Сюжеты

Интимная десятиминутка

У театрального искусства есть свои «голубые фишки», и во время кризиса они не пострадают

Этот материал вышел в № 87 от 24 Ноября 2008 г
ЧитатьЧитать номер
Культура

Екатерина Васенинакорреспондент отдела культуры

 

Два спектакля из программы фестиваля Нового европейского театра NET льстят зрительскому самолюбию так, как человеку льстит индивидуальная услуга — private banking, зал VIP-обслуживания в аэропорту или отдельный кабинет в ресторане....

Два спектакля из программы фестиваля Нового европейского театра NET льстят зрительскому самолюбию так, как человеку льстит индивидуальная услуга — private banking, зал VIP-обслуживания в аэропорту или отдельный кабинет в ресторане. Индивидуальный спектакль вне обычного театрального здания — «голубая фишка» на театральной карте Европы, чья цена растет по мере роста нашей любви к эксклюзиву.

Англичанин Джейк Олдершоу сделал десятиминутный спектакль, в котором он поет песенку всего одному человеку. Его друг Дерек Нисбет сочинил музыку, другой друг взялся помогать в подготовке зрителя к театру для одного, а по сути — к свиданию с самим собой.

В Музее-квартире Марии Ермоловой на Тверском бульваре, где рассказывалась «Интимная история» Олдершоу, уютно и старомодно — в таких старомосковских квартирах сама обстановка уже задает настроение. На входе ты выбираешь по меню одну из пяти историй, которую хочешь посмотреть, — как блюдо в ресторане. Историю «готовят» пару минут — то есть готовят зал и актер прочищает горло для новой рулады. Помощник с большим фонарем ведет по полутемной лестнице вверх (на пути два лежачих полицейских), приоткрывает дверь в темную зеркальную комнату, усаживает на стул в центре. Олдершоу — худой, веселый англичанин в тренчкоте — быстро изучает новую любопытную жертву, для острастки пару раз отражается в зеркалах и затягивает саркастическую мини-сагу о бедном Томе, который спешил на свидание, но съел слишком горячий суп, и боли в животе оказались сильнее жара сердца. На строфе про доброго доктора Олдершоу засунул мою руку себе за пазуху, в холодное желе брюха Тома, и вытер ее окровавленным платочком — «это подарок, сбереги его» (бонус от фирмы). На кульминационной теме о том, что мы думаем, что любовь управляет нами, на самом деле брюшные колики меняют судьбу куда круче, Олдершоу уже корчил трагические рожи, намекая, что свидание окончено. Оригинальность и простота идеи, короткий урок английского (спектакль без перевода) — еще одно доказательство давней мысли, что каждая минута нашей жизни — театр: вот польза от короткого спектакля.

CallCutta in a Box («Калькутта в комнате») проходит в номере отеля. Метро «Владыкино», улица Гостиничная, пустынные дворы… Как случается театр в трехзвездочной гостинице на окраине? Заходишь в комнату, закрываешь дверь. Звонит лежащий на столе телефон: Калькутта беспокоит. Оператор колл-центра завязывает разговор: что да как там у вас в Москве? А вот у нас в Калькутте… Приглашает сесть за компьютер — шторка видеокамеры открывается сама, настольная лампа сама включается — сюрприз! Разговор продолжается по скайпу — бесплатной видеотелефонии. Оператор поет песенки, приглашает в гости, показывает город на спутниковой карте, указывает на ящик стола, где можно взять индийские сладости. Болтаешь — и понимаешь, что в этом трепе зашит театр. Создатели спектакля минимальными средствами поместили тебя в необычную ситуацию, в которой ожила древняя, почти языческая роль театра — вера в чудо, в необыкновенные возможности обычных предметов и ситуаций (комната в отеле — банальней некуда). Сидя на окраине Москвы в дешевой меблирашке, ты получаешь «Калькутту» — на стенах фото индийских зданий, в ящике стола — цветы и фигурка индийской богини, микровентилятор на мониторе бесшумно включается — вы в Калькутте, а там жарко!

Группа «Римини протокол», придумавшая этот международный телефонный проект, делает свои спектакли не с актерами. Болгарские дальнобойщики возили зрителей по своим маршрутам, швейцарские пенсионеры устраивали в церквях выставки своих коллекций микропоездов с подробными лекциями — вещество жизни простых людей, их работа и увлечения в проектах «Римини протокол» обнажает свою глубокую театральность, к которой театр «настоящий», привычный только бесконечно стремится.

Общий котел, общественная баня, общее дело все дальше уходят в историческое прошлое. При всех призывах к общению современный человек все более одинок, и для разговора ему нужен не живой человек, а персональные компьютеры, телефоны, гаджеты. Вот и театр теперь только для одного.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera