СюжетыОбщество

Банки могут стать сиротами

Иностранные «родители» российских кредитных учреждений чувствуют себя все хуже

Этот материал вышел в номере № 45 от 29 Апреля 2009 г.
Читать
Приход иностранных банков на рынок СНГ некоторое время назад был встречен всеобщим ликованием — считалось, что хранить вклады наиболее надежно в «дочках» зарубежных банков, таких как Raiffeisen, Erste Bank, UniCredit, Societe Generale. Но...

Приход иностранных банков на рынок СНГ некоторое время назад был встречен всеобщим ликованием — считалось, что хранить вклады наиболее надежно в «дочках» зарубежных банков, таких как Raiffeisen, Erste Bank, UniCredit, Societe Generale. Но сегодня многие головные банки испытывают серьезные проблемы, потому что экономика стран, где располагаются их штаб-квартиры, находится порой в более тяжелой ситуации, чем экономика России. Означает ли это, что проблемы непременно возникнут и у их «дочек»?

Международное рейтинговое агентство Moody’s опубликовало отчет, в котором выразило сомнения, что головные иностранные банки в случае необходимости смогут помочь своим дочерним филиалам в Восточной Европе и странах СНГ. После бурного развития экономики на этих территориях наступил глубокий и затяжной спад, и инвестирование в дочерние банки оказалось особенно неблагодарным делом. В наиболее плачевном положении находятся страны Прибалтики, Венгрия, Хорватия, Румыния и Болгария. Тем не менее в «зону риска» Moody’s включило Казахстан, Украину и Россию.

Наиболее обширное присутствие в странах Восточной Европы имеют Raiffeisen, Erste Bank, Societe Generale, UniCredit. По мнению экспертов рейтингового агентства, снижение финансовой устойчивости дочерних банков влечет за собой падение позиций головных организаций. Чтобы не оказаться на грани банкротства, банки были вынуждены снизить финансирование «дочек» и фактически бросить их выживать самостоятельно.

Однако Павел Розенфельд, заместитель генерального директора компании «2К Аудит — Деловые консультации», считает, что головные банки все же не дадут «дочкам» умереть голодной смертью: «В определенном объеме финансовая поддержка продолжится. Это будет жесткая помощь, такое антикризисное управление. Так или иначе, с «дочками» связаны имиджевые риски. Банк находится в России, в большой стране, и есть ответственность и перед вкладчиками, и перед крупными клиентами банка. Западные банки точно так же получают государственные вливания от своих правительств, соответственно, они распределяют деньги в том числе и в дочерние структуры».

Особенную тревогу вызывает состояние ОТР Банка, а точнее — венгерской OTP Group. Головная часть организации расположена в стране, экономика которой находится в самом плачевном состоянии, в то время как дочерние банки еще довольно крепко держатся на плаву. В 2006 году Венгрия оказалась на грани дефолта, в 2007-м ситуация немного нормализовалась, однако следом наступил ужасающий спад — страна пережила сильнейшую инфляцию, девальвацию национальной валюты и все сопутствующие проблемы. В октябре Международный валютный фонд предоставил Венгрии долгожданный кредит в размере 25,1 млрд долларов, а Евросоюз оторвал от сердца 6,5 млрд. Полученные деньги потратили быстро, и от проблем избавиться не получилось.

1 марта 2009 года Ференц Дюрчань, венгерский премьер, попросил у Евросоюза выделить странам Восточной Европы 300 млрд евро на спасение от кризиса (на долю Венгрии выпало бы 60 млрд). В просьбе было отказано, и доверие к премьер-министру Венгрии упало; не справившись с финансовыми проблемами, он подал в отставку. В данный момент государство находится на грани банкротства, внешний долг превысил $100 млрд, при этом золотовалютные резервы страны составляют $17 млрд.

Если в стране все так плохо, то крупнейший банк, естественно, не может чувствовать себя хорошо. На IV квартал прошлого года прибыль OTP Group упала в 30 раз. По прогнозам Bank of America Corp, нехватка капитала OTP Group в ближайшие два года может составить $1,5 млрд. После таких неутешительных потерь и предсказаний банк обратился в ЕРББ с просьбой об участии в капитале «дочек» и головной организации.

Ситуация в странах, где банк имеет дочерние структуры, не намного лучше, что только отягощает венгерский офис. Например, OTP Group подтверждает списания потерь по украинскому активу в сумме практически 200 млн евро. Правда, в этой стране больше отличилась UniCredit Group (333 млн евро). В России пока нет таких проблем, но повод беспокоиться есть.

Границы норматива достаточности капитала, согласно требованиям российского Центробанка, составляют 10% для банков с капиталом выше 5 млн евро — в эту группу попадают все иностранные банки на российском рынке, и они выполняют этот норматив, однако в последнее время показатели поднимаются ненамного выше предельной черты — Raiffeisen — 10,27%, UniСredit — 10,5%. В таких жестких условиях банки будут вынуждены поднимать проценты по кредитам и ставки по вкладам, чтобы привлечь как можно больше наличности от населения.

Тот же ОТП Банк привлекает клиентов заманчивым предложением — вклад «Радушный». Вкладчикам на следующий день часть процентов выплачивают авансом, в общей сложности они получат 15% годовых при размещении на 91 день. Так же банк предлагает другой вариант — вклад «Венгрия ближе», максимальная ставка в рублях 15% при сроке 3 месяца.

Raiffeisen ввел вклад «Инвестиционный» — 15% за 1 месяц, 16% — за полгода. Кроме того, банк объявил о работе новой услуги «Райффайзен Телеинфо», позволяющей автоматически получать данные по балансу кредитной карты. На официальном сайте российской «дочки» висят очень хорошие новости: консолидированная прибыль возросла, резервы на покрытие убытков увеличены, объем вкладов увеличился. Однако стоит помнить, что по итогам последнего квартала прошлого года очень многие банки заработали на девальвации рубля. Сейчас курс стабилен, и прибыли могут превратиться в убытки.

«Хоум кредит» (штаб-квартира — в Венгрии) предлагает 15% за полгода, Societe General (Франция) — 16% на срок от 1 месяца, Ситибанк (США) — до 16%, одновременно пытаясь втянуть вкладчиков в инвестиционные программы.

Очевидно, что ликвидность нужна им прямо сейчас и на любых условиях.

«По моим оценкам, многие дочерние банки уже находятся на грани минимально допустимого уровня капитала, им нужны деньги от головных организаций, — констатирует Максим Бирюков, аналитик ИБ «Траст». — Есть ли у иностранных банков возможность предоставлять финансирование — большой вопрос. Поэтому «дочки» сами пытаются поддерживать высокую процентную маржу, чтобы окупались расходы. Теперь качество «дочек» стоит под вопросом».

Павел Розенфельд объясняет, что сейчас банки не имеют возможности спонсировать «дочек» из-за границы: «Взвешивая риски, «дочки» привлекают вклады по повышенной ставке, потому что им эти деньги обходятся все равно дешевле, чем если загонять их из-за границы. Давно известно, что самые дорогие деньги — деньги населения, они имеют массовый характер, их обрабатывать долго. Когда их себестоимость сравнится с ценой денег, которые предоставляются из-за границы материнской компанией, ставка плюс курсовые риски, они выше проценты давать не будут. Несмотря ни на что, сейчас эти «массовые деньги» выгоднее. Они спасают материнские банки, чтобы не перегружать их кредитами, и решают сами свои проблемы».

Кроме того, идет активная борьба за клиента, который помогает банку выжить. Российские банки также повышают ставки — абсолютным чемпионом стал Московский кредитный банк, который дает 20% в год.

Наталия Орлова, главный экономист Альфа-Банка, комментирует ситуацию следующим образом: «Банки борются за нишу рынка, пробуя сейчас реализовать свое конкурентное преимущество. Думаю, что более уверенно себя чувствуют госбанки, получившие вливания от государства, после них идут «иностранные банки», а за ними российские частные. Иностранные банки чувствуют себя не лучшим образом, однако сейчас нет рынка, чтобы было возможно продать «дочку».

Выводы напрашиваются сами: сейчас на российском банковском рынке никто не чувствует себя абсолютно уверенно. Но из этого не следует, что нужно срочно забирать свои деньги. В конце концов вклады до 700 тысяч рублей застрахованы государством. Просто не стоит пока верить магии бренда, будь он иностранным или государственным, а уж тем более поддаваться действию агрессивной рекламы. Кризис — это время, когда все без исключения решения должны быть рациональными.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow