СюжетыОбщество

«Хорошо, что детей успел родить…»

Шофера на магаданской трассе не могли освободить из кабины КамАЗа ни живым ни мертвым…

Этот материал вышел в номере № 11 от 4 Февраля 2009 г.
Читать
Это произошло в ночь на 21 января. В жизнь очень счастливой молодой семьи вторглась трагедия — погиб единственный кормилец семьи, 36-летний Андрей Долгополов. Не справившись с управлением на обледеневшей магаданской трассе, он на своем...

Это произошло в ночь на 21 января. В жизнь очень счастливой молодой семьи вторглась трагедия — погиб единственный кормилец семьи, 36-летний Андрей Долгополов. Не справившись с управлением на обледеневшей магаданской трассе, он на своем КамАЗе сорвался в пропасть. Но погиб Андрей вовсе не от полученных ранений. Заблокированный в кабине, он в течение 10 часов ожидал помощи на 50-градусном морозе. Но так и не дождался — у приехавших спасателей МЧС не было с собой иной техники, кроме «болгарки», да и та отказывала при такой низкой температуре, а врач «скорой» не стала спускаться к беспомощному искалеченному водителю… Тело Андрея Долгополова, которого даже после смерти не освободили из покореженной кабины, еще целых четыре дня продолжало оставаться на дне 100-метрового ущелья…

ДТП

Об этой трагедии нам рассказали близкие друзья Андрея Долгополова, такие же, как и он, водители. Те, на чьих глазах он умирал. Те, кто поддерживают его семью сейчас. Они очень сильно корят себя за то, что так долго рассчитывали на помощь МЧС, вместо того чтобы с самого начала взять ситуацию под свой контроль и достать необходимую технику. Может быть, тогда Андрея удалось бы спасти.

Андрей занимался перевозкой различных товаров из Магадана в другие регионы. 20 января он возвращался из Якутии по автотрассе Палатка — Кулу —Нексикан. Перевал Лачкалах (высота — 1100 м) на 460-м километре — место печально известное среди водителей, заработавшее мрачную репутацию большим количеством аварий со смертельным исходом. Во многом этому способствуют крутые повороты и привычка дорожников в зимнее время не посыпать дороги песком. КамАЗ Андрея занесло, грузовик стал скользить, потерял управление, сорвался с дорожного полотна и врезался в склон соседней сопки на глубине 100 метров. Основной удар пришелся на водительскую кабину: она деформировалась, в результате обе ноги Андрея оказались зажаты под водительским сиденьем.

За КамАЗом Андрея на небольшом отдалении следовал караван грузовиков его друзей-водителей. Они выскочили из машин, спустились вниз, удостоверились: Андрей жив. Один из водителей отправился в ближайший населенный пункт — за спасателями МЧС и «скорой» (мобильные на трассе «не ловили»). Расстояние до райцентра Сусуман порядка 50 километров, поэтому помощь запаздывала. Из покореженного грузовика Андрей, естественно, самостоятельно выбраться не мог. Тщетно пытались бороться с металлом его друзья, вооружившись ломами, домкратами, монтировками, гвоздодерами, топорами — всем тем, что отыскали в своих грузовиках…

— Мы вырубили в кабине все, что могли: сиденье, руль, а там, где были зажаты ноги, даже рукой невозможно было пролезть, чтобы посмотреть, в каком они состоянии. Он жаловался только на боль в ногах, — рассказывает близкий друг Андрея, очевидец аварии Олег Бобец.

Несмотря на болевой шок, Андрей находился в сознании около 10 часов. Аккуратно, чтобы не причинить лишнюю боль, его обкладывали одеялами и теплым тряпьем, постоянно разговаривали — чтобы только не заснул, растирали руки, подбадривали. И никто из водителей в тот момент не сомневался, что Андрея рано или поздно освободят и в худшем случае ампутируют ноги. Сам Андрей просил об одном — чтоб не бросали.

МЧС, «скорая»

Спасатели и «скорая» приехали на место спустя шесть часов, только потом — ГАИ.

Олег Бобец: «Спасателей было двое: один водитель, один старший. В такой мороз в кроссовках… Кроме отечественной «болгарки» при себе у них больше ничего не было, даже диски у этой «болгарки» отечественные были. Они нам в ответ: «Скажите спасибо, что такие есть». Но парни старались как могли, только вот ничего сделать не получалось — работать-то нечем было: ни щипцов, ни разжимов, ни бульдозера, ни спутниковых телефонов — ничего! Заимствовали у нас камазовские домкраты, но это не помогло. Позже признались, что «болгарку» им даже не выдавали, они ее сами в складчину купили… Теперь, говорят, хотим сложиться на спутниковый телефон…»

Не смогла оказать первую помощь и «скорая»: у пожилого фельдшера, по словам Олега, была перевязана нога, и она не могла спуститься в низину. У спасателей для этого не было специальных средств… В итоге «скорая» уехала и больше не приезжала. Водители: «Нужен был врач, который бы осмелился взять на себя ответственность за ампутацию ног. Андрюха хотя бы был инвалидом, но жил! А ему даже ни одного обезболивающего укола не сделали…»

Проходили часы. У грузовика посменно дежурили представители МЧС и ГАИ. Продолжали работать подручными средствами. В результате одну ногу — правую — высвободить удалось, вторую, как ни пытались, — безрезультатно.

В разговоре со мной коллеги Андрея Долгополова особо подчеркивают: спасатели магаданского МЧС делали все от них зависящее, чтобы спасти еще живого водителя. «К ним претензий нет». Есть другой вопрос: почему, кроме «болгарки», у спасателей при себе не было никакой другой техники?

Жена Олега — Галина Бобец: «Знаете, мы мужей отправляем в рейс, как на войну. Этот перевал Лачкалах — ледяной, шириной метров 6—7. Они когда проезжают его, то делают это с такой осторожностью, что даже речи не может идти о превышении скорости. Андрюшу просто занесло. Мой муж — взрослый мужик, ему 50 лет, когда он приехал домой после всего увиденного, он просто сел и заплакал».

Ближе к ночи Андрею стало хуже: тяжело дышал, кряхтел, перестал разговаривать, засыпал. Растирание рук уже не помогало — «остывал на глазах». Незадолго до конца Олег обнял Андрея, тот достал из своего кармана документы и бумажник, попросил передать жене Наталье. Последние слова: «Хорошо, что детей успел родить…» (У Андрея остались 6-летняя дочь Полина и годовалый сын Артем.)

В половине шестого утра по местному времени Андрей скончался. Спасатели и гаишники констатировали смерть. Кто-то закрыл ему глаза.

4 дня

На месте трагедии друзья вместе со спасателями оставались до четырех часов дня. Пытались высвободить из кабины тело. Как и прежде, ничего не получалось. Дальше оставаться на месте не имело смысла, нужно было ехать в Магадан — сообщить семье, заняться организацией похорон. С телом Андрея, как вспоминает Олег, оставались гаишники, заверившие, что «теперь будут разбираться сами»… Но через день один из водителей, проезжая эту трассу, увидел следующую картину: в низине лежит срезанная кабина от грузовика, внутри тело Андрея. И никаких инспекторов ГАИ, никаких спасателей МЧС, отсутствовали даже ограждения…

Для извлечения тела необходимо было сместить грузовик назад с помощью буксировки. Нужны были бульдозер и трос. А так как сзади машины был откос дорожного полотна, буксировку можно было осуществить только с дороги и только с привлечением тяжелой гусеничной техники. Вся эта техника, как объясняют в магаданском МЧС, «в организациях Сусуманского района отсутствовала по причине собственной неисправности или неисправности средств их доставки к месту происшествия».

Звонившим в МЧС друзьям Андрея объясняли то же самое. Они не спорили и сообщали оперативным дежурным названия, адреса и телефоны предприятий, где есть такая техника…

Олег Бобец: «Без толку. Нам только отвечали: «Ситуация под контролем». Якобы в 10 километрах от места трагедии стоит бульдозер, «правда, сломанный, и его собираются отогревать». Все это были одни сплошные отговорки. Вокруг куча предприятий, где можно было взять этот бульдозер! А они последующие несколько дней искореженный КамАЗ пытались вытащить «вахтовкой» и грейдером».

Галина Бобец: «Я звонила в центральное управление МЧС. Все рассказала и попросила: «От вас лишь требуется дать толчок нашим местным, позвонить сверху и заставить, чтобы пошевелились, выдали технику. Вы же вышестоящие…» Мне снова начали объяснять про сломанный бульдозер, про то, что «все на контроле»… Потом я позвонила в приемную министра Шойгу. Ответил молодой человек: «Женщина! Это не наш профиль. Это отдел по работе с гражданами». Я потеряла дар речи… «А я кто? — спрашиваю. — Я тоже гражданка этой страны…»

Знаете, когда по телевизору смотришь на работу МЧС, сердце гордостью обливается, что в стране есть такие быстрореагирующие силы. Вот нас коснулось… И ничего не произошло. Все в телевизоре.

В итоге четверо коллег-водителей связались с рудником им. Матросова, где бульдозеры имелись, и утром 25 января выехали на место. Лоб в лоб столкнулись с МЧС. Те тоже наконец достали технику, а главное — у них был трос. Действовали общими усилиями. С помощью бульдозера удалось приподнять кабину КаМАЗа и извлечь уже обледеневшее к тому времени тело Андрея.

Чиновники

Сейчас тело Андрея находится в одном из районных моргов Магадана. Прежде чем Андрея похоронят на родине, в Ставропольском крае, в Магадане произведут вскрытие. И сейчас очень важно отметить: раздроблены у водителя только ноги. Важно это вот почему. Не дождавшись официальных выводов экспертов, выступая по местному ТВ на следующий день после извлечения тела, начальник главного управления МЧС России по Магаданской области Сергей Нечуй-Ветер сказал следующее: «Специалистами было сделано все возможное, чтобы ликвидировать это происшествие <…>. Однако нам не удалось спасти жизнь пострадавшему. Он имел множественные переломы, в том числе позвоночника и тазовых костей, и уже на момент приезда спасательной бригады находился на грани смерти. Он все равно бы умер — рано или поздно».

Олег Бобец: «У Андрея не был сломан позвоночник — он сидел в кабине, мог наклоняться, жаловался только на боль в ногах… То, что говорят, — просто кощунство».

Начальник пресс-службы управления МЧС по Магаданской области Олег Ведехин в интервью «Новой» признал: случай беспрецедентный. У него, в частности, есть вопросы к «скорой», которая отправила на место пожилого и травмированного фельдшера. Безобразным назвал он и тот факт, что в Сусуманском районе нет пункта МЧС, но это скорее «вопрос к главе района». По факту случившегося, заключил наш собеседник, будет проведена служебная проверка, и МЧС предпримет все, чтобы подобного больше не повторилось.

По факту случившегося «Новая» направляет официальный запрос в МЧС России.

Последствия

29—30 января комиссия из Дальневосточного регионального центра МЧС РФ проводила в Магаданской области предварительное расследования этой трагедии. Председатель этой комиссии Сергей Афонин по итогам заявил:

«Мера ответственности каждого будет определена. С руководством (и МЧС, и пожарной части, и ГИБДД, и «скорой».В. Ч.) будем разбираться. Это будет строго ощутимо».

По словам Афонина, к сотрудникам пожарной части (кстати, только 1 января переведенной из ведения района в федеральное управление МЧС) претензий нет — они работали на совесть. Теперь комиссия МЧС будет обучать их навыкам спасателей, в дальнейшем сама часть пройдет аттестацию.

Особое внимание обращено на организацию ООО ДСКА, выигравшую тендер на обслуживание печально известной трассы: она не сделала никаких выводов из того, что ежегодно зимой на трассе происходят ДТП и как минимум дорогу надо посыпать песком. Следить же за этим должна была местная администрация.

30 января прошла процедура вскрытия тела. Результатов судмедэкспертизы еще нет — они готовятся полтора месяца. Но предварительное заключение, вынесенное медиками, показало: он погиб от переохлаждения; травм, несовместимых с жизнью, у Андрея не зафиксировано, раздроблены лишь голени и ступни. По словам медиков, если бы Андрея высвободили из кабины сразу, он бы остался с ногами, хотя бы одну, может быть, пришлось ампутировать.

Похоронят Андрея 3 февраля в Ставрополе, откуда он родом.

Всем кто хочет помочь семье Андрея Долгополова, публикуем банковские реквизиты его жены Натальи:

лицевой счет: 40817810936003400373/54к/счет: 30101810300000000607ИНН: 7707083893БИК: 044442607Дополнительный офис №008 Северо-Восточного банка СБ РФ, г. Магадан, Пролетарская,86, Наталья Викторовна Долгополова.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow