СюжетыОбщество

Наказуха

Почему нациста Марцинкевича-Тесака посадили не за все преступления. И другие вопросы следствию

Этот материал вышел в номере № 16 от 16 Февраля 2009 г.
Читать
Последняя статья Анастасии Бабуровой в «Новой» была посвящена приговору неонацисту Максиму Марцинкевичу по прозвищу Тесак. Его осудили, но многие вопросы до сих пор остаются без ответов. «Новая» решила внимательно рассмотреть приговор...

Последняя статья Анастасии Бабуровой в «Новой» была посвящена приговору неонацисту Максиму Марцинкевичу по прозвищу Тесак. Его осудили, но многие вопросы до сих пор остаются без ответов. «Новая» решила внимательно рассмотреть приговор самому одиозному нацистскому персонажу в стране.

Ролик с инсценировкой повешения таджика был сделан Тесаком, Зуевым и компанией с помощью журналистов «АТВ Продакшн» 3 июня 2006 года и в том же месяце показан по трем федеральным каналам. Уголовное дело возбуждено в декабре… и забыто на два года. 28 февраля 2007-го Марцинкевич с компанией выкрикивает нацистские лозунги во время дебатов в клубе «Билингва». И в этом случае между преступлением и судебным разбирательством прошел почти год — приговор Тесаку был вынесен 19 февраля. Чем вызвана такая задержка? Известно, что после эпизода с «Билингвой» Марцинкевич был объявлен в федеральный розыск, правда, на деле весьма условный. Места жительства он не менял, более того — весной 2007-го он был возле здания Мосгорсуда во время одного из заседаний по делу об убийстве антифашиста Александра Рюхина. Милиции на него указали, но сотрудники отказались его задержать. Возникает вопрос: чем вызваны такие «паузы»?..

Предположения «Новой» (см.№ 67 от 11 сентября 2008 г. и № 04 от 19 января 2009 г.): по делу «Билингвы» Тесака взяли только после того, как его группировка «Формат 18» участвовала в драке с кавказцами 22 июня 2007-го буквально у кремлевских стен. Что касается дела по видеоролику, о котором «вспомнили» только через два года, когда Марцинкевич уже отбывал наказание, то, судя по информации от его бывших приятелей-нацистов, в заключении он сотрудничал со следствием по делу Рыно — Скачевского. Когда второе дело с роликом было передано в суд, у экспертов в адвокатской среде появилось сомнение, а не прервал ли свое сотрудничество с органами Марцинкевич? Исчерпывающего ответа на вопрос нет. Кроме нехитрой математики финального наказания: 3 года за первое преступление плюс 3,5 года за второе — ровно 3,5 года по совокупности на основании положительных рекомендаций из места заключения…

Но вернемся на время в 2006-й. Вполне возможно, что ролик так бы и остался незамеченным, если бы в СМИ не появились заявления Марцинкевича о том, что таджика для видеосъемки ему привезли сочувствующие сотрудники МВД и ФСБ. «Бред полнейший, — комментирует слова Тесака его адвокат Александр Васильев. — Ролик был постановочный, роль таджика исполнял один из участников съемки». Прокомментировать ситуацию мы также попросили Сергея Беликова, автора нескольких книг о современных ультраправых: «Вы представляете себе, сколько стоят 40 ку-клукс-клановских балахонов? (В них были одеты люди на видео. — Прим. авт.) Один такой балахон стоит от 2 тысяч до 7 тысяч рублей в зависимости от сложности. А Максим был безработным». За чей счет сей банкет — еще один непраздный вопрос, оставшийся без ответа. На суде Тесак утверждал, что реквизит привезла съемочная группа «АТВ Продакшн» и журналистка Наталья Клюева, те говорят, что знать не знали, что будет на съемке, куда их пригласил Тесак. «Не берусь делать выводы, — говорит адвокат Васильев, — но приведу один факт: как вы помните, самые жесткие поправки в Закон «Об экстремизме» были внесены через 20 дней после того, как ролик вышел в эфир».

«Новая» не раз писала о том, что помимо «подсудного» ролика Тесак размещал на своем сайте десятки других, порой гораздо более жесткого содержания и с реальными нападениями. Это были и его «авторские работы», а также присланные из самых разных точек страны. Сайт format18.org был создан в 2005 году и быстро завоевал популярность. По нашим оценкам, именно с конца 2005 года российский интернет переживает бум распространения нацистского видео, и если поначалу это были в основном записи нападений без оружия, то вскоре любой пользователь Сети мог полюбоваться на поножовщину и реальные убийства. Именно через сайт Тесака о своем существовании посредством видео заявил «Бирюлевский фронт», позднее переименовавший себя в группировку «Белые волки» — возможно, крупнейшее подпольное нацистское объединение в Москве (см. «Новую» № 95 от 22 декабря 2008 г.). На этом же сайте было видео, где рядом с Марцинкевичем можно видеть Александра Шитова, осужденного в 2007 году за нападение на антифашиста Александра Рюхина, закончившееся гибелью последнего (см. «Новую» № 3 от 18 января 2007 г.). И, наконец, именно на сайте format18.org появился ролик с нападением на китайца — этот эпизод стал первым в недавнем громком деле банды Рыно — Скачевского (подробнее о судьбе этой записи и ее создателях — в ближайших выпусках «Новой»). Таким образом, даже судя по этим трем роликам, можно предположить, каким количеством информации о нацистском подполье обладает Марцинкевич. Это при том, что еще трое сообщников по делу Рюхина не найдены, а сообщники Рыно могут оставаться на свободе… Хотя «режиссерская» деятельность Тесака представляет общественную опасность в первую очередь своей серьезной пропагандистской ролью.

«Я думаю, что Тесак косвенно несет ответственность за десятки жизней, — рассказывает антифашист Андрей. — Именно с его деятельностью можно связать рост нападений с холодным оружием и убийств с конца 2006 года. Эта ненависть давно копилась в наци, он просто снял табу. Он объяснил, что можно убивать людей, но не сказал, что за это придется нести ответственность». И вот тут возникает последний и самый важный вопрос: почему Тесака судили только за один ролик? Источник «Новой» в Следственном отделе при прокуратуре ЦАО отвечает на него так: «По этому делу работа была проведена исходя из жалобы, которую подали именно на этот ролик. Соответственно, остальные не рассматривались».

«Скорее всего, из него просто не захотели делать героя, и это разумно, — комментирует Сергей Беликов. — По таким преступлениям действуют сроки давности, а многие ролики сняты еще в начале 2000-х. Его заслуг хватило бы, чтобы по совокупности сесть пожизненно, но роликов столько и процесс можно было бы так затянуть, что срок давности уже бы истек, а волокита сделала бы его мучеником-идолом для ультраправых».

«Конечно, если кто-то готов написать заявление по другим видео, которые предположительно снял Марцинкевич, то оно обязательно будет рассмотрено на основании закона», — добавляет наш источник в следственном отделе.

Нам известно, что антифашисты располагают подборкой всех видео с сайта format18, в том числе удаленных из всех видеосервисов и социальных сетей после ареста Марцинкевича.

Под текст

Следствие стало смелее, неонацисты — еще радикальнее

11 февраля в здании Независимого пресс-центра состоялась презентация ежегодного доклада информационно-аналитического центра «СОВА» «Радикальный национализм в России и противодействие ему в 2008 году». На презентации присутствовали общественные деятели, в том числе исполнительный директор Московской Хельсинкской группы Нина Таганкина, президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов, около двадцати журналистов и примерно столько же сотрудников милиции…

К таким мерам предосторожности прибегнуть пришлось впервые — еще живы воспоминания о событиях 19 января (Маркелов и Бабурова были застрелены после конференции в том же Независимом пресс-центре) и о письме с угрозами, которое пришло в адрес замдиректора центра «СОВА» Галины Кожевниковой по электронной почте. Милиция по факту угроз уже начала проверку.

В 2008 году количество жертв расистского и ксенофобно мотивированного насилия составило не менее 525 человек, 97 из которых погибли (в прошлом году 605 и 85 человек соответственно). Нападения были зафиксированы в 44 регионах России. Лидеры — Москва (49 погибших, 108 раненых) и Петербург (23 погибших, 72 раненых). Третье место занял Воронеж, где нацисты пробудились после двухлетнего затишья (2 погибших и 18 раненых). Главные группы риска — уроженцы Центральной Азии и Кавказа. Эксперты отмечают: все чаще нападения маскируются под грабеж или разбой с целью скрыть мотив ненависти.

Центр «СОВА» часто обвиняли в замалчивании противоположной тенденции, однако в докладе в качестве явно устойчивой тенденции фиксируется появление радикально-националистических групп представителей меньшинств, объединенных по региональному признаку («Кавказ»). О возможности появления подобных групп эксперты предупреждали еще несколько лет назад: при отсутствии адекватной реакции на преступления ненависти и возможности дискриминационного обращения правоохранительных органов потенциальные жертвы сами начнут проявлять агрессию.

В противодействии радикальному национализму аналитики отметили качественное улучшение — 33 обвинительных приговора (в прошлом году 23), учитывающих мотив ненависти. Следствие перестало ориентироваться на знаменитую уже 282-ю статью, предназначенную скорее для пропагандистов, как в случае с Тесаком. В 24 приговорах были использованы другие статьи (убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, хулиганство), в которых использовался квалифицирующий признак ненависти. Довольно быстро в ход пошел весь спектр статей, в которые были внесены уточнения летом 2007 года.

Но главным изменением, произошедшим в нацистских преступлениях за 2008 год, стала их ультрарадикализация.

Подробнее о содержании доклада — в ближайших номерах и на сайте «Новой»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow