СюжетыКультура

Кармен убежала из Большого зала консерватории

Не она первая...

Этот материал вышел в номере № 23 от 6 Марта 2009 г.
Читать
Два важных музыкальных события прошли в Концертном зале им. Чайковского: опера Бизе «Кармен» под управлением Михаила Плетнева и оратория «Мессия» Генделя под управлением Петера Нойманна. Еще недавно публика предпочитала Большой зал...

Два важных музыкальных события прошли в Концертном зале им. Чайковского: опера Бизе «Кармен» под управлением Михаила Плетнева и оратория «Мессия» Генделя под управлением Петера Нойманна.

Еще недавно публика предпочитала Большой зал консерватории — по легенде, там лучшая акустика в мире. Да только Московская консерватория решила, что зал этот отныне будет ее с потрохами. Консерватория небогата, а потому аренду заломила такую, что многие претенденты на аншлаг смутились, и текущая жизнь всеми любимого, но давно обшарпанного БЗК катится в какое-то провинциальное болото.

Что до сцены номер два — филармонического Зала им. Чайковского, то никто больше не воротит нос от «плохой акустики». В Московской филармонии, разворованной в конце прошлого века, наконец навели порядок. В том числе и акустику подправили: над сценой смонтированы специальные панели. Да и организатор она все же профессиональный — не то что консерватория, рухнувшая в менеджмент со своего высокого академического дуба.

Кроме того, до БЗК идти неудобно — от метро 15 минут бегом. И машину не припаркуешь в прикремлевской зоне. А у Зала Чайковского — и парковка рядом на Триумфальной площади, и метро «Маяковская». И многометровые афиши на фасаде заманят на классику даже неискушенного.

Неискушенные на плетневскую «Кармен», правда, не пробились. Да что там, многие знатоки довольствовались ступеньками амфитеатра.

Певцов для Российского национального оркестра выписали из пяти стран; пели и наши — не хуже, а кое-кто и поярче. Ансамбль склеился не везде: дирижер Плетнев в опере не такой уж дока, а артистам среднеевропейской ремесленной закалки какое дело до его продуманных изысков. Француженка Беатрис Урья-Монзон, пожалуй, впервые представила Кармен нового отвязного поколения, и ее нелегко принять, но и запомнишь надолго. Итог интриги утешительный: побольше бы таких пестрых проектов — в них есть что и с чем сравнивать.

Следом в Концертном зале им. Чайковского исполнили ораторию Генделя «Мессия» кельнские барочный оркестр «Collegium cartusianum» и хор, музицирующие в исторически достоверной манере. Даже жутковато было, когда труба винтажного вида озвучивала века, давно замолчавшие. У дирижера Нойманна солисты (тоже из разных стран) поют будто бы с легкостью, никто не надорвался. Несерьезная публика, дремавшая на известном сюжете, после узнаваемой духоподъемной «Аллилуйи» в конце второй части тихо удалилась. Серьезная — вместе и до конца пережила историю Спасителя и даже смаковала староанглийский язык, оказавшийся не таким уж диким.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow