СюжетыОбщество

От «Кинопоезда» до «Прямого действия»

Анархия в Интернете, в газетах, в литературе и на видео

Этот материал вышел в номере № 34 от 3 Апреля 2009 г.
Читать
Средства индивидуальной информации Акция анархистов 20 января 2009 года (марш памяти Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой) в профессиональных СМИ получил либо небольшой отклик, либо исключительно негативный — всех взволновали...

Средства индивидуальной информации

Акция анархистов 20 января 2009 года (марш памяти Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой) в профессиональных СМИ получил либо небольшой отклик, либо исключительно негативный — всех взволновали разбитые стекла «Макдоналдса». Альтернативное освещение событие получило в анархистских СМИ — на российских сайтах «Индимедиа» и IndyVideo.

«Тактические медиа — это то, что происходит, когда группы или индивиды, ощутившие себя исключенными или ущемленными со стороны широкой культуры, начинают использовать дешевые do-it-yourself медиа*, доступ к которым стал открыт благодаря революции в потребительской электронике и расширенным формам распространения (от общественных кабельных ТВ до Интернета). Тактические медиа не просто сообщают о событиях, поскольку они не беспристрастны. Они всегда являются участниками событий, и это более чем что-либо другое отличает их от широкоформатных массмедиа», — так начинается знаменитый манифест Герта Ловинка и Дэвида Гарсиа, написанный в 1996 году к открытию Всемирного фестиваля медиаактивистов next5minutes.

Наиболее последовательным воплощением этой концепции стал Независимый медиацентр (Independent Media Center, сокращенно Indymedia), созданный в Сиэтле в 1999 году во время саммита Всемирной торговой организации. Материалы, публиковавшиеся в Интернете, стали альтернативным источником новостей о саммите. Кроме того, сайт координировал уличные протесты: «На углу Пятой улицы и Третьей авеню полиция десять минут назад выставила кордон, обойти можно по Шестой, Седьмой улицам и по Четвертой авеню. Вторая авеню давно захвачена национальной гвардией и ментами, которые при попытке приблизиться пускают газ».

После «битвы в Сиэтле» аналогичные сайты с открытой публикацией появились в других городах и в других странах. В Восточной Европе первой «Индимедиа» стала пражская (осень 2000 года).

История возникновения русскоязычной версии «Индимедиа» напоминает детектив. По словам активистов, сайт появился весной 2001 года. Люди стали им активно пользоваться, хотя никто не понимал, кто его создал. Этот вопрос потребовал ответа, когда содержание сайта стало, по словам анархистов, «попахивать национализмом». Выяснилось, что проектом занимается живущий в Западной Европе журналист, эмигрировавший из СССР и разделяющий крайне правые взгляды. Осенью 2001 года, после бурной дискуссии, управление сайтом перешло к людям, которые критиковали основателя «Индимедиа».

Централизованной редакции у сайта нет. Принцип функционирования «Индимедиа» — «свободный постинг», устранение различий между читателем и ньюсмейкером: оставить сообщение на сайте может любой желающий. Однако провокаций активисты не боятся: «Мир довольно маленький, почти всегда есть возможность быстро проверить стремные (здесь — подозрительные. — Ред.) сообщения». По словам кураторов «Индимедиа», «единственный серьезный прокол за восемь лет работы сайта — сообщение о якобы произошедшем в Иркутске в октябре 2008 года убийстве фашистами девочки за красные шнурки. Информация перед публикацией проверялась целую неделю, автор нам была хорошо известна, ее иркутские источники тоже вызвали доверие. Проблема оказалась в том, что обмануты были именно ее источники».

«Индимедиа» отдает приоритет освещению экологических, профсоюзных, правозащитных, антивоенных, альтерглобалистских инициатив и акций. Кроме того, на сайте публикуют сообщения люди, протестующие против уплотнительной застройки, милицейского беспредела, роста ксенофобии.

Сейчас в России существуют, кроме московской, «Индимедиа-Питер», «Индимедиа-Сибирь» и «Индимедиа-Кубань». Есть украинская и белорусская «Индимедиа». Средняя посещаемость московской «Индимедиа» — 15—20 тысяч страниц в день, не считая спамеров и роботов.

Видеоконтент российские анархисты создают с помощью проекта IndyVideo. Его цель — не только публиковать записи акций, но и обучать всех желающих пользоваться камерой и монтировать видео. С этой целью были предприняты две масштабные акции под названием «Кинопоезд»: первая — в 2004 году, с посещением десяти городов России, вторая — в 2007-м, по шести городам Беларуси.

Самиздат

В метро, на стенах домов и в музыкальных клубах вы, возможно, видели черно-белую наклейку с изображением человека в черной маске и надписью «Автоном. Сражайся за мечту». Речь идет о крупнейшем издании российских анархистов — журнале «Автоном».

Первоначально «Автоном» был органом Федерации анархистов Краснодара (ФАК). Он появился в 1995 году в Краснодаре как один из «анархо-зинов» (от английского magazine, журнал) — популярный среди анархистов способ обмена идеями. Тогда макет журнала склеивался из разных вырезок, разрисовывался от руки, а потом копировался. В начале 2000-х активисты ФАК стали одними из основателей движения «Автономное действие», и «Автоном» стал его центральным изданием. В 2003-м журнал «переехал» в Москву.

В Москве и Петербурге «Автоном» распространяется на концертах, митингах, через музыкальные магазины и клубы. В остальные регионы журнал «добирается» в основном с помощью сети активистов. Журнал выходит сравнительно регулярно (один раз в полгода-год).

Кроме «Автонома» анархисты издают журналы «Прямое действие» и «Либертарная мысль», а также газеты. «Ситуация» — это второй «федеральный» орган «Автономного действия», «Черная звезда» — газета анархо-синдикалистов.

Поваренные книги анархизма

Пока существовал СССР, труды анархистов-теоретиков в нашей стране официально не издавались. К концу 80-х анархическое движение начало восстанавливаться, и возникла необходимость в книгах, способных заполнить пустоту.

Так в Москве появилось издательство «Гилея», чьи основатели называют себя анархистами. «Гилея» (так называлась скандальная питерская литературно-художественная группа 1910-х годов, в которую входил, например, Владимир Маяковский) начала с издания классиков русского авангарда (Василий Кандинский, Велимир Хлебников, Даниил Хармс, Александр Введенский и др.). Со временем издательство обратило внимание не только на художественный, но и на политический авангард.

«Непринятие догм общественных институтов, мерзость нищеты повседневной жизни и поиск новых путей развития общества стали точками соприкосновения футуризма и леворадикальной политической теории», — рассказал основатель «Гилеи» Сергей Кудрявцев. В начале 2000-х издательство стало публиковать провокационную серию «Час Ч». В рамках проекта «без рюшей и бантов» вышли, в частности, книги субкоманданте Маркоса (партизана-антиглобалиста из мексиканских джунглей), американского сторонника отказа от работы и противника «ссучивания анархизма» Боба Блэка, «городской партизанки» Ульрики Майнхоф (одна из лидеров немецкой Фракции Красной армии), Джерри Рубина и Эбби Хоффмана (лидеры американских йиппи — политизированных хиппи). Сейчас «Гилея» готовит к изданию книгу об истории российского антифашизма.

Кроме «Гилеи» «антибуржуазную» литературу печатают некоторые другие издательства. Так, «Ультра.Культура» опубликовала двухтомную «Антологию анархизма и левого радикализма», а также книги из серии «Жизнь Zапрещенных людей». «Праксис» издал несколько книг американского лингвиста и анархиста Ноама Хомского, а «Ad Marginem» — кое-какие работы французского левого философа Луи Альтюссера.

«Проблем с распространением у нас нет, — отмечает Сергей Кудрявцев из «Гилеи». — Ведь мы издаем интеллектуальную прозу, призывы к свободе и размышлению, а не инструкции по производству бомб». Несмотря на подобные оптимистичные заявления, «поваренные книги» анархизма гораздо легче найти не в «мажорных» магазинах, а в небольших книжных лавках для гуманитариев. Например, в московском «Фаланстере» — том самом, который в 2005 году подожгли неизвестные и в который время от времени наведываются с обысками сотрудники правоохранительных органов.

Свобода, равенство, пиратство

…Колонна анархистов на демонстрации 1 мая 2008 года смотрелась экзотично: помимо активистов с закрытыми лицами там были панки и антифа-скинхеды. Шествие сопровождал грузовик с динамиками, который превратил акцию протеста в уличную вечеринку. Но, пожалуй, самым необычным был баннер с надписью «Свобода! Равенство! Пиратство!» и изображением аудиокассеты с костями — аллюзией на Веселого Роджера.

Борцы с «засильем медиакорпораций» объясняют свою деятельность так: транснациональные компании пытаются ввергнуть «общество информационного изобилия» в состояние дефицита, поделив между собой и застолбив «целые материки культуры», а авторы и пользователи сопротивляются. Борьба принимает разные формы. На Западе существуют, например, политические инициативы вроде «Пиратской партии». Однако чаще всего сопротивление «приватизации культуры» воплощается, например, в создании свободных компьютерных операционных систем, а также в распространении открытых лицензионных соглашений. Эта форма человеческих отношений позволяет всем желающим копировать, модифицировать и распространять программы (что запрещено авторским правом), а также гарантирует, что пользователь производной программы тоже получит право разъять ее на части, переписать и при желании передать дальше. Подобное взаимодействие пираты называют «копилефт» (в противоположность охраняемому законом копирайту).

Кроме того, в киберпространстве активно действуют анархические по сути проекты вроде файлообменной сети «Пиратская бухта» (Pirate Bay). Ее организаторы считают свою деятельность актом гражданского неповиновения. Приблизительно так же многие хакеры мотивируют свои нападения на правительственные и корпоративные сайты.

  • Do it yourself («Сделай сам») — обозначение какого-либо произведения, созданного индивидуально или группой без привлечения крупных финансовых ресурсов, исключительно собственными силами. Это может быть журнал, одежда или музыкальный фестиваль.
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow