СюжетыПолитика

Штабильность

Смогут ли реформировать застойную армию советского образца два генерала, прошедших Чечню

Этот материал вышел в номере № 33 от 1 Апреля 2009 г.
Читать
Радикальная военная реформа продолжается, несмотря на сокращение военного бюджета и глухое недовольство среди военных. Бывшие советские дивизии переделывают в бригады, сокращают старших офицеров и военные вузы. Назревают принципиальные...

Радикальная военная реформа продолжается, несмотря на сокращение военного бюджета и глухое недовольство среди военных.

Бывшие советские дивизии переделывают в бригады, сокращают старших офицеров и военные вузы. Назревают принципиальные перемены там, где много десятилетий не менялось ничего, кроме начальников — в Генштабе ВС. Главное разведывательное управление (ГРУ ГШ) — действительно главное по численности личного состава и по политическому значению — будет сокращено и кардинально преобразовано с перспективой полного вывода военной разведки из Генштаба и прямого подчинения гражданскому военному министру, что может сделать реформу и вправду необратимой.

Недавно на расширенной коллегии в МО президент Дмитрий Медведев полностью поддержал министра обороны Анатолия Сердюкова, а перед поездкой в Лондон на саммит добавил, что невозможно дальше терпеть оборону «на уровне 70—80-х годов».

Формально радикальные сокращения и перемены объявлены как результат войны с Грузией, утверждены Медведевым в сентябре, а некоторые подробности Сердюков начал разъяснять в октябре. Но началось всё раньше. В июне Сердюков объявил, что к 2013 году численность ВС сократят до 1 млн человек. В июне же первый замминистра обороны, бывший командующий ВДВ генерал Александр Колмаков разъяснил, что последние 20 лет в мире идет военно-техническая революция, а у нас «подготовка войск и сил флота до последнего времени продолжала соответствовать уровню 60—70-х годов». По утверждению Виталия Шлыкова, члена президиума общественного совета Минобороны, бывшего кадрового разведчика и аналитика ГРУ, идеологически российские военные отстали от западных коллег лет на 100.

Теперь Сердюков ломает структуру, которая существует со времен реформы Дмитрия Милютина второй половины XIX века. Если к декабрю начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск генерал Владимир Шаманов сумеет перевести армию на бригадную структуру, то, по Шлыкову, «милютинская мобилизационная система умрет».

Реальная основа нынешних реформ, утверждает Шлыков, это фактический отказ от глупых идей о широкомасштабной войне с Западом и прагматичная подготовка к успешному ведению локальных войн. Сегодня в мире снижается роль ракетно-ядерного оружия. России придется меняться, но прежде надо, чтобы старое окончательно сгнило в труху и появились прагматичные генералы, понимающие необходимость болезненных радикальных перемен, чему война с Грузией послужила убедительным доказательством.

По словам начальника Генштаба Николая Макарова, сегодня в Вооруженных силах менее 20 процентов частей «могут выполнять боевые задачи», а остальные — из сокращенного состава из офицеров и прапорщиков, которые не умеют командовать людьми в бою. В войне с Грузией, по словам Макарова: «Нам приходилось штучно искать подполковников, полковников и генералов по всем Вооруженным силам, чтобы они участвовали в боевых действиях. Потому что штатные командиры «бумажных» дивизий и полков просто были не в состоянии решать боевые вопросы. Когда этим командирам дали людей, дали технику, они просто растерялись, а некоторые даже отказались выполнять приказания». Теперь началась безжалостная ликвидация такого рода частей с целью сделать все части боевыми, и недаром этим занимается «чеченский» генерал Шаманов.

В Генштабе на ключевое Главное оперативное управление (ГОУ) назначили еще одного боевого «чеченца» — бывшего командира 42-й дивизии Сергея Суровкина, молодого генерал-майора на генерал-полковничье место. Суровкин — не штабной, а боевой командир и отличается суровым нравом. Успел повоевать и в Афгане, и в обеих чеченских кампаниях, бывал ранен и контужен. В августе 91-го Суровкин командовал батальоном Таманской мотострелковой дивизии на улицах Москвы, в столкновении с БМП его подчиненных погибли люди, и после провала путча он отсидел 6 месяцев в «Матросской Тишине», но судим не был.

Прошлым летом вскоре после увольнения начальника Генштаба Юрия Балуевского был уволен назначенный им начальник ГОУ генерал Александр Рукшин. До того весной 2008-го в прессе сообщалось о генеральской оппозиции планам реформ и в частности о том, что Балуевский и Рукшин написали в знак протеста рапорты об отставке. Официально тогда всё опровергли, было объявлено, что Балуевский всего лишь ушел в плановый отпуск, что указом ему продлили срок службы на 2 года, до 2010-го. Когда пресса успокоилась, отставки состоялись, а Балуевский теперь тихо и незаметно продолжает воинскую службу в аппарате Совбеза. Тем временем его решительный преемник Макаров заявил, что аппарат Генштаба и центрального аппарата «разросся до невероятных размеров», а задачи не выполняет, и его сократят с 21,5 тысячи до 8,5 тысячи офицеров и генералов.

ГОУ ГШ оперативно руководит Вооруженными силами, в его состав структурно входит Центральный командный пункт (ЦКП), который командует ядерными стратегическими силами.

ГРУ ГШ занимается агентурной разведкой по всему миру, а также радиотехнической и космической. В состав ГРУ входят боевые части спецназа, так что у Генштаба не только мощная штабная структура и разветвленный аналитический и разведаппарат, но также собственная неслабая спецармия.

Теперь о начальнике ГРУ генерале армии Валентине Корабельникове сообщают, что он написал рапорт об отставке в знак протеста, а ГРУ якобы могут по ходу реформ вообще слить с внешней политической разведкой СВР (бывшим Первым главным управлением КГБ СССР). Одновременно началась ликвидация 67-й бригады спецназа ГРУ в сибирском городе Бердске вблизи Новосибирска. Известие о сворачивании бригады привело к акциям протеста в Бердске, но это не остановило решительных военных реформаторов. Макаров разъяснил, что в Сибирском военном округе после слияния с Забайкальским получилось две бригады спецназа ГРУ сокращенного состава, когда положена одна, и теперь их сольют. До того были ликвидированы отдельные чеченские батальоны спецназа ГРУ «Восток» и «Запад».

Сведения о Корабельникове официально опровергли, сообщив, что он сейчас «в плановом отпуске», что ему продлили указом на 2 года время службы, что он, мол, сам теперь займется радикальной реформой ГРУ — ну прямо то же, что о Балуевском и Рукшине год назад. Конечно, сливать военную разведку с СВР не будут, но ГРУ разделят и резко сократят. Прежде всего выведут из подчинения боевые части спецназа, возможно, создав, как в Америке, отдельные силы спецопераций.

Шлыков считает кардинально важным полностью вывести ГРУ из Генштаба. Сегодня военная разведка выдает информацию, которая, по сути, заказана военным руководством. В 80-е годы с группой других сотрудников ГРУ Шлыков пытался разъяснить высшему политическому руководству, что по прямому указанию руководства Генштаба ГРУ выдавало под видом разведданных заведомо лживую информацию. В результате той лжи СССР проиграл холодную войну, но до того Шлыкова и других протестантов уволили.

Сегодня ГРУ работает в том же ключе. При подготовке войны с Грузией военная разведка не смогла выявить наличие у противника зенитных комплексов «Бук-М1», не говоря уж о расположении группировки его ПВО. Были сбиты самолеты, и погибли заслуженные летчики. Из-за негодной разведки большинство бомбовых и оперативно-тактических ракетных ударов по Грузии было бесцельно в прямом значении слова, и противник сумел выйти из-под удара с непринципиальными потерями в людях и технике.

Специалисты знают, что американские планы разместить в Чехии и Польше радар ПРО и ракеты-перехватчики ничем России не угрожают, но начальство такой вывод не устроил. Тогда военная разведка выдумала, а Генштаб доложил, что под видом перехватчиков с кинетическими самонаводящимися боеголовками-болванками коварные янки разместят в Польше ядерные ракеты, которые нацелят на Кремль и Генштаб для первого вероломного «обезглавливающего» удара. Эту выдумку скормили руководству как важную развединформацию, и оно забилось в истерике, ожидая американскую ядерную боеголовку в любой момент в окно кабинета. То, что американские перехватчики GBI на ядерный боевой блок никак не рассчитаны, никого не волновало.

В результате на пустом месте резко осложнились политические отношения между Россией и Западом. Генштаб радостно объявил, что в Калининградской области и, возможно, в Белоруссии развернут ракеты «Искандер», подготовят другие средства для уничтожения перехватчиков в Польше и радара в Чехии. В ответ поляки запросили у США зенитные ракеты «Патриот». Американские военные дополнительно заговорили о возможной переброске в Польшу 60 истребителей F-16 из Италии. Закрутилась столь милая сердцу и кошельку любого военного (русского, польского, американского) карусель гонки вооружений, пока локальной. Наш Генштаб с ГРУ никогда не остановятся и будут последовательно разорять страну, если только их не окоротят боевые «чеченские» генералы-прагматики.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow