РасследованияПолитика

Хищение людей в особо крупных размерах-2

Этот материал вышел в номере № 37 от 10 Апреля 2009 г.
Читать
В прошлом номере «Новая» рассказала о дерзкой банде похитителей людей, долгие годы орудующей в Москве. На ее счету несколько захватов коммерсантов, чиновников или их детей. Стоимость выкупа составляла от 500 тысяч до 7 миллионов долларов....

В прошлом номере «Новая» рассказала о дерзкой банде похитителей людей, долгие годы орудующей в Москве. На ее счету несколько захватов коммерсантов, чиновников или их детей. Стоимость выкупа составляла от 500 тысяч до 7 миллионов долларов. Главарь банды, некто Шилин-Жилин-Шимин-Марченко, и большинство его подельников разгуливают на свободе и готовят новые похищения. А ведь он уже был в руках у милиции, причем взяли его с поличным.

Сведения о банде Шилина-Марченко пришлось собирать по крупицам. Бывшие заложники по понятным причинам отказываются рассказывать подробности. Они до сих пор настолько напуганы, что в каждом незнакомце видят гонца от Шилина. Милиция, ссылаясь на тайну следствия, также на контакты не идет. И в Следственном комитете — молчание. Позиция правоохранителей понятна: им просто нечего предъявить. Ни главарь банды, ни его ближайшие помощники, ни заказчики похищений не пойманы. На скамье подсудимых оказались лишь пешки, которыми Шилин, судя по всему, пожертвовал.

— Неизвестный доброжелатель передал нам по электронной почте координаты некоторых «шилинских», — хитро улыбнулся оперативник, занимавшийся делом Шилина.

— А кто это сделал и зачем? — поинтересовался я.

— Догадайся с трех раз. Это очень умный ход. Хотя лучше бы этот доброжелатель сообщил, где держит еще двоих заложников, — добавил опер.

Заложников не ищут

22 ноября 2006 года около семи утра генеральный директор ЗАО «Общемашснаб» Вадим Струков выехал из своего загородного дома в деревне Пирогово на работу. Однако в офисе он так и не появился. Примерно через час он позвонил главному бухгалтеру предприятия Шевляковой и приказал приготовить для него всю наличность. На следующий день Струков сделал звонок своему сыну Василию и попросил привезти семейную заначку. Еще через пару часов на номер Струкова-младшего позвонил неизвестный, представившийся Михаилом, и сообщил адрес, куда нужно доставить деньги. Василий обратился в УБОП Московской области, поэтому на встречу с Михаилом он поехал под контролем оперативников. В пути сыну Струкова снова позвонил Михаил и угрожающим тоном потребовал «сказать ментам, чтобы они отстали, иначе отца он больше не увидит». При этом звонивший назвал госномер автомобиля оперативников. Убоповцам ничего не оставалось делать, как выполнить требования бандита. Четыреста тысяч долларов Василий оставил в условленном месте и стал ждать возвращения отца. Но он так и не вернулся.

Аналогичные случаи произошли и с другими «клиентами» шилинской банды. Что интересно, Шилин-Марченко никогда и ничего не забывал. 13 сентября в Москве была похищена представитель фирмы «Хайртрейд Инвестмен» Лолита Судакова. Она вышла из спортивного зала «Физкульт» после тренировки, когда на нее накинулись двое мужчин. Они затащили ее в автомобиль и объявили заложницей. Больше месяца Судакову продержали сначала в полуразрушенном здании детского сада в Луховицах, а затем в какой-то квартире. Заложницу отпустили домой с условием, что через неделю она перечислит 500 тыс долларов на счет в иностранном банке. Но Судакова прямиком направилась в УБОП и написала заявление.

Прошел ровно год. Казалось, что бандиты забыли о ней навсегда. Однако 13 сентября 2007 года произошло ЧП в Туапсе: отец Судаковой Александр Пизик не приехал ночевать домой. На следующий день дочери позвонил некий Тимур и потребовал отдать должок в обмен на жизнь отца. Дальнейшие телефонные переговоры с Шилиным-Марченко ни к чему не привели. Больше о судьбе 72-летнего Александра Пизика ничего не известно. Сегодня ни Струкова, ни Пизика никто не ищет. Опросив родственников и знакомых обоих заложников, расследования приостановили. Зато по делу о похищении Судаковой обвиняемый нашелся.

Сидит под арестом Алешин

Одним из арестованных по делу Судаковой проходит бывший майор УБОПа Андрей Алешин, принимавший активное участие в освобождении заложника Михаила Т. На момент ареста Алешин уже уволился из МВД и занимал должность руководителя службы безопасности в компании, которую возглавляла мать заложника. Бывший оперативник вел переговоры с Шилиным-Марченко об условиях освобождения Михаила и сумел добиться, чтобы юношу отпустили без всякого выкупа.

Среди московских оперативников история с арестом Алешина наделала много шума. Алешин — один из немногих сотрудников МВД, кого бывший директор ФСБ Патрушев за операцию по внедрению в банду вымогателей из Чечни лично наградил почетной грамотой. Кроме того, за освобождение двенадцати иностранных заложников в Кизляре Алешину вручили медаль «За отвагу».

Судя по материалам дела, на майора дал показания один из «шилинских» — бывший десантник Пронин, уже отбывающий тюремный срок за похищения. Согласно показаниям Пронина, Алешин совместно с Шилиным-Марченко разработал план захвата Судаковой. Выходит, что в одном случае милиционер Алешин вытаскивает из лап Шилина заложников, а в другом — с тем же Шилиным похищает? Это первое, что вызывает вопросы. И второе — хорошо известно, что Алешин проводил собственное расследование и собрал обширное досье на Шилина-Марченко и его сообщников.

Кстати, на алешинское досье идет самая настоящая охота. Например, 14 июля 2008 года сотрудники ФСБ пришли с обыском в УБОП на Петровку и попытались изъять дело оперативного учета на ОПГ Шилина-Марченко. Злые языки поговаривают, что визит чекистов чуть не закончился большой дракой и стрельбой. Убоповцы наотрез отказались выдать свои наработки по Шилину. Забрав с собой некоторые оперативные документы и опечатав сейфы, сотрудники ФСБ удалились. Кроме того, наши источники в МВД сообщили, что у Алешина были довольно натянутые отношения с некоторыми бывшими сослуживцами ОРБ ГУ по ЦФО МВД. Эту версию косвенно подтверждает его последний допрос.

Вопрос следователя: Что вы желаете пояснить?

Ответ Алешина: В конце весны 2006 года я обратился в свой бывший отдел на Шаболовке с вопросом: «Не проходили ли по каким-либо делам Шилин-Марченко, Кан и другие лица?». К моему вопросу проявил интерес сотрудник 10-го отдела ОРБ по БОП ГУ МВД Алексей Борода. Мы встретились, и я ему рассказал о похищении Михаила Т. Он рассказал о похищении Ушакова (одна из жертв Шилина). Его рассказ был путаный, а мне нужны были конкретные детали. Я попросил материалы по делу Ушакова, в ответ он стал канючить, что, мол, задействовал личные контакты и за свой счет делал срочные биллинги. А Ушаков так и не отблагодарил, хотя обещал. Борода предложил мне купить у него материалы, чтобы компенсировать часть затраченных средств, и я согласился. Вскоре Борода предложил мне помощь в следственном сопровождении дела Михаила Т., пояснив, что у него дружеские отношения со многими начальниками. И что можно организовать мощное оперативное сопровождение с УСБ ФСБ, где Борода имеет отличные связи и «там можно решить любые проблемы».

Я, конечно, обрадовался. Через несколько дней Борода встретился со мной и сказал, что организация этого процесса будет стоить 150 тыс долларов США. Я возмутился и сказал, что по халатности или за взятку Борода и его знакомые из Пресненской прокуратуры отпустили организатора преступлений Шилина-Марченко. И это его вместе с друзьями нужно привлекать к уголовной ответственности, а не выплачивать «творческий» гонорар. Борода попытался меня успокоить, стал спекулировать большими фамилиями, мол, эти деньги нужны им, а он как опер оперу всегда поможет. Мы поссорились. В ноябре 2007 года я узнал от бывших коллег на Шаболовке, что Борода собирается мне отомстить. Вскоре я заметил, что мои передвижения контролируются, а телефоны прослушиваются…

Алексея Бороду я помню, когда он делал репортажи о воришках сотовых телефонов в телепрограмме «Петровка, 38». К сожалению, бывший коллега отказался встречаться с репортером «Новой».

Из пресс-службы ОРБ по БОП на Шаболовке «Новая» получила официальный ответ: «Давать какие-либо комментарии по уголовному делу до окончания следствия мы не имеем права. Более того, возникает вопрос: каким образом материалы уголовного дела, разглашение которых не допускается, оказались достоянием СМИ? Давать какую-либо оценку слухам и инсинуациям, о которых вы говорите, считаем некорректным. Практика показывает, что обвиняемые с целью своей защиты применяют подобную тактику».

А вот бывалые опера нисколько не удивились, узнав об аресте своего коллеги. «Понимаешь, уголовные дела с захватом заложников — это же золотое дно для оперативников и следователей, — рассказал бывший убоповец из ГУВД. — Под разными предлогами с родственников можно тянуть любые суммы. Например, говорят, что «нужно организовать прослушивание телефонов, а у нас такой техники нет». Зато она есть в ФСБ (ГРУ, СВР). Но вы же понимаете, все стоит денег. Или у нас не хватает людей, поэтому необходимо нанять частных детективов и купить им сотовые телефоны, рации и оплатить бензин. Убитых горем родственников разводят, как котят. При этом им постоянно намекают, что независимо от исхода дела нужно щедро отблагодарить. И тут влезает Андрюха Алешин, начинает встречаться с потерпевшими и задавать следакам вопросы: «Где уголовное дело?», «Где рапорты о задержании?». Вот его и убрали, чтобы не мешался под ногами».

Если Алешин виновен, его нужно судить. При этом суду должны быть предоставлены убедительные доказательства его преступлений. Однако в обвинительном заключении, кроме строк следователя, что «по оперативным данным, Алешин неустановленным образом и с неустановленными лицами похитил Судакову», я больше ничего не обнаружил. Тем более инициатором ареста своего бывшего коллеги выступил Борода.

Адвокат Алешина предполагает, что зыбкость обвинения его клиента понимают и следователи, видимо, по этой причине уголовные дела, где фигурирует Шилин, не объединяют в одно большое дело, в том числе и с делом Алешина. Подобное громкое дело должен будет рассматривать суд присяжных, а доказательств недостаточно, особенно в эпизоде с Алешиным.

«Висяки» в архивах

Скорее всего, это лишь малая часть «славных дел» банды Шилина-Марченко. В прокурорских архивах Москвы и Подмосковья пылятся несколько «висяков» по преступлениям, связанным с захватом заложников и получением выкупов. Ни заказчики, ни исполнители не найдены. Не исключено, что к этим преступлениям причастны «шилинские». Не привлечены к ответственности сотрудники милиции и следователи, вымогавшие у родственников заложников крупные суммы якобы для «эффективного расследования» (данные имеются в редакции). До сих пор непонятно, как Шилину-Марченко, задержанному с поличным при получении выкупа, удалось без труда уехать за границу.

Находясь в Уругвае на своей шикарной вилле, он может планировать новые похищения коммерсантов и чиновников в России и Украине. Кстати, его подельники, отсидев минимальные сроки, уже вышли на свободу. Кое-какой информацией располагает и «Новая газета»: похоже, что московская «крыша» Шилина подумывает о его замене, слишком неуправляем и изрядно наследил.

Так было, к примеру, в деле известного бандита Максима Лазовского, которого контролировали офицеры спецслужб. Когда же он стал неуправляемым — кто-то его быстро устранил.

Боюсь, что и в случае с Шилиным мы так и не узнаем фамилии заказчиков похищений, а также сообщников в спецслужбах и правоохранительных органах. P.S. Фото из личного архива одного из «шилинских» Максима Кана (скрывается в Лондоне).

Справка «Новой»

Из оперативного донесения

Докладываю, что у здания, где расположен офис родственницы заложника Натальи Т., замечены двое мужчин, ведущих скрытое наблюдение. Сотрудниками УБОПа неизвестные были задержаны. Ими оказались:

1) И. Андрей, сотрудник 5-го отдела ОПУ ГУВД (наружка)

2) О. Игорь, сотрудник ЧОП «Вымпел-Рубикон»

Задержанные пояснили, что осуществляли охрану бизнесмена П., офис которого находится в том же здании.

Шифротелеграмма

По оперативным данным, для предъявления претензий Шилину в Москву прилетает «смотрящий» за Приморьем вор в законе Клюка. Прошу предоставить компрматериалы на Клюку и его ближайшее окружение.

Из показаний родственницы заложника

От безысходности потерпевшие обращаются к экстрасенсам и прочим шарлатанам, которые тоже требуют денег: «…В последующих звонках бандиты высказывали требования о срочном сборе денег, и чтобы я не занималась поисками мужа. Так как у них есть свои люди в милиции. При этом бандитами были озвучены все советы, которые давали мне оперативники. (В милиции) мне говорили, что у них нет техники, чтобы отследить звонки, и такая техника есть в ФСБ. Я обратилась через своих знакомых о выделении специальной машины, так называемой «лодки». Мне обещали, но ничего не сделали. Милиционеры ничего не хотели делать, за исключением прослушивания моего телефона и слежки за мной. Ни одна из моих версий не проверялась, и за мной ездили какие-то машины. У меня возникли опасения за свою безопасность, и тогда я пошла к экстрасенсу. Она мне сказала, что милиция знает, где находится мой муж, но почему-то ничего не хочет делать. Меня это очень напугало, и я проплакала всю ночь…».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow