СюжетыОбщество

Мастер-класс, или Все учтено могучим ураганом

Блоггеры в газете. Два месяца назад рухнул AirUnion

Этот материал вышел в номере № 81 от 30 Октября 2008 г
Читать
— Но деньги! — застонали васюкинцы.— Им же всем нужно деньги платить! Много тысяч денег! Где же их взять? — Все учтено могучим ураганом, — сказал О. Бендер, — деньги дадут сборы. Когда пытаешься окинуть взором недолгую историю славного...

— Но деньги! — застонали васюкинцы.—

Им же всем нужно деньги платить! Много тысяч денег! Где же их взять?

— Все учтено могучим ураганом, — сказал О. Бендер, — деньги дадут сборы.

Когда пытаешься окинуть взором недолгую историю славного альянса AirUnion, перед глазами встает классика жанра. Достаточно только поменять Остапа Ибрагимовича Бендера на братьев-близнецов Бориса Михайловича и Александра Михайловича Абрамовичей, васюкинских шахматистов — на чиновников правительства, а «Шахклуб четырех коней» на AirUnion.

Так как бюро шахсекции было тут же, Остап организовал под своим почетным председательством минутное заседание, на котором секцию единогласно переименовали в «Шахклуб четырех коней». Гроссмейстер собственноручно, пользуясь уроками «Скрябина», художественно выполнил на листе картона вывеску с четырьмя конями и соответствующей надписью.

Дальше было, как известно, «регулярное отправление почтовых самолетов и дирижаблей во все концы света, включая Лос-Анжелос и Мельбурн», Хозе-Рауль Капабланка и белая кобыла, особым постановлением переименованная в коня.

Присутствующие напряженно смотрели на гроссмейстера.

— Повторяю, что практически дело зависит только от вашей самодеятельности. Всю организацию, повторяю, я беру на себя. Материальных затрат никаких, если не считать расходов на телеграммы.

Одноглазый подталкивал своих соратников.

— Ну! — спрашивал он. — Что вы скажете?

— Устроим! Устроим! — гомонили васюкинцы.

— Сколько же нужно денег на это… телеграммы?

— Смешная цифра, — сказал Остап, — сто рублей.

— У нас в кассе только двадцать один рубль шестнадцать копеек. Этого, конечно, мы понимаем, далеко недостаточно…

Но гроссмейстер оказался покладистым организатором.

— Ладно, — сказал он, — давайте ваши двадцать рублей.

Примерно такие диалоги происходили между ответственными гражданами из Минтранса и частными акционерами компании «Красноярские авиалинии» Абрамовичами (есть версия, что все прошло гладко оттого, что их перепутали с другим, более известным у широких масс населения, Абрамовичем). Результат известен — появление на свет указа президента о создании хозяйствующего субъекта под названием AirUnion, в который были включены уже упомянутый «КрасЭйр» (госпакет — 51%), «Домодедовские авиалинии» (50,4%), «Самара» (46,5%), «Омскавиа» и «Сибавиатранс».

Сразу отметим, что сей субъект изначально представлял собой нечто странное. Управляющая структура, которая сама никаким ликвидным имуществом не отвечает, но при этом выпускает облигационные займы, аккумулирует сборы с васюкинцев и распределяет прибыль компаний, входящих в альянс. При этом рассчитываться по долгам с аэропортами и поставщиками топлива считалось ниже собственного достоинства.

Очень удобная схема, надо признать. Если распространить закон сохранения энергии на денежную массу, то она не может куда-то просто исчезнуть — обязательно где-нибудь проявится. На протяжении двух лет два брата из ларца, поставленные чиновниками управлять госавиаактивами, по самым скромным подсчетам, вывели несколько сот миллионов долларов (впрочем, другие тоже выводят. Но так много, как из AirUnion, еще никогда в истории отрасли не утекало). На эти деньги — какая неожиданность! — Абрамовичи стали владельцами венгерской авиакомпании Malev и нового — создали с нуля компанию-авиаперевозчик SkyExpress.

С этими словами гроссмейстер, поняв, что промедление смерти подобно, зачерпнул в горсть несколько фигур и швырнул их в голову одноглазого противника. Не теряя драгоценного времени, Остап швырнул шахматной доской в лампу и, ударяя в наступившей темноте по чьим-то челюстям и лбам, выбежал на улицу.

Примерно так развивались события в августе, когда из-за долгов встали самолеты, а десятки тысяч пассажиров компаний AirUnion проводили недели на полу в залах ожиданий. Правда, в отличие от васюкинцев наши чиновники почему-то не ринулись вслед за гроссмейстерами. Министр транспорта Игорь Левитин нашел крайнего и доложил об этом премьеру правительства. Крайним, само собой, оказался керосин. Мол, задрали цены, вот и не могут летать — платить нечем. Вопрос о том, куда делись деньги и почему другие авиакомпании летают с теми же ценами на керосин, почему-то ни у кого не возник.

Разрулив с помощью керосина из госрезервов ситуацию с рейсами обанкротившихся перевозчиков, наши выдающиеся топ-менеджеры из правительства решили сами провести межпланетный шахматный турнир. А для этого на базе шахклуба создать новый мегаперевозчик, который по замыслу авторов должен стать достойным конкурентом государственному же «Аэрофлоту».

К реализации великого плана подключили еще одного гиганта — мэра Москвы Юрия Лужкова с его компанией «Атлант-Союз», который тут же начал «строить маршрутные линии».

В принципе мне понятно, чем вся эта затея закончится.

— Уау! — протяжно стонали шахматисты. Целых тридцать любителей очутились в воде. Они быстро выплывали на поверхность и один за другим цеплялись за перевернутую барку. Последним причалил одноглазый.

(Публикуется с сокращениями)

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow