СюжетыКультура

Византийщина какая-то…

На прошлой неделе названы оскаровские номинанты, а также победители премии «Золотой орел», среди которых борец с Западом архимандрит Тихон (Шевкунов)

Этот материал вышел в номере № 07 от 26 Января 2009 г.
Читать
На прошлой неделе названы имена оскаровских номинантов. Главная новость — номинация для анимационного фильма Константина Бронзита «Уборная история — любовная история» (в названии игра слов: «Lavatory — lovestory»). Это нежнейшая,...

На прошлой неделе названы имена оскаровских номинантов. Главная новость — номинация для анимационного фильма Константина Бронзита «Уборная история — любовная история» (в названии игра слов: «Lavatory — lovestory»). Это нежнейшая, изобразительно очень простая графическая зарисовка. Внятная и понятная по смыслу (что существенно для академии).

Сюжетную идею Константину подсказал его коллега Дмитрий Высоцкий. Нечаянная любовь нагрянула… в общественный туалет, где мечтательная большеносая тетенька следит за стеклянной банкой, в которую бросают деньги «проходящие мужчины». Когда в этой банке — средоточии низменной черно-белой прозы — взрывается цветом букетик цветов, проза превращается в поэзию. Правда, с учетом таланта Бронзита — весьма ироничную.

Две номинации «Лучший звук» и «Лучший монтаж звука» у триллера «Особо опасен» Тимура Бекмамбетова, российского режиссера на Universal Pictures.

Остальной список оскаровских номинантов дает основание предположить, что главная кинопремия мира продолжает менять курс: от увековечивания гигантско-бюджетных киноблокбастеров к социально озабоченному кинематографу с выраженным авторским «я».

При всей предвзятости кинопремий они дают вполне точную томограмму кинематографического процесса. Если фильму повезет, его создание увенчается одной из множества кинопремий, олицетворенной в выдуманном кинобожке: «Оскаре», «Золотом глобусе», «Феликсе», «Нике», «… орле», «…слоне». В некоторых странах у лауреатов кинопремий и крупнейших кинофорумов прокатные шансы геометрически повышаются. В других, например, в России, увы, нет. Оскаровский триумфатор «4 месяца, 3 недели и 2 дня» прошел у нас неприметно.

Среди пяти фильмов, претендующих на милость позолоченного дядюшки «Оскара»: «Загадочная история Бенджамина Баттона» (фильм Дэвида Финчера явный лидер, у него 13 номинаций), «Миллионер из трущоб» (картина Дэнни Бойла уже получила «Золотой глобус», что сильно повышает шансы победы), «Харви Милк» Гаса Ван Сента, «Чтец» Стивена Долдри и «Фрост против Никсона» Рона Ховарда. За каждым из режиссеров внушительная фильмография.

Сюжетные кружева фильмов плетутся на фоне: войн, крупных политических событий, уотергейтского скандала, тотально изменяющегося современного мира. Герои фильмов: 18-летний индийский сирота из трущоб в Мумбаи («Миллионер из трущоб»), надсмотрщица в концентрационном лагере («Чтец»), легендарный журналист Дэвид Фрост и президент США Никсон. Среди тем: размышления о холокосте, борьба за права нацменьшинств, продажность политики и политиков. В пору отсутствия свежих идей и оригинальных сценариев Голливуд обращается к старому проверенному способу — экранизациям литературных бестселлеров. «Чтец» поставлен по знаменитому роману немецкого профессора, юриста и писателя Бернхарда Шлинка, «Миллионер из трущоб» — по мотивам романа Викаса Сварупа «Вопрос — ответ», картина Дэвида Финчера — вариация на тему одноименного рассказа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, в основе фильма «Фрост против Никсона» Питера Моргана — известная пьеса.

Среди лент, претендующих на звание лучшего иностранного фильма: израильский «Вальс с Баширом» Ари Фольмана («Новая» писала о нем в каннских репортажах) — жесткая картина о ливанской войне 80-х. Работу Фольмана отличают не только предельная честность и актуальность (еще не угас очередной палестино-израильский конфликт), но и авангардный подход. Фильм решен выразительными средствами анимации.

Как бы ни сложился академический расклад, фильмы из «оскаровского списка» ждет широкий мировой прокат, часть из них в ближайшее время выходит на российские экраны. И зрители сами удостоверятся, что отсутствие киношедевров не отменяет качества профессии, которое и определит выбор академиков. Но это там, у нас все иначе.

Премия «Золотой орел» из года в год выказывает и подчеркивает свое государственное радение. Этот фактор и определил некоторых победителей. Лучшим документальным фильмом признана «Гибель империи. Византийский урок» — скандальная телевизионная картина наместника московского Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова), выпущенная в телеэфир накануне выборов президентского преемника. Разгоревшаяся вокруг фильма дискуссия отнюдь не касалась его скромных кинематографических качеств. Бурю вызвала тенденциозность картины, противопоставившей прекрасную Византию злобному абстрактному «Западу», мечтающему об одном: «Захватить и ограбить». В подтексте фильма мерцала параллель с событиями новейшей истории («оранжевыми» революциями, необходимостью укрепления вертикали власти и т.д.) Следует также вспомнить, что канал «Россия» — учредитель кинопремии, и вопросы отпадут сами собой.

Еще один учредитель — Первый — не остался без утешительных призов в большом количестве. Фильм «Адмирал» собрал целую «Орлиную» стаю: лучшая роль — Константину Хабенскому, лучшие операторы (Игорь Гринякин, Алексей Родионов), звук, костюмы. Карен Шахназаров назван лучшим режиссером за еще одну «Исчезнувшую империю», только уже игровую. Но все же победил разум, и «Адмирала» назвать лучшим российским фильмом года не решились. Как говорил Король из шварцевской «Золушки»: «Связи связями, но надо же и совесть иметь».

Некоторые талантливые работы оказались за бортом премии, хотя часть победительного списка выглядит вполне достойно. Здесь и тонкая картина Михаила Калатозишвили «Дикое поле» (лучший фильм), и сценарий к этому фильму (как и на «Белом слоне», отмечен талантливый тандем: Луцик и Саморядов), и музыка Алексея Айги. Актриса Ксения Раппопорт получила сразу две награды за игровой «Юрьев день» и телевизионную «Ликвидацию»…

Впрочем, теперь уже сама история поддержит или отменит выбор академиков по обе стороны океана, удостоверив еще одно точное замечание мудрого сказочника: «И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow