СюжетыКультура

Лот влёт

На аукцион выставят рисунки, которые художник не решался показывать дамам

Этот материал вышел в номере № 86 от 20 Ноября 2008 г
Читать
События повседневной художественной жизни все чаще делятся на коммерчески перспективные и просто важные для текущего арт-процесса. Но, к счастью, бывают и исключения, в равной мере обладающие обоими качествами. В конце ноября в Лондоне...

События повседневной художественной жизни все чаще делятся на коммерчески перспективные и просто важные для текущего арт-процесса. Но, к счастью, бывают и исключения, в равной мере обладающие обоими качествами. В конце ноября в Лондоне состоится аукцион, одним из лотов которого станет уникальная коллекция из 122 недавно обнаруженных тушевых рисунков русского художника Константина Сомова (1869–1939). Британский аукционный дом МасDougall`s уже показал находку в Москве и Киеве и не сомневается в успехе предстоящих торгов: по оценкам многочисленных экспертов, в период экономического кризиса интерес к настоящим раритетам на антикварном рынке нисколько не снизится.

Член Союза русских художников Константин Сомов, получивший звание художественного академика в 1914-м, в качестве представителя группы художников Петрограда уехал в Нью-Йорк с выставкой русского искусства в 1923 году, да так и остался за границей. Именно там, за океаном, в частном доме на Пятой авеню, прежде принадлежавшем собирателю русского искусства, молодая наследница американского коллекционера недавно обнаружила три папки с многочисленными сомовскими рисунками. Некоторую пикантность сюжету придает, если так можно выразиться, характер литературного первоисточника, вдохновлявшего Сомова: графическая сюита посвящена так называемой «Книге маркизы», замешанной на литературной эротике по стандартам французского рококо XVIII века. Сохранилось письмо рисовальщика, адресованное его современнице, художнице Анне Остроумовой-Лебедевой, где, в частности, говорится: «Мне жаль, что я не решусь показать Вам многое из оконченных рисунков, они сделаны для издания, которое не будет продаваться открыто и будет печататься в небольшом количестве экземпляров. Как моему верному и тонкому судье я их должен Вам показать, но показать их Вам, даме, было бы непростительно».

Самые «безобидные» из рисунков этого цикла, над которым Константин Сомов работал более десяти лет, все же появлялись на выставках и уже после первого показа получили прозвище «Содомов» — что вовсе не отменяло восхищения публики перед филигранностью сомовского мастерства. Можно даже сказать, что серия, и прежде известная по разрозненным изображениям и изданиям разных лет, непременно в той или иной мере купированным цензурой, воплотила творческую концепцию мастера, одинаково востребованного сначала на родине, а впоследствии в Америке и Париже. «Главная сущность всего — эротизм, — утверждал Сомов. — Поэтому и искусство немыслимо без эротической основы». Известно, что работа над «Книгой маркизы» началась по предложению, которое сделал художнику издатель фон Вебер; впервые оформленная Сомовым небольшая хрестоматия эротической литературы была издана в Мюнхене в 1907 году тиражом 850 экземпляров — правда, цензура изъяла большинство иллюстраций, оставив из 31 рисунка всего 6 и еще такое же количество виньеток. Впоследствии книга претерпела еще несколько изданий разной полноты и откровенности и каждый раз пользовалась успехом у публики явно не из-за текстов. Устроители лондонских торгов 25 ноября надеются выручить за оригиналы сомовских иллюстраций от полутора до трех миллионов фунтов стерлингов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow