СюжетыПолитика

Есть контакт. Искрит…

Дмитрий Рогозин сравнил НАТО с «ослепленным носорогом» и «котом Леопольдом»

Этот материал вышел в номере № 46 от 6 Мая 2009 г.
Читать
Официальный контакт между Россией и НАТО восстановлен. Совет Россия—НАТО на уровне послов собрался после восьмимесячной паузы. Посол России, постпред Дмитрий Рогозин должен был бы радоваться событию, которое медийно готовил как победу. Но,...

Официальный контакт между Россией и НАТО восстановлен. Совет Россия—НАТО на уровне послов собрался после восьмимесячной паузы. Посол России, постпред Дмитрий Рогозин должен был бы радоваться событию, которое медийно готовил как победу. Но, вернувшись в свой кабинет на втором этаже корпуса «Манфред Вернер», где его ждали журналисты, выглядел как-то не так. Хмур и против обыкновения почти лаконичен. Мы еще не знали причину…

Первая после грузинской войны официальная политическая встреча Россия—НАТО померкла на фоне того, что произошло через несколько минут после ее завершения. Генсек альянса Яап де Хооп Схеффер позвал Рогозина к себе в кабинет и сообщил, что лишены аккредитации два его дипломата: старший советник Виктор Кочуков и атташе Василий Чижов. Последний к тому же еще и сын другого российского посла в Брюсселе — постпреда при Евросоюзе Владимира Чижова.

Об этом станет известно позже, когда «Файнэншл таймс» напечатает информацию, слитую кем-то из натовцев. А пока речь шла о заседании совета. Официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай принял у себя десяток журналистов, которым это было интересно. Говорил, взвешивая слова, подчеркнуто не называя страны (на Совете Россия—НАТО все равны). Но когда произносил «большинство», мало кто сомневался, что «меньшинство» — это Россия.

Он отметил «желание всех участников идти вперед» и «позитивный дух компромисса». Из его слов следовало, что и Москва внесла лепту в этот позитив. Она представила предложения по реанимации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), из которого вышла более года назад. Это обещает стать главной темой диалога в Совете Россия—НАТО. Вторая тема — Афганистан. Потом можно обсудить известные предложения Дмитрия Медведева по архитектуре европейской безопасности, проблемы Крайнего Севера…

«Мы сосредоточимся на темах, где диалог может быть продуктивным, а не на застывших разногласиях и философских спорах», — объявил он позицию НАТО. В переводе это означает, что у сегодняшней России и «партнеров» общего не так много, но взаимодействие необходимо для безопасного мира.

Из Москвы взгляд иной: где проигрывает НАТО, выигрывает Россия, и надо делать все, чтобы утереть нос партнеру. Натовцы назвали отказ от бесполезных споров «прагматизмом» и не захотели возвращаться к дискуссии, кто больше прав или виноват в августовской войне. «Для них это прагматизм, а для нас — двойные стандарты», — заявил Рогозин.

Он оценил заседание как «ожесточенную дискуссию». Альянс поражен «политической слепотой», подобен «ослепленному носорогу», а на Совете Россия—НАТО партнеры все время кормили Россию «ритуальными заверениями в духе кота Леопольда». Натовцы говорили об общей безопасности, противодействии общим угрозам. Рогозин больше напирал на национальные интересы, «которые у России есть и очень ярко выражены».

Источники в Евросоюзе не исключают, что высылка двух дипломатов из российской миссии при НАТО, связанная с февральским шпионским скандалом в Эстонии, была согласованной акцией альянса и ЕС (может быть, и не случайно выбрали атташе Чижова). Кремль кормит публику легендами об относительно добром Евросоюзе и злом блоке НАТО. Но там одни и те же люди (та же Меркель, те же Саркози, Браун и Берлускони). Просто они живут в другом ценностном мире. Вот с ним-то у российского руководства не получается контакта.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow