровский и 37-летний Роберт Завлоцкий, доктор права из Познани, которого назначили куратором.

29 сентября вдруг распространилось известие о назначении в ПФС куратора. Никто этого не ожидал, потому что казалось, что процесс нормализации ситуации в польском футболе идет в нужном направлении. За три дня до этого Исполнительный комитет УЕФА подтвердил право Польши и Украины стать организаторами чемпионата Европы 2012 года. Начались первые процессы по поводу коррупции в спорте и были вынесены первые приговоры. На 30 октября был назначен съезд ПФС, на котором должны были избрать нового президента союза. Были согласованы изменения в уставе ПФС, а его президент Михал Листкевич заявил, что не будет выставлять свою кандидатуру.

Поводом для назначения куратора стал правовой беспорядок в уставе и регламентах союза. Это назначение, с одной стороны, вызвало недоумение, ибо момент показался неподходящим, с другой — всеобщую радость. В нашей стране сочувствуют каждому, кто воюет с ПФС. На это и рассчитывали политики. На сомнения журналистов, не встанет ли ФИФА и на этот раз на сторону союза, министр Джевецкий отвечал, что такие опасения не имеют под собой оснований. В прошлые разы ФИФА имела право вмешаться, поскольку куратора назначали министры спорта, то есть можно было говорить о вмешательстве правительства. Теперь же, убеждал министр, применен «итальянский вариант». Ведь хотя именно он, министр, обратился в Арбитражный трибунал при Польском олимпийском комитете, решение принял сам независимый трибунал. Именно так, по мнению министра, дело происходило в Италии во время коррупционного скандала два года назад. Поскольку куратора тогда определил Итальянский олимпийский комитет, а не правительство, ФИФА не имела претензий.

Однако министр был плохо информирован. В Италии действительно олимпийский комитет назначил в футбольный союз комиссара, но по просьбе самого союза и после того, как его президент подал в отставку. Кроме того, в Италии все спортивные союзы (в том числе и футбольный) находятся в компетенции председателя олимпийского комитета, а не министра.

Все это не лучшим образом свидетельствовало о компетенциях людей, взявшихся за реформирование ПФС. Акция по его оздоровлению была так безнадежно плохо продумана и подготовлена, что могла закончиться только поражением правительства. Что и произошло. На следующий день после назначения куратора ФИФА и УЕФА в совместном письме, подписанном Зеппом Блаттером и Мишелем Платини, заявили, что не признают куратора, а единственной легальной властью в польском футболе является та, что была избрана демократическим путем. Однако политики продолжали брести в тупик. Действия министра спорта поддержал даже премьер Польши Дональд Туск, а политические деятели всех основных партий в один голос твердили, что Польша не поддастся диктату ФИФА.

Однако календарь событий неумолимо склонял к компромиссу. Через неделю после назначения куратора начинались сборы сборной Польши перед отборочными играми чемпионата мира с Чехией и Словакией. Если бы до первого из этих матчей (11 октября) куратор продолжал исполнять свои обязанности, ФИФА приостановила бы членство Польши в этой организации, и матч не состоялся бы. Если же ситуация с куратором не изменилась бы и далее, следующим шагом УЕФА и ФИФА стало бы лишение Польши права проводить чемпионат Европы. Поскольку политики хотели во всей этой неразберихе выиграть что-то для себя, с предложением о посредничестве выступил даже президент Лех Качиньский.

В итоге было принято решение, что временно функцию куратора — вплоть до проведения съезда ПФС — возьмет на себя Независимая комиссия во главе с президентом Польской академии наук Михалом Клейбером (в составе комиссии оказались также представители министра спорта, ФИФА и УЕФА). Правительственный куратор был отозван, Арбитражный трибунал это одобрил, и матч с Чехией состоялся. На встрече в Цюрихе комиссия подтвердила первоначальную дату съезда ПФС — 30 октября.

Все возвратилось на круги своя. Угрозы ФИФА и УЕФА потеряли актуальность. Политики проиграли, не выиграл никто. Можно, однако, предположить, что это еще не конец войны. ПФС, организация с 40-миллионным бюджетом, не нуждающаяся ни в каких дотациях государства, — это лакомый кусок для многих политиков и бизнесменов. Проблема в том, как его заполучить.

P.S.Налоговая служба Польши заморозила банковские счета Польской футбольной ассоциации за неуплату налогов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow