СюжетыСпорт

Выход силой

В финал Кубка Гагарина вышла самая прагматичная и самая боевая команда. Техничных и умных добил игровой календарь

Этот материал вышел в номере № 33 от 1 Апреля 2009 г.
Читать
Плей-офф — время неизбежных разочарований: победитель всегда один, остальные могут утешать себя чем угодно. Клубам, остановившимся в шаге от финала, тяжелее всех. Пустота ледовой арены отзывается пустотой в душе болельщика — это можно было...

Плей-офф — время неизбежных разочарований: победитель всегда один, остальные могут утешать себя чем угодно. Клубам, остановившимся в шаге от финала, тяжелее всех. Пустота ледовой арены отзывается пустотой в душе болельщика — это можно было физически ощутить на Малой арене «Лужников» после решающего проигрыша динамовцев «Ак Барсу». Тремя днями раньше с сезоном фактически простилась «Арена-Металлург» — мало кто верил, что «Магнитка» вернется со щитом из Ярославля.

Тем, кто не живет в Казани и Ярославле и не болеет непосредственно за «Ак Барс» и «Локомотив», остается одно: переживать за хороший хоккей. И ждать, что это будет лучшая финальная серия в новейшей истории отечественного хоккея.

Средняя аудитория 11 полуфинальных матчей впервые превысила 7 тысяч человек. Двум лучшим хоккейным аренам России под силу собрать и больше — если противостояние окажется на уровне больших амбиций руководства Континентальной хоккейной лиги, а борьба за первый Кубок Гагарина будет бескомпромиссной, но честной.

И еще — если элементарно хватит сил.

Специально к началу плей-офф было снято с десяток рекламных роликов с участием самых узнаваемых медийных персонажей, которые на все лады прославляли КХЛ. До полуфинала никто из новых телегероев не добрался, а откровения первых неудачников (того же Сергея Брылина из Питера или Алексея Терещенко из «Салавата») в конце марта вовсе выглядели приветом из прошлого. Ну не угадали телевизионщики, бывает (а кто предполагал, что первая команда уступит 16-й?). Хоккеисты тут ни при чем — они честно работали на имидж лиги.

Меньше всего сенсации со знаком «минус» радовали их авторов. Первой (и единственной) жертвой стал наставник экс-чемпиона «Салавата Юлаева» Сергей Михалев, которого нынче активно прочат в главные тренеры казахстанского «Барыса». А руководство уфимского клуба теперь будет искать нового «тренера золотой мечты» (так, кстати, называется автобиографическая книга Михалева, вышедшая в разгар сезона). Не исключено, что поиск затянется надолго — менеджеры познавших вкус золота «Магнитки», «Локомотива», «Динамо» многое могут об этом рассказать.

На радостях по поводу бурного начала плей-офф с вылетом нескольких фаворитов мы как-то забыли, что у сенсаций есть изнанка: уровень самого хоккея далеко не всегда соответствовал ожиданиям, количество детских ошибок возрастало от этапа к этапу, число травм превзошло все мыслимые пределы. Конечно, хоккеисты и не могли войти в плей-офф полными сил и энергии, но не такими выхолощенными — как это случилось на первом этапе с игроками «Салавата», на втором — «Атланта», на третьем — «Магнитки». Больше всего от аритмичного календаря, кстати, пострадали именно самые техничные и умные команды. Кубковый график с раскладом «четыре игры за пять дней» их просто добил.

В таком режиме плей-офф не играют нигде, даже в НХЛ. Это график, убивающий хоккей, при котором бесполезны любые восстанавливающие программы. Если не ущемлять интересов национальной сборной, выход один: сократить количество матчей в регулярной части чемпионата. Против этого будут и хоккеисты, которые привыкли к премиальным, и хозяева клубов, которым нужны живые деньги, и руководство лиги, которое хочет во всем копировать заокеанскую структуру.

Но, может быть, тренеры вспомнят, что учебно-тренировочный процесс, который был базовым элементом отечественного хоккея, можно вести и по ходу чемпионата, а не только играть до одури с минимальными (по сравнению с расходами) доходами от продажи билетов. Кстати, и полноценную заявку, позволявшую играть в четыре пары защитников, тоже стоит вернуть. Иначе понятие «хоккейная пятерка» окончательно канет в прошлое, а защитников-созидателей, которых и так-то немного, будет не сыскать.

На это, конечно, можно возразить, что «Ак Барс» с четырьмя оставшимися защитниками поверг на льду «Лужников» куда более свежее столичное «Динамо», что плей-офф изначально предполагает экстремальные ситуации, а кто лучше в них ориентируется, тот и побеждает. «Ак Барс» выручили глубина состава, игровая злость, мастерство и дисциплина, но, думаю, и казанцы предпочли бы видеть связку Алексей Морозов — Данис Зарипов в лучшем состоянии.

Совсем не случайно первым финалистом оказался ярославский «Локомотив», играющий в самый экономный и прагматичный хоккей. Ярославцы не растрачивались в регулярном чемпионате так, как их основные конкуренты, что стало решающим фактором в противостоянии с «Магниткой», которую хватило только на один матч.

Теперь многое будет зависеть от того, кто первым дрогнет на последнем рубеже — Станислав Галимов или Георгий Гелашвили. Оба молодых голкипера в прошлом сезоне были списаны, но вернулись, оба выдержали конкуренцию с опытнейшими легионерами, оба стали основными вратарями и главными героями полуфиналов (Гелашвили за «Локо» в плей-офф вообще не пропустил ни одного матча). В новейшей российской истории вообще не было случая, чтобы плей-офф выигрывала команда с молодым российским вратарем. Теперь это при любом исходе произойдет.

Лишь бы обошлось без свирепости, которая сопровождала всю полуфинальную серию (за исключением последнего матча) «Ак Барс» — «Динамо». Сборная России и так уже недосчиталась нескольких кандидатов.

Перерыв перед началом финальной серии получился большой, было время залечить раны и слегка успокоиться. Но поводов для беспокойства начиная со 2 апреля и на ближайшие 7—10 дней еще хватит. Если беспокойство будет со знаком плюс, то на твердую «четверку» первый Кубок Гагарина наиграет — «кто бы ни забросил последнюю шайбу», как говорит в рекламном ролике нападающий «Салавата», национальной сборной и отпускник поневоле Алексей Терещенко.

Комментарии

Валерий Белоусов,главный тренер магнитогорского «Металлурга» — бронзового призера открытого чемпионата России

С каким настроением закончили сезон, Валерий Константинович?

— Не скажу, что с отличным, но с хорошим. Перед командой, как обычно, ставились высокие задачи. Да и сам я привык к тому, что, где бы ни работал, надо попадать в медальную зону. Завоевать бронзовые медали в первом розыгрыше Кубка Гагарина, которые нам так тяжело достались, — почетно. Это, безусловно, заслуга всей команды.

Могла «Магнитка» подняться выше?

— Безусловно, могла. Если брать завершающую фазу, то после победы в первом матче в Ярославле у ребят слегка закружило голову. А во втором и дальше во весь рост встали проблемы, во многом связанные с вратарской линией. Не хотелось бы никого обижать, но что было — то было. Физически мы были готовы не хуже «Локомотива», а вот психологической устойчивости не хватило.

Проблемы плей-офф — продолжение проблем регулярного сезона?

— Конечно. Для нашей команды это прежде всего связано с борьбой на два фронта и рваным календарем. К финалу Лиги чемпионов мы были уже вымотаны до предела. Если бы руководство КХЛ было заинтересовано в успехе российской команды, то нам бы дали хотя бы день-два отдыха. Но увы…

Как вы оцените розыгрыш Кубка Гагарина в целом?

— Раньше все было гораздо предсказуемее. А в нынешнем дебютном для новой лиги розыгрыше многое удивило. Шансов у тех, кого считали обреченными на поражение, стало намного больше. Команды, безусловно, подравнялись, да и усталостный фон сыграл свою роль — в такой ситуации легче поймать удачу.

При общей положительной оценке что больше всего не понравилось?

— Игры без пауз, когда не хватало времени даже на элементарное восстановление после двух сыгранных подряд матчей и перелета перед двумя последующими. Это невероятно тяжело. К такому графику никто не может быть готов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow