СюжетыКультура

«Кинематограф живет не по средствам»

Продюсер Сергей Сельянов уверен, что кризис даст возможность выйти из тупика

Этот материал вышел в номере № 81 от 30 Октября 2008 г
Читать
«Из всех наук для нас важнейшая — кризисология, которую нужно было создавать вчера», — сокрушается историк А.Фурсов. «Нашей крупнейшей ошибкой… было то, что мы начинали экономическую реконструкцию лишь после окончания мировых войн. В наши...

«Из всех наук для нас важнейшая — кризисология, которую нужно было создавать вчера», — сокрушается историк А.Фурсов. «Нашей крупнейшей ошибкой… было то, что мы начинали экономическую реконструкцию лишь после окончания мировых войн. В наши дни много лучше сделать это, пока очередная война не началась», — уверяет экономист Линдон Ларуш. Кинематографа это касается ровно так же, как финансовой и экономической среды. «Кризис — это хорошо, — считает один из самых успешных российских кинопродюсеров Сергей Сельянов.

— Кризис в медицинском смысле слова — переломный момент, ведущий к выздоровлению».

Если не к смерти.…

— А я, знаешь ли, вижу доктора, выходящего после тревожной ночи у постели больного, вытирающего пот и облегченно выдыхающего: «Кризис…» Но если серьезно, то все сферы, конечно, пострадают, и кинематограф в том числе. Но в кинематографе и без того сложилось парадоксальное отсутствие связи между стоимостью производства и суммой, которую картина может вернуть. В девяноста пяти случаях из ста съемки и выпуск фильма стоят дороже полученного от реализации. Понятно, что долго так продолжаться не могло. И без всякого кризиса дефолт в нашем кино проявился бы в 2009-м, а в 2010-м кинорынок бы рухнул. Поэтому кризис дает возможность тупиковую ситуацию как-то разрулить. При условии сокращения, как это было и в 1998-м, зарплат, распузыренных гонораров.

Но как распорядиться кризисом правильно? Чтобы «доктор» сказал, что больной скорее жив… Ведь десятки фильмов уже запущены в производство.

— Значительная часть проектов будет остановлена.

Что для продюсеров равно катастрофе.

— Это данность, благодаря которой все (в том числе и артисты) убедятся: не из пальца продюсера высосаны проблемы.

Но фильмы у нас производятся двух видов: блокбастеры с распухшим бюджетом (в том числе и рекламным) и скромные ленты (среди них фестивальные) стоимостью до $2 миллионов, которые не всегда могут прорваться на экран.

— И кино-, и телепродукции станет существенно меньше. Сериалы уже секвестрированы. Остановлены даже начатые производства. Существует несколько видов денег. Первый — кредитные, на которые делалось много телевизионного продукта, отчасти и кинопроекты. Эта дверь сейчас закрыта. Второй — инвесторы. Вполне доброкачественный денежный источник. Но кинематограф для этих людей — не основной бизнес. Даже затратив средства, сейчас они говорят: «Ребята, стоп», понимая, что вместо пары сотен тысяч потеряют два-три миллиона. Тем более что и эти деньги — изначально кредитные. Третий вид денег — собственные средства компании. Но наш телевизионный рынок — он же и закупочный. Продюсер, снимая фильм, рассчитывает на его продажу на ТВ. Сегодня телевидению нецелесообразно тратить деньги ни на кинопроизводство, ни на покупку фильмов, тем более по существующим ценам.

Значит, вертикальное падение кинопроизводства неотвратимо?

— В общем, да. Первым всегда сокращается рекламный рынок. Рекламные бюджеты на следующий год близки к уменьшению в два раза. Следовательно, телевизионное кинопроизводство сократится. На черный день есть «библиотеки», портфель пакетов фильмов. К тому же закупать у других дешевле, чем производить. Понятно, что и закупочная цена на фильмы упадет. А ТВ-продажи в кинобизнесе сегодня едва ли не важнее кинопроката. Это одна из основных статей дохода, учитывающаяся в бизнес-плане. Есть еще DVD-прокат. Но и здесь кризисная ситуация. А значит, у продюсера нет никакой гарантии, что он закроет свою часть бюджета фильма.

Но ведь существует и господдержка. В ближайшем будущем была обещана сумма в 4 миллиарда, которая, скорее всего, будет секвестрирована…

— Это на 2010 год. Но даже те, кто уже получил на 2009-й, сейчас смотрят на бизнес-план: «Миллион господдержки, миллион своих или привнесенных средств…» Но нет обещанных инвестиционных кредитов. Вкладывай собственные? Но рассыпается весь фундамент в виде ТВ и DVD проката. Как этот миллион вернуть? Сейчас деньги не вернешь. Однажды можно безвозмездно вложиться, если фильм — дело твоей жизни. Но мы же говорим о рынке.

А как быть киногруппам, только что завершившим съемочный период?

— Что снято, так или иначе, скорее всего, пробьется. «Постпродкшн» может быть растянут во времени. Считай, что эти фильмы были сняты в другую историческую эпоху. Сегодня той картины нет, но и не закончить работу они не могут. Актеры, техники уже получили свои деньги.

Значит, необходим консолидированный поиск прагматичных решений выхода из патовой ситуации. Или тот же актер с заоблачными ставками останется без работы. Как это уже было в 90-е.

— Решать проблемы надо сообща. Актерские агентства, актеры, съемочные группы должны согласиться с сокращением фонда заработной платы. Где-то снизить суммы труднее: транспорт, бензин и пленка имеют свою себестоимость. Но надо думать о завтрашнем дне. А многие полагают, что кризис пройдет, как непогода, завтра все восстановится в привычном порядке вещей. Такого не будет. Повторяю, кинорынок был убыточен до всякого кризиса.

То есть положительная сторона кризиса в повышении ответственности продюсеров и государства за вложение и возврат денег?

— Я имею в виду простую вещь: жить не по средствам можно какое-то время, которому приходит конец. Кризис этому способствует. Кинематограф живет не по средствам. 90% картин даже с учетом господдержки не возвращали вложенных денег.

В 2005 году независимый продюсер Сельянов говорил, что для продюсера достаточно и 30% господдержки. С той поры мнение изменилось?

— Конечно. Сегодня без госфинансирования снимаются единичные проекты. Да и с госфинансированием производство фильма в нынешних условиях убыточно. Конечно, если это настоящий фильм. А то ведь некоторые продюсеры за этот пресловутый миллион и кино снимают, и еще «маржа» остается. Но не кино это, однодневка, «мувик». В кинотеатрах и на ТВ никому не нужное.

Но именно на такое «кино» наталкивает существующий закон о тендерах. Когда решение конкурсной комиссии учитывает прежде всего себестоимость проекта и скорость съемок.

— Да, тендер этому способствует. Закон о господдержке регламентирует не больше 70% на производство. Но ведь раньше смета просто раздувалась. Писали «миллион четыреста», снимали за «семьсот», брали у государства «миллион». Все это не продюсерство, не кино и к рынку не имеет отношения. Такие продюсеры не заинтересованы, чтобы фильм дошел до зрителя. Зато если удастся его и на ТВ спихнуть — можно «маржу» до 200% догнать.

Еще до кризиса киносообщество трясли слухи о походах «группы продюсеров» во главе с Сельяновым и Толстуновым в Кремль, о плане сосредоточить значительную часть финансирования и кинопроизводства под эгидой четырех-семи студий мэйджоров…

— Речь не о четырех—семи студиях. Цифра не формализовалась. Имелось в виду, что в условиях приближения дефолта в кино необходима адресность господдержки. Отсечение «охотников за маржой», творцов симулякров. Есть игроки, которые сильней. Они определяются на базе выработанных критериев. Деньги распределяются на конкурсной основе. Возможны двух-трехлетние программы для успешных, состоятельных компаний. Ведь не все кинокомпании стремятся производить по четыре-пять картин в год. Не так это просто.

Каково место в этом раскладе крупных студий — «Мосфильма», «Ленфильма»?

— Эти студии прежде всего предоставляют услуги. Если же речь идет об их продюсерских центрах, они на равных участвуют в конкурсе.

Этот план представляется тебе вариантом выхода из системного кризиса?

— Если подразумевать тот кризис, в котором мы давно засели. К тому же у государства есть потребность в идеологии, в каком-то количестве так называемых ценностных фильмов.

То есть госзаказ?

— Госзаказ — плохой и неточный термин, прежде всего с юридической точки зрения. Точнее сказать «крупнобюджетный ценностный фильм». Или «особо значимый». Пожалуйста, на конкурсной основе предлагайте идеи, темы.

Из четырех объявленных на 2010 год миллиардов рублей два предполагалось отдать на эти «особо ценностные фильмы».

— Здесь многое определяет инициатива снизу. Если государство что-то настойчиво будет «заказывать», рекомендовать — ничего не выйдет. Деньги освоят, а стоящего ничего не произведут. Создание крупного фильма — отдельный вид деятельности. На коленке его не сделаешь. Риски огромные. На энтузиазме в большое кино не сыграешь.

Не хотелось бы, чтобы эти проекты прихлопнули крышку гроба над авторским кино.

— Прежде всего в проекте речь идет об адресности. В кино, о котором ты говоришь, очень мало, если не вовсе отсутствуют коммерческие мотивации, зато есть иные. В этом смысле заслуживает поддержки любой талантливый фильм. Достоевский является и национальным достоянием, и одним из сущностных брендов России.

Вряд ли ты расскажешь про известные тебе закрывающиеся проекты. Но ведь про себя, про студию «СТВ» — можно?

— Заканчиваем «Морфий» Алексея Балабанова по Булгакову. Но этой осенью впервые за многие годы мы ничего не снимаем. И дело тут в другом кризисе: режиссуры, проектов, идей. Поэтому мы делаем мультфильмы. Завершаем «Федота-стрельца», как и «Морфий», без господдержки. В разгаре производство «Ивана-царевича и Серого волка». Есть совместный проект «Хорошая погода» с «Амедиа» и телеканалом «Россия». Весьма занятный триллер. Сейчас обсуждаем: либо сократим бюджет до полутора миллионов, либо откажемся от него. На данный момент удалось сократиться до 1,7 миллиона. Сейчас ситуация примерно такова: высокобюджетные проекты должны сократиться — минус 70% оплаты труда, средние — минус 50%, низкобюджетные — минус 30%. Речь ведь идет об адекватности. Делая триллер — он же для публики? — идти на убыток в $500—600 тысяч?

Господдержка на 2009 год в основном распределена. Довольно большое число фильмов должно было запуститься в декабре. Не исключаю, что ряд продюсеров откажутся от полученной господдержки. Это же еще не деньги, а договоры, которые будут расторгнуты. Но я рассчитываю на то, что участники рынка проявят вынужденное благоразумие. И мы выработаем новые правила, которые в дальнейшем позволят снимать кино.

Справка «Новой»

Предлагаем оглянуться на опыт выживания в эпоху кризисов Голливуда — самой успешной в мире киноиндустрии.

Именно во время Великой депрессии 1930-х американская киноиндустрия окончательно оказывается в руках крупного капитала. В этот период Голливуд выпускает 400 фильмов в год.

Президент Рузвельт в 1933-м провозглашает политику «Нового курса», одним из направлений которой становится декларация внимания к нуждам простого человека. А в 1934-м утверждается «производственный кодекс», регламентирующий кинопродукцию под девизом «сохранения ее чистоты». Кинематограф точно транслировал задание «партии и правительства». Обращаясь к проблемам безработицы, детской беспризорности, классовых конфликтов, экран был призван утешать, обнадеживать, сеять иллюзию. Внушать бедняку идеи социальной справедливости и возможности честным трудом добиться славы и богатства. Существует весьма распространенная точка зрения, что именно кинематограф был паровозом, вытащившим Штаты из Великой депрессии. Самый популярный жанр середины 1930-х — сентиментальные мелодрамы. В эту эпоху (благодаря приходу звука) невиданную популярность приобретает и новомодный жанр мюзикла, а Джуди Гарленд, Дина Дурбин, Фред Астер, Джинжер Роджерс становятся национальными любимцами.

Финишной чертой кризиса 1930-х оказывается выпуск на экраны одного из самых успешных фильмов в истории кино — «Унесенные ветром». Во времена экономической нестабильности кинематограф — сладкое лекарство — дарит возможность «уснуть и видеть сны», забыв о насущных проблемах, или в крайнем случае вслед за Скарлетт О`Хара «подумать об этом завтра».

Кассовые сборы голливудских картин за нынешнее кризисное лето достигли, по сообщению Variety, рекордной отметки за все времена — $4,16 млрд. Тенденция к увеличению бокс-офисов шла вразрез с общим регрессом американской экономики, переживающей трудные времена. Лидер кассовых сборов лета «Темный рыцарь» Кристофера Нолана принес Warner Brosers около $500 млн.

Впрочем, хотя киноиндустрия и продолжает демонстрировать отличные денежные показатели, даже в Голливуде говорят о приостановке съемок наиболее дорогих кинопроектов. Тем более что, очнувшись от затяжных забастовок Гильдии сценаристов, Голливуд стоит на краю новых тяжб — с Гильдией киноактеров, объединяющей 120 тысяч членов. Актеры требуют пересмотра контрактов в сторону увеличения отчислений с DVD-проката и отчислений от размещения в фильмах продакт-плейсмента. Актеры пренебрегают проблемами мирового экономического кризиса. Перефразируя Людовика, каждый из них восклицает «Кинематограф — это я!» — и требует увеличения гонорара.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow