СюжетыПолитика

Прокурор не устоял

И попросил судью позволить ему читать сидя

Этот материал вышел в номере № 37 от 10 Апреля 2009 г.
Читать
— Ваша честь, можно читать обвинительное заключение сидя? — спрашивает прокурор Лахтин. — Можно. Время в Хамовническом суде теперь течет медленно и равномерно — прокуроры оглашают фабулу обвинения, предъявленного Ходорковскому и Лебедеву....

— Ваша честь, можно читать обвинительное заключение сидя? — спрашивает прокурор Лахтин.

— Можно.

Время в Хамовническом суде теперь течет медленно и равномерно — прокуроры оглашают фабулу обвинения, предъявленного Ходорковскому и Лебедеву.

Прокурор Лахтин читает без выражения, часто запинается, особенно на цифрах. Конвойные дремлют, зрители скучают, судья Данилкин — то и дело поднимает голову от стола, снимает очки и оглядывает зал. Взгляд у него усталый и грустный, в лице — безнадежность и тоска. На прокурора Лахтина, монотонно читающего заключение, он смотрит с некоторым раздражением, словно осуждая за то, что тот заставляет всех тратить впустую драгоценное время. Временами судья глядит в окно — там солнце и поют птицы — затем снова возвращается в зал, опускает глаза, чешет за ухом, вертит шариковую ручку…

Тем временем прокурор продолжает читать. Сыплет цифрами, терминами, громкими фамилиями. Наиболее часто употребляющиеся формулировки — «преступная схема», «организованная группа», «руководящая роль», «члены группы»… Его напарник Дмитрий Шохин тоже скучает. Дамы-прокурорши Валентина Ковалихина и Гульчахра Ибрагимова углубились в изучение документов.

Итак. По версии следствия, Ходорковский исполнял «руководящую роль в организованной группе», в которую входили Платон Лебедев, Леонид Невзлин, Михаил Брудно, Дмитрий Гололобов, Василий Шахновский (бывшие топ-менеджеры и акционеры ЮКОСа. —Прим. ред.), а также Василий Алексанян*. По версии следствия, все они, а также «другие лица» (фамилии которых следствие не называет) «в течение 1998—2003 гг. совершили хищение путем присвоения вверенного имущества — нефти». Роли в «преступной группе» «были четко распределены». Среди выводов, содержащихся в обвинительном заключении, прокурор Лахтин зачитывает и такой: «Невзлин по поручению Ходорковского должен был обеспечить нейтрализацию противодействия конкурентов по бизнесу». Никаких разъяснений прокурор Лахтин при этом не привел. За разъяснениями «Новая» обратилась позже к защите.

— Это очередной бред, указанный в обвинении, — говорит адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант. — Этот вывод содержался в обвинительном заключении давно, так что прокуроры ничего нового не сказали. Настораживает, что с такой же легкостью следствие упоминает не только Невзлина и подсудимых, но и большое количество других людей, в том числе не осужденных… Такие «выводы» — тема серьезная. Защита к ним еще обязательно вернется и выскажет свои оценки… Но перед этим мы все же до конца хотим выслушать фабулу обвинения в исполнении прокуроров. Наши оценки — впереди. Ждите!

…День был омрачен акцией сторонников Ходорковского. В какой-то момент с улицы послышались знакомые лозунги — «Свободу Ходорковскому!», «Свободу политзаключенным!». Конвой тут же закрыл распахнутое настежь окно. Источник шума — активист Объединенного гражданского фронта — стоял на крыше соседнего дома, внизу кричали еще четверо его коллег. Примерно через час все прекратилось — оппозиционеров забрали в «обезьянник» при ОВД «Хамовники».

— Ну что, на сегодня достаточно? — спрашивает по привычке судья прокурора в конце заседания. Тот кивает. Чтение переносится на следующий день.

* Ряд лиц, чьи имена значатся в обвинительном заключении, объявлены в розыск, но в деле Ходорковского и Лебедева в качестве обвиняемых не фигурируют.

P.S. На сколько дней затянется оглашение фабулы обвинения по второму уголовному делу в отношении Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, пока непонятно. Прокуроры не говорят, что именно они читают — то ли постановление о привлечении в качестве обвиняемого, то ли обвинительное заключение. В обоих документах фабула обвинения неотличима, только в первом случае прокурору нужно прочесть по 147 страниц (по каждому подсудимому), во втором — все 14 томов. Пока зачитано чуть меньше 80 страниц «по Михаилу Ходорковскому».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow