СюжетыОбщество

Дело техника

Круг избиваемых сузился, но ступинские убэповцы пока не добились раскрытия финансовых махинаций на заводе шоколадных батончиков «Марс»

Этот материал вышел в номере № 42 от 22 Апреля 2009 г.
Читать
Любое преступление раскрыть очень просто, особенно если оно произошло в маленьком городе, где прокурор, следователь и судья каждый день сталкиваются в подъезде, а может, даже и обедают за одним столиком с оперативниками. Главное, чтобы был...

Любое преступление раскрыть очень просто, особенно если оно произошло в маленьком городе, где прокурор, следователь и судья каждый день сталкиваются в подъезде, а может, даже и обедают за одним столиком с оперативниками. Главное, чтобы был под рукой человеческий материал, не имеющий родственников в вышестоящей инстанции.

Из заявления Кузьминова Ю.В.:

«5 апреля 2008 года к 10.00 я явился по повестке в кабинет 306 в здание УВД города Ступино Московской области. Заместитель начальника ОБЭП УВД Ребрун Э.П. потребовал от меня выложить на стол все содержимое моих карманов. А когда я вытащил из внутреннего кармана куртки диктофон, Ребрун Э.В. встал из-за стола и нанес мне ладонью правой руки удар в область головы. Затем он обошел меня и сзади дополнительно ударил меня ногой в область печени.

Меня опрашивали в течение 7 часов. В ходе опроса Ребрун Э.П. неоднократно наносил мне удары, в том числе и кулаком в область грудной клетки. Тем самым сотрудники ОБЭПа пытались добиться от меня «чистосердечного» признания в финансовых махинациях и оговорить моего знакомого Токарева А.В.».

Когда прочитал документы, испытал изумление: ну как если бы вам сказали, что Стабфонд украден, а свистнули его уборщицы из Минфина. Вот так примерно вышло и с «Марсом» (батончики шоколадные выпускает)… Главными расхитителями финансов оказались рабочие: через кабинеты следователей была пропущена гипотетическая организованная преступная группа в количестве 12 человек.

…Первое, что бросается в глаза при въезде в Ступино, — это, собственно, строение завода «Марс». Оно мешает движению автотранспорта: металлическая обшивка отлично отражает лучи солнца — слепит страшно. Что касается города, то, конечно, на фоне западного дизайна «Марса» он блекнет. Обычный, среднестатистический, провинциальный, в котором если уж влип в неприятности с властью — так влип.

С «Марсом» приключилась вот какая история: бухгалтер, недавно устроившаяся на работу в ООО, нашла финансовые нарушения — странные сверхурочные. Например, женщине, которая находится в декрете, именно за них деньги и выписывали. В итоге насчитали подобных левых сверхурочных разным сотрудникам на сумму более 300 000 рублей (это то, о чем стало известно).

Подключилась служба безопасности завода — внутреннее расследование. Здесь стоит заметить, что документы по отработке подписывает бригадир, а деньги выдаются в бухгалтерии. Потому что завод выпускает все-таки не дензнаки, а сладости, и рубли с конвейера не сходят, как его ни налаживай.

Тем не менее человеком, который без ведома кассира и финансового директора провернул аферу, установили в лице Александра Токарева — наладчика машин.

Конечно, чего только не бывает, но где тогда соответчики — в лице тех, кто сидит в окошечке кассы и подписывает ведомости?

«Возьми все на себя, мы по-тихому тебя уволим, и все замнется», — пересказывает Александр Токарев свою беседу с сотрудником службы безопасности Косухиным. — А я ему объясняю, что я производственник, как я могу украсть деньги? Это же через бухгалтерию проводится. Мне некуда идти работать. Почему я должен на себя что-то чужое брать?» Короче, отказался. А разговор был неприятным, Токарева при рассказе до сих пор передергивает.

И не только его одного: в службу безопасности потянули других сотрудников цеха, просили сдать Токарева как организатора финансовых махинаций, который заставлял всех воровать деньги. «В противном случае им обещали увольнения или уголовное дело, — рассказывает Токарев. — Это несложно, наверное, ведь Косухин — бывший сотрудник правоохранительных органов Ступино».

Токарев угадал. Несложно. Начались допросы. 25 апреля 2008 года в УБЭП города Ступино был вызван коллега Токарева — грузчик Юрий Кузьминов. По словам Кузьминова, допрос вели майоры Эдуард Ребрун и Павел Чегуров. «Просили оклеветать Токарева. Я, естественно, отказался. Начали бить. Сказали, что и меня могут посадить», — рассказывал Юрий на встрече в местном Макдоналдсе. Вид у него был абсолютно растерянный и незащищенный: «А почему нет? Почему бы и не посадить? Они же могут».

Собственно, эта мысль не выглядит оригинальной. Уверенность во всесилии милиции и в ее полнейшей безнаказанности присуща большинству, если верить данным соцопросов.

Да и никаких соцопросов не нужно: после допроса Кузьминов вызвал «скорую»: как показал рентген — перелом ребра. По этому факту адвокат Кузьминова Борис Ольхов до сих пор не может добиться возбуждения уголовного дела. По его заявлению местным следственным отделом была проведена проверка, которая не выявила факта правонарушений со стороны Ребруна Э.П. Ребро, как обычно бывает в таких случаях, сломалось само.

Кузьминов все рассказал «подозреваемому» Токареву, потом выяснилось: всего в УБЭП было вызвано около 12 рабочих завода «Марс».

Допросы проходили в довольно интересном ключе. Вот, например, расшифровка беседы в УБЭПе рабочего Степана Клименко, которому удалось-таки пронести с собой в кабинет номер 303 диктофон. Судя по записи, в кабинете присутствуют два оперативника. Один называет другого «Паша». По утверждениям Клименко, допрос вел Павел Чегуров, вторым был — Эдуард Ребрун.

Первый опер: «Из вас на «Марсе» был только один человек, который молчал. Его пи…ли на х..й, он молчал. Это единичный случай за всю мою жизнь…»

Второй опер: «…Да, первый раз такое было…»

Первый опер: «…когда его увезли в Каширу*, по нему каждый день отказные были. Он каждый день падал, на х..й, ломал себе — то черепно-мозговая травма, то нос ломал — зае…сь в тюрьме выносить отказные. А он молчал».

Второй опер: «Когда его привезли из Каширы сюда, я его не узнал».

Первый опер: «В тюрьме его каждый день пиз…ли…»

Клименко: «За что, если не секрет?»

Второй опер: «Секрет. Он синий весь был. <…> Его всего переломали — до суда. И все равно семь лет получил. Идиот! Ну для чего эти амбиции? <…> Как он не повесился…»

Первый опер: «Ну надо решить этот вопрос. Даже на тебя сейчас — за неповиновение. Возьмут, туда посадят сейчас и начнут… Но тебе на х..я это нужно?»

Второй опер: «А я так думаю, если бы он не вые…ся, он бы и срок не получил».

Вот еще фрагмент, связанный с другим рабочим — Игорем Барановым:

Паша: «Кстати, твой друг, Баранов (неразборчиво)…» <…>

Второй опер: «Баранов здесь кровью харкал. И кровью писал, б..я. Почки повредились — я не знаю. Нелюди … (неразборчиво) … старший УВД… (Смех.)».

<…>Паша: «Че ты вопросом на вопрос все отвечаешь. Ты русский или одессит? Родом откуда?»

Клименко: «В Ступино родился…»

Второй опер: «И умрешь… (Смех.)»

<…> Паша: «Ты думаешь, ты какой-то авторитет? Или друг авторитета? Головы, знаешь, как отлетают? В момент. Притом отбивают эти головы даже не авторитеты. Простые ребята. Приходят, голову отбивают и все. На улице, понял? Даже дернуться не успеешь. Рассказывай нормально, ху…ли сидишь, кочевряжишься. А то доведете до исступления » <…>

Второй опер: «Может, ему палку резиновую?..»

Может… По крайней мере Игорь Баранов факт избиения подтверждает. Как и то, что он оклеветал Клименко — от страха. Вот его заявление в СК при Прокуратуре РФ по Московской области: «В конце апреля 2008 г. я был опрошен сотрудниками милиции Чугуровым и Ребруном, в кабинете номер 303 в здании УВД мне дали напечатанный текст, в котором указывалось, что Клименко, оператор ООО «Марс», предложил мне совершить преступление и незаконно получить деньги за сверхурочные часы работы, мне также сказали, чтобы я показал о том, что часть полученных денег должен передавать Клименко. Это не соответствует действительности, и я должен был это сделать под давлением, кроме психологического на меня оказывали и физическое давление — наносили удары руками и ногами по туловищу…»

К вопросу о страхе. Вот если бы вам так же рассказали про СИЗО, отбитые почки и резиновую дубинку, поверили бы? Очень хотелось бы найти хоть одного россиянина, который бы не поверил в то, что это возможно. Вероятность пыток, похоже, не подвергается сомнениям ни подозреваемыми, ни следователями. На том стоит процент раскрываемости преступлений, и вряд ли кто-нибудь когда-нибудь посчитает другой процент — липовых доказательств, «явок с повинной», «чистосердечных признаний», «добровольных показаний»…

Кстати, очень любопытным оказалось замечание по поводу «простых ребят», что «отбивают головы». 26 апреля 2008 года — на следующий день после допроса — Александра Токарева избили в подъезде собственного дома. За вычетом мата мысль бойцов была такова: «Возьми на себя вину по махинациям на «Марсе» или мы придем еще раз». Уголовного дела по факту нападения до сих пор не завели.

…Оставив позади серый центр города, доехали по раздолбанной дороге по противоположной от УВД стороне улицы, припарковались: «Вы уж дальше сами. Не надо, чтобы нас видели. У нас и так проблем много из-за этого дела. Понимаете?»

На проходной молодой сержант поинтересовался, зачем понадобился Ребрун. Услышав, что это по поводу избиений, призадумался: «Ща, погодите». Набрал внутренний номер: «К вам тут журналисты какие-то приехали… говорят, по избиению». Положил трубку. «Идите отсюда, и чтобы я вас тут больше не видел!!!» — не терпящим даже ответного писка тоном сообщил постовой. Но, оказалось, не мне. Лица двух несчастных таджиков, топтавшихся в предбаннике, осветились радостью. «А с вами Ребрун разговаривать не будет. Но взять комментарии можно у начальника УВД Алексея Владимировича Кузьмина. Правда, Алексей Владимирович сейчас в отпуске».

Телефон господина Ребруна найти было делом техники. Он кое-что пояснил: оказывается, он вообще никогда и никого по этому делу не допрашивал. «Кузьминов нагло клевещет на меня. Вообще надо было бы в суд подать, но не хочу руки марать. А вообще это все из-за адвоката этого. Это под его давлением на УБЭП жалобы идут. На него тоже в суд надо подать…»

Прокурор Евгений Гусев, который не раз отклонял просьбы адвоката Ольхова возбудить уголовное дело на предмет сломанного ребра, придерживается такого же мнения: «Клевета, вы их даже и не слушайте. Ведь одна из наших задач — это взаимодействие со СМИ. Кстати, вы меня случайно на диктофон-то не пишете? Ну так вот, Ольхов этот постоянно что-то пишет, жалобы какие-то, и все связано с «Марсом», я вам точно говорю, у него там свой интерес».

Как показалось, интерес адвоката очевиден: «Мы ведь даже не можем в Страсбургский суд обжаловать. Ничего ведь нет — ни бумажки. Ведь должно же быть хоть какое-то решение суда. А мои просьбы о возбуждении уголовного дела постоянно отклоняются. Но тут же били людей! За это надо отвечать. Я просто не понимаю, как упросили милиционеров… Я ведь не первый год здесь работаю: УБЭП — это, так сказать, белая кость, они очень редко себе такое позволяют».

Следователь Альбина Морозова, которая сейчас ведет дело рабочих, комментировать что-либо отказалась, ссылаясь на тайну следствия. А сотрудник СБ «Марс» Виктор Косухин сообщил «Новой» следующее: «Если бы у меня и вправду были связи с правоохранительными органами, Токарев бы уже давно сидел. Не надо меня к этому делу приплетать. Я участвовал только на стадии внутреннего расследования». И напоследок господин Косухин весьма резонно заметил, что за «неправильную» статью можно и в суд подать.

Можно, конечно. Для Ступино — ничего сложного. Расстояние между УВД и прокуратурой — 50 метров. Между прокуратурой и судом — один этаж. Да и «Марс» — градообразующее предприятие: на следующий день после разговоров «Новой» с прокурором и следователями многие сотрудники «Марса», которые не дали показаний против Токарева, остались без работы. Мы не настаиваем ни на каких причинно-следственных связях, но дважды два — четыре.*Кашира: ИВС 50/3 СИЗО Мособласти. Что касается этого фрагмента разговора, не исключено, что это просто фигура речи ради психологического давления: было или не было — разбираться прокуратуре (если захочет).

СЛУШАТЬ АУДИОЗАПИСЬ ДОПРОСОВ (Осторожно! Ненормативная лексика!)

P.S.По поводу иска. «Новая» не утверждает, что сотрудники СБ «Марса» тесно общаются со следствием и заинтересованы в сокрытии каких-либо финансовых махинаций. Также мы не утверждаем, что рабочий Токарев и другие не виновны. Утверждать подобное или обратное — прерогатива суда, куда вскоре отправится дело. Мы утверждаем только одно: в этой истории следовало бы разобраться вышестоящим инстанциям в порядке служебной проверки и надзора.

Судебная хроника

— Три года колонии общего режима и запрет работать в милиции — приговор Нижегородского районного суда, вынесенный 2 апреля 2009 года старшему лейтенанту милиции Сергею Бирюкову (Нижегородского РУВД Нижнего Новгорода) за избиения и пытки задержанного гражданина Азербайджана Эмиля Дадашова.

Предъявлено обвинение сотруднику ГИБДД Волжска майору Михайлову, хладнокровно расстрелявшему двух своих коллег. По информации Региональной общественной организацией «Человек и закон» и Межрегионального комитета против пыток, чьи юристы оказывают поддержку матери убитого милиционера Дмитрия Лебедева, следственные органы обвиняют майора сразу по трем статьям Уголовного кодекса — убийство, покушение на убийство и превышение должностных полномочий.

— Межрегиональный комитет против пыток, представляющий интересы родственников убитого спортсмена Антона Савейкина, получил информацию о том, что приказом руководителя следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Республике Башкортостан привлечен к дисциплинарной ответственности старший следователь Октябрьского межрайонного следственного отдела Федосеев. Следователь, как считают правозащитники, несколько раз принимал необоснованные решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Основная версия: Антон Савейкин был убит сотрудниками правоохранительных органов.

— 27 января 2009 года стало известно, что в законную силу вступил приговор в отношении двух бывших сотрудников Балахнинского ГОВД, которые обвинялись по целому ряду эпизодов, связанных с пытками. 21 ноября 2008 года были признаны виновными Андрей Сермавбрин (3 года лишения свободы условно) и Константин Шаповалов (4 года колонии общего режима). По версии следствия, эти сотрудники милиции систематически применяли недозволенные методы ведения следствия. Всего по делу проходило 5 потерпевших.

Информация предоставлена сайтом www.pytkam.net

Соцвопрос

Данные социологических исследований: доверие населения к милиции падает, число совершаемых милиционерами преступлений растет.

Ответы на вопрос о доверии к милиции большинства людей, опрошенных в октябре 2008 года социологами Аналитического центра Юрия Левады, по-прежнему далеки от оптимизма. Из 1600 человек, проживающих в 46 регионах страны, 43 процента полагают, что милиция их доверия «не вполне заслуживает», 28 процентов уверены, что «совсем не заслуживает». «Вполне доверяют» лишь 21 процент граждан.

В исследовании об отношении жителей России к реформам в МВД Левада-центр приводит такие данные. Из четверти опрошенных, которым случалось в последние годы обращаться в милицию за помощью, большинство (55%) не удовлетворены результатами своего обращения. Каждый пятый респондент сообщил, что его дело было «фактически проигнорировано». И только около трети признались, что их вопрос был решен: причем у 21 процента официально, а еще у 12 процентов — за взятку.

В результате подавляющее большинство участников опроса (74 процента) уверены, что современная российская милиция нуждается в реформировании.Всего в России в 2008 году милиционерами совершено более 60 тысяч правонарушений и свыше 3 тысяч преступлений (по официальным данным).

Анонс

В ближайшем выпуске рубрики — неправительственный доклад обозревателя «Новой газеты», секретаря Союза журналистов России, старшины Гильдии судебных репортеров, кандидата юридических наукЛеонида Никитинского «Диктатура мента»:

— масштаб и география проблемы;— оценка мотивации ментов;— презумпция правоты ментов (ППМ); — режим ППМ.

Что сделано:

- Направлен запрос в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации Генеральному Прокурору РФ Чайке Ю.Я.;- Направлен запрос Президенту ООО «Марс» в России господину Ричарду Смайту;- Направлен запрос менеджеру по оценке рисков ООО «Марс» господину Попову А.Л.;- Направлен запрос в Прокуратуру города Ступино старшему советнику юстиции Гусеву Е.И.

Ответная реакция:

- Подверждено получение запроса из Генеральной Прокуратуры РФ.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow