СюжетыСпорт

Это просто бренд какой-то!

В России вне закона находится целая индустрия — спортивная

Этот материал вышел в номере № 45 от 29 Апреля 2009 г.
Читать
«Спортивная индустрия» — понятие очень обширное. Оно включает в себя большое количество рынков. Это и производители, и розничные продавцы, и строительные компании, и букмекеры, и спортивная медицина, и болельщики, и клубы. Российский рынок...

«Спортивная индустрия» — понятие очень обширное. Оно включает в себя большое количество рынков. Это и производители, и розничные продавцы, и строительные компании, и букмекеры, и спортивная медицина, и болельщики, и клубы. Российский рынок спортивных товаров практически полностью состоит из импортной продукции. В это же время отечественные компании жалуются на незаинтересованность государства в своем производителе и на невозможные условия для развития бизнеса. Об этих проблемах мы решили поговорить с Александром Березниковым, исполнительным директором Ассоциации предприятий спортивной индустрии (АПСИ).

В чем может быть прикладная польза вашей ассоциации для компаний, в нее входящих? И в особенности для отечественных?

— Мы создаем некое информационное поле, где участники могут обмениваться знаниями. Это очень важно, потому что стоит отъехать за пределы МКАД, и там совершенно иные условия. Люди могут жить на соседних улицах и не знать, кто и что производит.

Второе — это лоббирование интересов на уровне законодательных и исполнительных органов власти: комиссии Совета Федерации, комитета Госдумы, Министерства спорта, других федеральных министерств.

В-третьих, мы смогли сделать первые шаги в сторону развития международной интеграции предприятий спортивной индустрии. С 2005 года АПСИ является представителем России во Всемирной ассоциации индустрии спортивных товаров (WFSGI).

Еще одно важное направление нашей деятельности — содействие развитию наших предприятий, например, с помощью организации их участия в выставках. Если мы действительно хотим конкурировать с мировыми брендами, то как еще это делать, если не на выставках, где можно и себя показать, и что-то перенять?

Сейчас некоторые отечественные производители говорят о необходимости повышения таможенных пошлин для иностранных компаний…

— Это очень сомниельная мера.

Вы сами мне сказали, что товаров российского производства мало. Следовательно, мы не должны забывать о потребителе и стремиться добиться наличия в индустрии широкого ассортимента конкурентоспособной продукции. Показательные примеры уже есть в автопромышленности: ввели заградительные пошлины — АвтоВАЗ тут же повысил цены. Поэтому надо пробовать не отгораживаться от мировых брендов, а пытаться конкурировать с ними в нормальных условиях. Заградительные меры необходимо предпринимать к контрафактным товарам, серому импорту.

Когда говорят, что мы неконкурентоспособны, это не совсем так. Например, наша компания ЗАО «Баск», которая производит одежду и снаряжение для спорта и активного отдыха, экспортирует свои товары в 12 стран мира. Это ведь показатель: значит, можем делать качественные товары.

Поддержка государства в этой сфере ощущается?

— Знаете, в старом Законе «О физической культуре и спорте РФ» было определение «спортивная промышленность». Мы предлагали и в новый закон включить определение «спортивная индустрия». В итоге из закона исчезли оба понятия. То есть весь бизнес со множеством мелких и средних предприятий просто вычеркнули. Поэтому сейчас мы вновь предлагаем внести поправку в этот закон.

При этом надо отдать должное нынешнему министру спорта Виталию Мутко. Недавно по его инициативе совместно с АПСИ был проведен круглый стол с представителями индустрии. В коммуникационном плане для нас он был очень важен. По его итогам было принято решение создать при Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Общественный экспертно-консультативный совет по развитию спортивной индустрии. Помощь от государства мы ждем на законодательном уровне.

Вы уже называли некоторые компании, которые успешно представляют свои товары за рубежом. А лидеров российского рынка могли бы перечислить?

— Компания «Веломоторс» — лидер в производстве велосипедов.

«Центр спортивных технологий» в Балабанове производит около 70 процентов всего объема внутреннего рынка лыж России. У них также есть заказы от мировых брендов: Karhu, Peltonen, Rossignol.

Неплохо мы выглядим в производстве одежды для занятий спортом. Можно выделить такие питерские предприятия, как «Спарта», которая является техническим спонсором Федерации фристайла России, «Айсберг», Baltic Bridge, «Мустанг-2» из Твери.

Хорошо развито производство хоккейной экипировки. Опять же стоит оговориться: соревноваться с такими компаниями, как Bauer или Reebok, очень трудно, но по соотношению цена—качество есть известные отечественные производители: «Луч», «ЭФСИ», «Каит Спорт».

Исходя из ваших слов, можно представить такую ситуацию: например, Ольга Зайцева может кататься на лыжах Rossignol, которые на самом деле производят в Балабанове?

— По объему производства эта фабрика лидирует. Но их продукция в первую очередь массовых линеек, а не профессиональных, а это соответственно другой уровень продукта.

А почему так?

— Знаете, в единичном экземпляре мы можем сделать все что угодно, а вот наладить качественное массовое производство — гораздо труднее. Сейчас все отечественные предприятия спортивной индустрии остро нуждаются в совершенствовании — особенно технологическом. Необходимы современные материалы, сырье, комплектующие. А вместо этого они получают постоянно растущие тарифы государственных монополий.

И это касается не только энергоресурсов. Возьмите ситуацию с кредитами. Почему сегодня столько разговоров о китайском успехе? Потому что там государство заинтересовано в развитии отечественного бизнеса, и кредитная ставка у них — 4 процента. А у нас не меньше 20. Ну и как в таких условиях можно развиваться?

То есть наше государство не заинтересовано в развитии этого бизнеса?

— Не думаю, что оно не заинтересовано. В последнее время все, в том числе и власти, повернулись лицом к спорту, особенно к детскому и массовому. Но чтобы сдвинуть эту гору проблем, нужны определенное время и политическая воля, чтобы от провозглашенных лозунгов перейти к конкретным делам. И очень много здесь зависит от регионов. Местные власти должны помогать своим производителям. Ну это ведь ненормально, когда аренда помещения для торговой точки и для производства социально значимых товаров стоят одинаково. Во-первых, их торговые обороты несопоставимы, а, во-вторых, производители всегда должны поощряться. И еще целая масса подобных вопросов. Но что радует: они хотя бы начали обсуждаться, а то раньше все сидели и не знали, что с этим делать.

Другая серьезная проблема для отечественных компаний — это крупные торговые сети, которые завалены дорогими вещами раскрученных брендов. И найти на полках этих магазинов более дешевые российские товары достаточно трудно…

— Тоже двоякий вопрос. Претензии есть у обеих сторон. К ним можно отнести отсутствие в России крупномасштабного лицензионного производства спортивных товаров мировых брендов, технические проблемы, дизайнерские и технологические вопросы, дисциплину поставок, проблемы с остатками товаров неходовых моделей, ценовую политику.

И тем не менее те, кто хочет, туда попадает. К примеру, ярославская компания «Спортиндустрия» представлена в «Спортмастере» своей торговой маркой Spine. Они в основном производят ботинки для беговых лыж, а в этом сегменте конкуренция с иностранцами серьезная.

В кризисные времена государство все равно должно стимулировать российское производство. Почему бы, к примеру, не одевать молодежные и юношеские сборные в одежду наших компаний вместо зарубежных.

— Я двумя руками за. Для тех же детско-юношеских спортивных школ отечественного производителя по соотношению цена—качество вполне достаточно. Наверное, не нужны для них Adidas или Nike. Хотя им все равно стоит отдать должное: тот же Adidas размещает свои заказы в России на 10 фабриках.

Так почему государство не одевает детские школы, юношеские и молодежные сборные в нашу одежду?

— Хороший вопрос. Но о чем мы можем говорить, если нашей индустрии даже нет в законе. Нам приходится ездить, доказывать, что есть предприятия, которые шьют, строят, производят. Вот сейчас в регионах начнет действовать программа по оснащению дворов спортивными площадками. И мы добились того, чтобы одним из главных ее условий была ставка на местного производителя. Не надо сюда звать никаких гигантов — с этим справятся и наши компании. То же самое и в других сферах: зачем детей одевать в бренд, если им вполне хватит майки российского пошива? Конечно, без зарубежных производителей пока не обойтись. Наш рынок процентов на 85—90 состоит из иностранной продукции. В этой связи идея заградительных пошлин выглядит еще сомнительнее: давайте не будем их пускать, а сами ждать, пока рынок заполнится своими товарами.

Справка «Новой»

АПСИ провела опрос среди ключевых игроков российского рынка спортивных товаров, как сказывается кризис на их бизнесе. В опросе приняли участие 54 компании.

53,8% опрошенных полагают, что кризис сильно повлияет на спортивную индустрию: «Скоро мы почувствуем снижение спроса, будем вынуждены сокращать ассортимент. Придется пересмотреть многие новые программы, а от некоторых хороших идей придется отказаться».

46,2% были более оптимистичны. Они полагают, что кризис открывает новые возможности для развития: «Компании спортивной индустрии оказались в более выгодной ситуации — победа Сочи, мощный подъем интереса к спорту — отличные поводы для «второго дыхания».

Мнения экспертов

Леонид Страхов, гендиректор группы компаний «Спортмастер»:

— Говорить о том, что кто-то резко обанкротится и вылетит с рынка, сегодня довольно сложно, хотя я могу сказать, что наша оценка традиционной модели ведения спортивного розничного бизнеса показала крайне невысокий запас прочности у подавляющего большинства игроков. По-видимому, на следующий год вместо среднего роста в 15% следует ожидать уменьшения рынка в стоимостном выражении минимум на 15—20%». Владимир Богданов,гендиректор ЗАО «Баск»:

— Мне кажется, Россию кризис затронет гораздо больше, чем развитые страны. Прежде всего по причине слабого развития всех областей экономики. Возможен эффект домино. Думаю, весной — летом 2009 года на спортивном рынке будет избыток товара и резкое снижение спроса, а осенью — дефицит товара и высокие цены».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow