СюжетыОбщество

Пересадка мозга побеждает СПИД

В Германии человека впервые, кажется, вылечили от приобретенного иммунного дефицита

Этот материал вышел в номере № 86 от 20 Ноября 2008 г
Читать
Тысячу раз, наверное, СПИД объявляли побежденным. И тысячу раз на поверку победа пока оставалась за ним. И вот тысяча первый шанс? О чем собственно речь? В одной из клиник немецкой столицы пациенту делали пересадку костного мозга — обычная...

Тысячу раз, наверное, СПИД объявляли побежденным. И тысячу раз на поверку победа пока оставалась за ним. И вот тысяча первый шанс?

О чем собственно речь?

В одной из клиник немецкой столицы пациенту делали пересадку костного мозга — обычная операция при врачевании лейкемии (белокровия). Но этот человек был также болен и СПИДом. В пересаженном ему донорском костном мозге оказался ген, подвергнувшийся мутации и потерявший в результате ее способность пропускать в живую клетку вирус СПИДа. Клетки собственного костного мозга, пораженные болезнью, перед этим были «обезврежены» облучением и лекарствами. И случилось чудо. Прошел год. Прошло еще восемь месяцев. Вирусов СПИДа в анализах пациента больше не обнаруживали. Прокомментировать эти сообщения в СМИ и интернете я попросил ученого, с которым встречался два десятилетия назад (наш диалог «СПИД без сенсаций», опубликованный тогда «Известиями», был одной из первых публикаций на эту тему в советских СМИ).

Мой собеседник — Валентин ПОКРОВ¬СКИЙ, директор Центрального института эпидемиологии, академик Российской академии медицинских наук, президент АМН СССР и РАМН в 1987—2006 годах.

Валентин Иванович! Если все так, как сообщают информационные агентства, мы стоим на пороге нового метода, при помощи которого удастся, возможно, остановить наступление СПИДа. Если мы научимся целенаправленно «культивировать» мутацию генов в нужном направлении, использовать, например, с этой целью стволовые клетки…

— Знаете, я столько раз уже сталкивался с «методами», побеждающими СПИД, что выработал против них устойчивый иммунитет.

На основании появившейся сейчас в прессе информации сказать что-либо определенное просто не представляется возможным. То, что поиски ведутся, очень хорошо. Какая-то идея тут содержится. Что такой блокатор для вирусов СПИДа может быть — вне сомнения. Но есть ли он на самом деле и обнаружили ли его, до сих пор не ясно. Прежде чем определенно, с твердым знаком в конце утверждать подобное, надо подвергнуть имеющиеся данные строгому и полному анализу.

По каким направлениям идет поиск противоядия против СПИДа у нас в стране?

— По разным. Основное все-таки пока химические препараты. Выделены огромные, буквально миллиардные средства на разработку и изготовление вакцины против СПИДа. Но какой-то стержневой идеи создания такой вакцины пока не появляется. Есть только метод тыкания пальцем — а вдруг попадешь туда, куда надо. Ничего другого за душой тут нет.

Я всегда говорю: чтобы создать вакцину против ВИЧ-инфекции, надо быть или Эдуардом Дженнером, или Луи Пастером.

Дело не только в созданных ими вакцинах. Это, так сказать, уже практическое приложение их, не побоюсь громких слов, фундаментального характера открытий, их идей, их метода. У Дженнера все, как известно, началось с наблюдения, что доярки, переболевшие коровьей оспой, получают защитный иммунитет и против оспы человеческой. А дальше родилась удивительная идея использования вируса коровьей оспы для вакцинации, для уничтожения зла большого злом малым — прививкой ослабленных распространителей болезни для защиты от самой болезни.

А Пастер стал готовить вакцины путем пассажа мутации, ослабления вируса, последовательно заражая одно животное от другого.

Может ли сегодня к этим двум именам прибавиться третье — человека, который предложит принципиально новый метод противостояния болезням, в частности СПИДу?

— Пока такого человека не вижу. Но это не значит, что он не может появиться. Ибо сама медицинская наука, работающая ныне на уровне клетки и отдельного гена, экспериментирующая со стволовыми клетками, создает предпосылки для рождения новых подходов. И я рад был бы увидеть их в любом шаге вперед на нелегком пути противостояния СПИДу. Но, если вернуться к конкретной ситуации, с которой начат разговор, она пока не дает ни необходимых, ни достаточных оснований связывать данный случай с рождением какого-то принципиально нового метода лечения. Но мне в данной информации об излечении от СПИДа одного конкретного человека не хватает строго научной проверки того, насколько неслучайна, устойчива, повторно воспроизводима, переводима в лечебные методики описанная ситуация. Не рождена ли она просто тем же «методом тыка»?

В СМИ, как правило, слишком много погони за сенсационностью, слишком мало проверенной научной информации, позволяющей делать какие-то выводы. Слишком бездумно предоставляется слово всякого рода шарлатанам, наживающимся на человеческой беде. Помните, как шумела пресса по поводу доморощенного якобы создателя вакцины от СПИДа, который отказывался дать ее российским властям (мол, они ее не так используют), но готов был предоставить ее международным организациям. Когда же ему предложили встречу с представителями ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), он на нее не явился, сославшись на насморк у дочери.

А чего стоит появление в Армении лекарства, якобы излечивающего от СПИДа, оказавшееся авантюрой чистейшей воды! Когда я, будучи президентом РАМН, беседовал на эту тему с министром здравоохранения Армении, он умолял: ради бога, не связывайте эту аферную кампанию с медициной республики!

Подвести итог можно так. Информация из Берлина многообещающа. Но она требует серьезной научной апробации. Слишком уж часто у нас сейчас в массовой печати абсолютизируются, выдаются за доказанные частные, единичные, а порой и случайные результаты, над которыми еще не снята рубрика «Требуется доказать».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow