СюжетыОбщество

А ну-ка отними!

Росийские кондитеры будут судиться за право производить круглые белые конфеты для россиян, присвоенное итальянцами

Этот материал вышел в номере № 41 от 20 Апреля 2009 г.
Читать
Экспансия — внутренняя сущность любого бизнеса. Чем менее развито законодательство, чем слабее судебная система, правоприменительная практика, тем больше бизнес стремится поставить закон на службу своим интересам. И иностранцы ничуть не...

Экспансия — внутренняя сущность любого бизнеса. Чем менее развито законодательство, чем слабее судебная система, правоприменительная практика, тем больше бизнес стремится поставить закон на службу своим интересам. И иностранцы ничуть не хуже наших чувствуют слабину в системе и так же готовы просунуть ногу в любую приоткрывшуюся щель. В истории нет конца примерам, когда транснациональные корпорации по факту отменяли национальное законодательство в огромных регионах Латинской Америки и Африки.

Задача любого государства — обуздать такую агрессию и найти баланс между защитой национального суверенитета и привлечением иностранных инвестиций.

Работа иностранцев, привносящих в Россию новые технологии, в том числе управленческие, европейские стандарты прозрачности и социальной ответственности, несомненно, несет в себе элементы цивилизаторской миссии. Соблазн велик, и многие иностранцы научились пользоваться внеэкономическими инструментами конкурентной борьбы.

Конфеты белые, шарообразные, в стружке

В «Новой газете» в № 38 в материале «Белая круглая горячка» мы уже рассказывали о том, что по иску бельгийской компании «Соремартек С.А.», входящей в группу «Ферреро» и обладающей правами на товарный знак № 798984, Московский арбитражный суд запретил российским кондитерам производить белые круглые конфеты. На прошлой неделе президиум Высшего арбитражного суда оставил это решение в силе. Подчеркиваем, речь идет именно о запрете белых круглых конфет, а не только продукции фабрики «Ландрин», как отмечали после оглашения решения суда представители истца.

Этот товарный знак представляет собой фотографию белого шарообразного изделия, посыпанного кокосовой стружкой, без какого-либо дополнительного указания на то, что это — «Рафаэлло». По существу, итальянцы получили в Роспатенте эксклюзивные права на форму и цвет конфет. Причем на самую распространенную (простую в технологии) в мире кондитеров форму.

Если обратиться к определению от 31 марта, разъясняющему решение Московского арбитражного суда от 29 февраля (именно его оставил в силе, буква в букву, ВАС), то там четко написано: «Запрет касается производства и введения в оборот конфет именно круглой (шарообразной) формы». Решение суда — закон, а слова представителей «Ферреро», что они никому ничего не запрещают, — слова. Государственная машина руководствуется только судебным решением.

Мы решили уточнить у компании «Ферреро Русиа», что они намерены теперь предпринимать в отношении прочих отечественных кондитеров, выпускающих белые круглые конфеты. Нам ответили: «С каждой определенной, похожей на «Рафаэлло» конфетой надо разбираться отдельно — в этом состоит принцип судебной системы: суд применяет общую норму к частному случаю с учетом всех обстоятельств дела, и говорить, что данный спор с «Ландрином» приведет к запрету всем участникам рынка производить белые круглые конфеты, некорректно».

То есть «Ферреро» сама будет решать (через суд конечно же), от кого из конкурентов добиваться прекращения выпуска определенной продукции, от кого — нет. Решением Роспатента и суда и итальянцы получили в руки даже не дубинку внеэкономического принуждения, а косу, избирательно отсекающую любую голову, посмевшую занять на рынке круглых белых конфет свою нишу.

Уже проиграло разбирательство волгоградское ООО «Руспродукт» (точно такой же случай произошел с другим производителем — в Хакасии). Его директор Константин Трубочников рассказал «Новой», что фирме «приходится менять оборудование. Мы делаем продолговатые конфеты вместо круглых». Только замена направляющих в печах стоила небольшому региональному заводу полмиллиона долларов. Понятно, как это ухудшает конкурентные позиции наших кондитеров в отношении «Ферреро».

О товарных знаках и полене

«Ландрин» планирует начать новое судебное разбирательство — теперь с целью признать незаконной саму регистрацию товарного знака в виде фотографии круглого белого шарика, похожего на конфету.

Почитаем решение Роспатента от 17 октября прошлого года: «Данная форма товара (круглая или шарообразная) не является оригинальной <…>. Изображение изначально не способно было порождать ассоциаций, необходимых и достаточных для запоминания знака и его воспроизведения».

Что же в таком случае заставило представителей Роспатента не согласиться с доводами «Ландрина» и вынести решение в пользу «Соремартека»? Они привели данные соцопроса Института социологии РАН, от сентября 2007 г., согласно которым 48% опрошенных узнали на фотографии именно конфету «Рафаэлло». Социологию сложно отнести к числу точных наук и не меньший авторитет – ВЦИОМ в марте 2009 года указал, что узнавших на фотографии конфету «Рафаэлло» оказалось 33,9%. И это после 10 лет рекламы по ТВ. Что же было в 2002 г. в момент регистрации? По нашим законам, товарный знак должен быть гарантированно узнаваемым на момент регистрации. Так как же Роспатент выдал регистрацию, когда никаких исследований в то время не проводилось?

Что касается перспектив нового разбирательства, то Евгений Комаров, патентный поверенный из Российской ассоциации владельцев товарных знаков (РАВТОЗ), вспомнил прецедент: «Компания Unilever в свое время зарегистрировала товарные знаки, защищающие форму мороженого в виде полена. Я имел отношение к делам, в ходе которых аннулировались эти знаки. С тех пор мое мнение не изменилось: если форма в действительности известна до начала ее использования определенной компанией и является характеристикой не только ее товара, то идет подмена объектов интеллектуальной собственности».

Сладкий лоббизм

Почему же «Соремартеку» удается с такой завидной регулярностью выигрывать разбирательства с конкурентами в Роспатенте и судах? Не последнюю роль здесь играют те лоббистские усилия европейского кондитерского гиганта «Ферреро» для защиты своей продукции на российском рынке. В лоббировании нет ничего противозаконного и даже неэтичного: каждый борется в меру своих возможностей. Если не применяются методы административного давления на суд. А у «Ферреро», как показал случай с запретом конфет «Ландрин», лоббистские возможности огромны.

Вполне естественно, что генеральный директор ЗАО «Ферреро Русиа» Артуро М. Карделуз писал на имя главы Роспатента Б.П. Симонова письмо, в котором просил «внимания в отношении чрезвычайно важного вопроса правовой охраны в России объектов интеллектуальной собственности». Но к нему присоединились послы Италии и Люксембурга (где прописана сама «Ферреро») в России. А вслед — губернатор Владимирской области Николай Виноградов. Этот итальянский лоббист послал письмо в защиту «Рафаэлло» прямо в Высший арбитражный суд России.

В области лоббиста Виноградова «Ферреро Русиа» строит фабрику на 1500 рабочих мест, инвестируя в проект, по собственным оценкам, 200 млн евро. Как сообщила нам директор департамента внешних экономических связей администрации Владимирской области Вера Шамота, «для нас «Ферреро» — российское предприятие, зарегистрированное на территории РФ и платящее налоги и России в целом и Владимирской области в частности».

Существующий завод «Ландрин» выдает в минуту 1450 конфет, темп работы роботов в два раза быстрее, чем у автомата «Калашников». Обслуживают их 20 человек. Они могут за неделю завалить Россию конфетами, чего так и опасается «Ферреро». Современная технология не требует большого количества рабочих, и рассказы итальянцев о фабрике на 1500 мест вызвали смех у всех кондитеров, с которыми мы разговаривал последнюю неделю. Как и сумма инвестиций в 200 млн евро. За такие деньги можно построить 10 фабрик. Это чисто политическое заявление.

А вот общее количество сотрудников «Ландрин» с водителями и сбытовыми подразделениями действительно около 1500 человек. Получается, что во Владимирской области будет работать совсем немного людей, остальные рассредоточатся по всей стране. И для открытия этого перспективного производства через 3 года надо будет закрыть действующее и развивающееся производство в Питере. Да, «Ферреро» наймет 1500 человек, но «Ландрин» уволит примерно столько же. И остановит экспорт в 24 страны.

Но совсем уж удивительным выглядит заступничество со стороны помощника президента РФ Аркадия Дворковича, который в письме от 2 августа прошлого года порекомендовал г-ну Симонову «принять предусмотренные законодательством меры по обеспечению прав собственности на указанный товарный знак». Это, знаете, уровень. Невольно вспоминается личная дружба между Путиными и премьером Италии Берлускони, между Берлускони и итальянским миллиардером Ферреро: иностранные компании не на своей территории привыкли действовать на грани фола, используя любые административные и финансовые ресурсы. Вспомним недавний скандал с концерном Siemens, у которого обнаружилась черная касса на взятки объемом почти 1,5 миллиарда евро. То есть в Германии давать взятки — преступление, в любой другой стране — ваша добрая воля. В 2003 году схожая история была и у «Ферреро»: мэра немецкого городка Штадталлендорф обвинили в том, что он «за подарки» помогал «Ферреро», у которой там стоит градообразующее предприятие, минимизировать налоги.

Бизнес есть бизнес. Из этого, конечно, не следует, что мы должны зажимать на своей территории иностранцев в интересах отечественных производителей. Но перед тем как давать им необоснованные привилегии, русские чиновники должны вспомнить, что Россия раскинулась не в долине реки Амазонки или Нигер.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow