СюжетыОбщество

Суд до степени насмешения

Этот материал вышел в номере № 88 от 27 Ноября 2008 г
Читать
Дачный кооператив «Зеленая Роща» из Одинцовского района обратился в Общественную коллегию по жалобам на прессу (третейский орган Союза журналистов) с просьбой дать оценку действиям Елены Исаковой и Талины Кривцовой, владелиц газеты...

Дачный кооператив «Зеленая Роща» из Одинцовского района обратился в Общественную коллегию по жалобам на прессу (третейский орган Союза журналистов) с просьбой дать оценку действиям Елены Исаковой и Талины Кривцовой, владелиц газеты «Персона». Судясь по поводу уплаты взносов, эти члены кооператива во всех инстанциях представляются как корреспонденты, ведущие журналистское расследование, а полученные документы используют затем в судах по своим искам. Интервью с Рашидом Нургалиевым обернулось для «Рощи» финансовой проверкой, которая, впрочем, нарушений не нашла. В номере про губернатора Громова напечатали про земельные конфликты в Одинцовском районе и как раз в «КИЗ «Зеленая Роща».

Елена Кривцова в ответ на звонок из общественной коллегии послала коллег куда подальше. Если заявление «Рощи» все же будет рассматриваться, мне придется взять там самоотвод, ради удовольствия рассказать читателям «Новой газеты» историю про две «Персоны».

Елена Исакова, физик по образованию, на нештатной основе сотрудничала еще с советскими газетами и даже, с ее слов, напечатала заметку, стоившую поста директору московской «Скорой помощи». В марте 1997 года она и ее дочь Тамила Кривцова зарегистрировали газету «Персона».

Как рассказала Исакова, которой я задал пять вопросов в холле арбитражного суда, первый номер «Персоны» вышел летом 1997 года и был посвящен Кирсану Илюмжинову. О финансовой стороне проекта она успела сообщить, что их газета держится за счет рекламы. В трех доступных в печатном виде номерах мне удалось обнаружить только восьмушку полосы про малоизвестный фитнес-центр. После уточнения вопроса собеседница, пообещав подать на нас в суд, бежала. Поэтому мы будем опираться далее на сайт газеты «Персона» в Интернете.

В 1998 году «персоной» в газете «Персона № 1» стал Юрий Лужков. Номера до 1999 – 2000 года найти не удалось. В 2001 году в «Персоне № 1» появился Владимир Путин, он даже ответил на какие-то общие вопросы газеты. Далее год выпуска и другие выходные данные (закон требует указания тиража, периодичности и типографии) не сообщаются. Между 1997 и 2007 представили Сергея Иванова, Шойгу, Громова, Грызлова, Реймана и еще пару «персон», которых по мелким фотографиям мне опознать не удалось. На сайте текст не открывается.

Предпоследней «персоной» (без номера) стал Дмитрий Медведев, тогда еще вице-премьер. Судя по его «планам на после 2008 года», он давал интервью газете не позднее начала 2007-го и сказал: «…Приоритетный проект — это особый способ принятия и реализации решений… дело в том, что существует специальный набор совещаний, где подолгу обсуждаются те или иные вопросы». Последним героем газеты «Персона» в 2007 (судя по содержанию) году стал премьер-министр Зубков - он выступает под № 3 и интервью не дает: номер составлен из отзывов других лиц. Свежее на сайте материалов нет, существовал этот ли номер в печатной форме, главный редактор газеты, убегая, сообщить отказалась.

Судя по сайту, за 10 лет существования газеты «Персона» не выпущено и 20 номеров, причем в 2008 году – ни одного. По доступным нам данным, хозяйственной деятельности гражданки Исакова и Кривцова, учредившие также АОЗТ «Фирма «Информбюро», практически не ведут, по крайней мере, в безналичной форме с ними никто не расплачивается. Отмечая 10-летие на сайте, газета «Персона» делится мыслями: «Несмотря на трудности переходного периода, творческая мысль не остановилась. И наши люди создают с перевыполнением плана… продвинутые телемедицинские системы, обустраивают спортплощадки для детей… и даже выпускают голубой сыр с плесенью. Отрадно, что таких людей столь много среди наших интервьюеров…».

Подведем итог. Проект не оригинален, но в духе времени: подобные делаются PR-агентствами под финансирование самих «персон» и их спонсоров. Сколько еще таких как бы газет в Москве и в провинции, никто сказать не может. По поводу фактической кончины газеты «Персона» мы бы тоже не печатали некролога, если бы не еще одна «Персона».

В феврале 1996 года бизнесмен Ахмет Камальдинов вместе со своим другом, театральным режиссером Леонидом Трушкиным (газеты «Персона» тогда не было), зарегистрировал журнал «Персона»/«PERSONA». Попытка создать журнал исключительно о театре обернулись неудачей. Но в компании появилась главный редактор Лариса Шамикова, которая привлекла профессиональных журналистов. Они изменили концепцию, расширив список «персон» за пределы театрального мира, и в феврале 1997 года первый номер журнала «Персона»/«PERSONA» увидел свет. В редакционный совет, кроме упомянутых лиц, вошли спортсмен Ринат Дасаев, академик Сергей Капица, поэт Константин Кедров, режиссер Владимир Меньшов, балерина Ольга Лепешинская. После перерегистрации в связи со сменой учредителей журнал под тем же номером свидетельства стал выходить регулярно. Благотворительный характер проекта (в отличие от газеты «Персона») с самого начала не скрывался. На сегодня выпущено уже 73 100-страничных номера.

Впервые газета «Персона» и журнал «Персона»/»PERSONA» (можно предполагать, что возникали и другие проекты с похожим названием, но их следов не сохранилось) столкнулись в 1998 году. Газета «Персона» обозвала пресс-секретаря Лужкова нарушителем закона о СМИ «с фамилией на три буквы». Цой прислал письмо в журнал «Персона/PERSONA». Шамикова, чтобы дистанцироваться от конкурента, провела пресс-конференцию. Но в 2000 году, что выяснится спустя несколько лет из противоречивых решений судов, газета «Персона», как СМИ зарегистрированная на год позже, чем журнал «Персона»/»PERSONA», обратилась в Роспатент на месяц раньше с заявкой на товарный знак «Персона». Значение же этого факта стало понятно только в 2003 году после нового конфликта: в журнал, который стал уже достаточно известным, позвонил пресс-секретарь Чубайса и спросил, кто такие Исакова и Кривцова. В интервью с Чубайсом газете отказали, но потом похожие истории случались с Мироновым и другими важными людьми. Часть из них газета «Персона» все же увековечила.

Судебная война с целью запретить издание журнала «Персона»/»PERSONA» была развязана газетой «Персона» в 2003 году и продолжается до сих пор. Сквозь детали тяжбы читателям продраться будет сложно, но общий ее смысл и ход просты. Арбитражный суд города Москвы отдает приоритет Закону о печати и встает на сторону журнала. Но вышестоящие суды эти решения ломают, отказываясь учитывать регистрацию в качестве СМИ (где журнал был первым) и применяют только закон о товарных знаках, как если бы речь шла о кастрюлях или сортах конфет. Россвязькомнадзор не видит причин закрывать ни газету, ни журнал, полагая, что у них вообще разные названия, от чего не отказываются и владелицы газеты, когда такое мнение им выгодно. Но для московских арбитражных судов от второй инстанции и выше главным аргументом является «сходство до степени смешения» в названиях этих «продуктов».

По отношению к кастрюлям такой подход, возможно, был бы правильным, но эту газету с этим журналом перепутать трудно. В газете Лужков, Ресин, Рейман и Грызлов, а в журнале (среди десятков других) академик Лихачев, искусствовед Алексей Комеч, в последнем номере писатель Людмила Улицкая и философ Александр Пятигорский. Вопрос, кто из этих людей, в самом деле, «персона», конечно, не бесспорен: разным людям интересно про разное. Но они точно не «до степени смешения». Да и качество у «продуктов» разное.

Ни одному суду не пришло в голову применить норму, которая специально для таких случаев предусмотрена и в гражданском, и в арбитражном кодеках и даже прямо в Конституции. Статья 17, часть 3: «Осуществление прав и свобод… не должно нарушать права и свободы других лиц». По-научному это еще называется красивым словом «шикана»: использование закона с исключительной целью досадить кому-то другому. Именно так, а не в целях защиты законных интересов газеты «Персона», используют суд ее владелицы: никаких иных интересов у них уже нет, да и самой газеты тоже нет. А с позиций профессиональной журналистики, ее никогда и не существовало.

Что за «непреодолимая сила» действует тут на всех? Магия портрета на первой полосе газеты семилетней давности или всеми просчитываемые знакомства истиц с чиновниками московского правительства? Главный редактор виртуального, по сути, СМИ вхожа в такие кабинеты, куда вряд ли с улыбкой пустят корреспондента, допустим, «Новой газеты». Может быть, это сюжет бессмертной комедии «Ревизор», только вывернутый наизнанку. Два члена кооператива сумели создать такое «средство массовой информации», которое, с точки зрения многих чиновников, и является единственно правильным и образцовым.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow