СюжетыОбщество

Как заработать на отмывании картошки

По дороге с поля на прилавок корнеплод дорожает в разы

Этот материал вышел в номере № 86 от 20 Ноября 2008 г
Читать
В условиях финансового кризиса каждый из нас все чаще начал задумываться: «А стоят ли продукты питания, которые нам необходимы каждый день, тех денег, которые приходится за них платить?» Известно ведь, что себестоимость многих товаров,...

В условиях финансового кризиса каждый из нас все чаще начал задумываться: «А стоят ли продукты питания, которые нам необходимы каждый день, тех денег, которые приходится за них платить?» Известно ведь, что себестоимость многих товаров, которые мы употребляем в пищу, едва ли не ниже цены их собственной упаковки.

Иногда масштаб неоправданных наценок доходит до абсурда. В прошлом году в канун новогодних праздников в «Ашане» я видела квадратный японский арбуз по цене 1000 рублей за килограмм. Самое интересное, что люди довольно активно покупали это заморское чудо. Сейчас средний покупатель стал гораздо более разборчивым, однако на полках супермаркетов все еще можно найти десятки элементарных продуктов, цены на которые находятся за пределами разумного.

В качестве объекта исследования был выбран корнеплод №1 — картошка. Исполнение своей миссии я начала с популярной сети супермаркетов «Седьмой континент». На полке рядом с российской обыкновенной картошкой красовалась пластмассовая квадратная упаковка с четырьмя большими картофелинами — специальный продукт для запекания. Вес товара — 1 килограмм, называется Baker party, производитель — Франция. Цена не указана. Пришлось разыскать продавца-консультанта. Молодой человек взял упаковку и ушел с на кассу. Вернулся смущенным:

— Она стоит 152,90.

— А что в ней особенного? — недоумевала я.

— Не знаю. Производят во Франции.

Дождаться покупателей драгоценного картофеля не удалось. Тогда я пошла в еще более дорогую «Азбуку вкуса». Удалось обнаружить очень широкий ассортимент картофеля: для запекания, для поджаривания, варки, пюре, а также универсальный — который подходит для всего (как будто бы, к примеру, вода бывает для питья, чая, супа и такая, которую можно использовать везде). Самый дорогой картофель (расфасован по 1,5 килограмма в упаковке) — Cherie для пюре по 259 рублей, по такой же цене можно купить пачку аналогичного веса, но уже для жарки. Снова обратилась к консультанту, снова получила мутный ответ на вопрос, а чего же такого особенного в этом продукте: «Наверное, картофель для пюре более рассыпчатый после варки, тогда его более удобно толочь»…

В магазине «Перекресток» не удалось отыскать экстравагантного картофеля. Самый дорогой товар назывался «Картофель мытый» и стоил около 36 рублей за 1 килограмм — цена вполне приемлемая.

«Перекресток», кстати, вынужден снижать цены, потому что его материнская компания — X5 Retail Group — остро нуждается в деньгах. В середине прошлого месяца была объявлена акция, по которой значительную часть ассортимента можно купить со скидкой 30% — в основном это алкоголь, бакалея, детское питание. Сразу же возникают подозрения, что владельцы сетей действуют так из-за давления финансового кризиса, особенно эти догадки кажутся достоверными на фоне того факта, что некоторые магазины сети в спальный районах уже перестали работать: официально — по техническим причинам.

На вопрос, каким образом изменился спрос на продукцию за последнее время, в пресс-службе X5 Retail Group нам ответили: «В Х5 по результатам 9 месяцев 2008 года рост сопоставимых продаж составил 25%, что говорит о высокой покупательской способности. Но мы не исключаем, что в будущем мы увидим смещение потребления от дорогих товаров в сторону более дешевых».

Невольно возникает вопрос — раз сеть снижает стоимость товаров, значит, наценка до этого была достаточно большой и можно позволить себе ее сократить без особого убытка. Если следовать этой логике, то регулярно возникающие у покупателей мысли о несправедливо высоких ценах — не такой уж и предрассудок.

Впрочем, компании, которые пока не затронуты кризисом, не торопятся сдавать позиции. Так, пресс-секретарь сети супермаркетов «Азбука вкуса» Андрей Голубков рассказал «Новой», что в связи с кризисом, «скорее всего, стоит ожидать переключения потребителей с магазинов среднего ценового уровня на дискаунтеры. Покупатели премиального сегмента — и это показал кризис 1998 года — более лояльны».

Проблему высоких цен в сети Андрей Голубков прокомментировал следующий образом: «По многим группам товаров мы и так работаем с достаточно низкой наценкой. Высокая цена на ту или иную позицию объясняется тем, что товар (особенно экзотический или редкий) может быть дорогим уже в закупке».

Все это так, но себестоимость производства картошки элитных сортов хотя и выше, чем у обычной, однако несопоставима с ценами, которые можно увидеть в торговых сетях. То есть высококачественный товар может — и должен! — быть относительно недорогим.

Взять, к примеру, картошку, которую производит тульское ООО «Максим Горький (входит в «Национальную земельную компанию»). Качество продукта высоко оценили такие взыскательные специалисты, как министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев и мэр Москвы Юрий Лужков. По крайней мере их подписи стоят на грамоте, входящей в комплект с золотой медалью, полученной хозяйством в рамках Российской агропромышленной недели. Вот что нам рассказала Валентина Федоровна Громова, главный агроном «Национальной земельной компании»:

— Наш картофель поставляется сейчас на рынок не только в первозданном виде, а еще и в приготовленном, то есть товар моется, пакетируется — подается в таком виде, в котором его приятно приобретать в магазинах.

С теми компаниями, с которыми мы ведем постоянную работу, цена в основном договорная. Кроме того, стоимость зависит и от спроса. Начаться цена может от 5 рублей за килограмм, есть продукт по 7, 8, 10 рублей, есть по 12.

В супермаркеты Москвы мы поставляем картофель мытый и фасованный.

По словам г-жи Громовой, их картофель в том числе продается в столичной сети супермаркетов BILLA. Я заглянула в один из таких магазинов. Там, казалось бы, представлена самая разная картошка. Но я специально изучала бирки, приклеенные к упаковкам. Там было указано, что товар произведен либо «Национальной земельной компанией», либо конкретно хозяйством «Максим Горький».

Цены можете сравнить сами:

«Мытый» — 79,90 руб. за 2,5 кг (31,96 руб. за 1 кг).«Молодой» — 59,90 руб. за 2,5 кг (23,96 руб. за 1 кг).«Зекура» — 18,90 руб. за 1 кг.

Если учесть, что хозяйство реализует картофель уже мытым и фасованным, то получается, что сеть продает его как минимум вдвое дороже, чем покупает.

Чтобы понять, из чего складывается наценка, в два-три раза превышающая закупочную цену, я постаралась связаться с представителями самой сети BILLA. Меня соединили со специалистами по фруктам и овощам. Поднявшая трубку девушка довольно грубо объяснила мне, что она комментарий дать не может — для этого существует байер, которого никогда нет на месте.

Пришлось прибегать к помощи аналитиков. Марина Самохвалова, аналитик ИГ «Капиталъ», рассказала «Новой»: «Сети сами решают, какую наценку пристроить. Это зависит от сорта продукта, его внешнего вида, престижности. Наценки совершенно разные, есть минимальные, есть большие. Они зависят также от того, сколько сети потратили на транспорт и хранение».

Причины возникновения неразумно высоких цен также объяснил аналитик ИК «Финам» Максим Клягин: «Стоимость картофеля существенно варьируется в зависимости от качества продукции и формата торгового объекта, в котором он реализуется. Разница в цене вполне может достигать 50—100% и более, и дело, естественно, далеко не только в транспортной составляющей. Вместе с тем в наиболее распространенных форматах сетевой розничной торговли наценка на данный низкомаржинальный товар обычно невелика и, по нашим наблюдениям, редко превышает 10—15%». Если снова говорить о той же картошке «Максим Горький», принимая в расчет ее закупочную стоимость и циферки на ценнике, выходит, что даже с учетом всех затрат — транспорт, аренда, зарплата сотрудникам — основной процент наценки зависит от произвола супермаркета, подчеркивающего высокой стоимостью продукта его престижность (и получающего как бонус неплохую прибыль). Итог — самый простой картофель в этой сети мы вынуждены покупать почти в два, а наиболее престижный — почти в три раза дороже.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow