СюжетыОбщество

Антракт длиною в кризис

Бродвей уже свернул многие свои постановки, но обанкротиться ему не дадут ни любовь туристов к искусству, ни помощь местных эффективных менеджеров

Этот материал вышел в номере № 46 от 6 Мая 2009 г.
Читать
На протяжении почти столетия Бродвей влиял и сам находился под влиянием происходящего в обществе. Как живое существо, которое нельзя не заметить и под влияние которого нельзя не попасть, он менялся с годами: расцветал в 1920-е и терял...

Только ему присущим шармом и простотой театральный район и сегодня привлекает широкую публику, ищущую развлечений и романтики. Так же, как и в начале прошлого века, когда билет на лучшие места можно было купить всего за 1,5—2 доллара.

Бродвей нельзя игнорировать. Согласно данным отчета Лиги американских театров и продюсеров (Broadway League), за период 2006—2007 годов театры Бродвея продали 12 млн билетов и внесли в казну города более 5 млрд долларов. Помимо денег, потраченных театралами на билеты, они обогатили Нью-Йорк Сити более чем на 3 млрд долларов, пользуясь отелями, посещая рестораны и магазины.

Экономический кризис, с которым столкнулся Нью-Йорк, не стал сюрпризом для актеров и постановщиков. Коммерческие и некоммерческие театры и компании давно живут в ожидании, как коллапс на Уолл-стрит отразится на их делах. Для большинства тех, кто занят в индустрии на Бродвее и вокруг него, как и в стране в целом, главная сцена сегодня — это вовсе не театральные подмостки, а Уолл-стрит, где разыгрываются нешуточные драмы.

Нависшее над страной чувство неопределенности ощущается и в атмосфере Бродвея. Театрам все сложнее привлекать инвесторов для новых постановок. Традиционно часть представлений здесь закрывается в январе, чтобы уступить место новым. Но в этом году перед публикой на неопределенное время откланялись актеры сразу 12 спектаклей и мюзиклов — больше, чем обычно. Из-за финансовой нестабильности ряду запланированных шоу не удалось вернуться к зрителю в марте после зимнего затишья.

«В среднем бродвейская постановка стоит около 4 млн долларов, сложная — более 10, — говорит исполнительный директор Лиги американских театров и продюсеров Шарлотта Сент-Мартин. — Большинство тех, кто инвестирует в бродвейские шоу, — это люди с Уолл-стрит. И если они теряют деньги, то меньше денег дают и на постановки».

Спектакль «Лак для волос» продюсера Марго Лайона, шедший на Бродвее шесть лет подряд, закрылся в начале января. В марте представление удалось вернуть на сцену Нью-Йоркского народного театра. Но исполнительный директор театра Эндрю Хамингсон признался, что найти инвесторов для постановки было очень трудно.

«В то время, когда мы занимались поиском денег, наши потенциальные инвесторы, такие как «Леман Бразерс» и «Мерил Линч», либо исчезали, либо меняли собственника», — заметил бродвейский топ-менеджер, добавив при этом, что пока финансовый кризис в полной мере не затронул ни актеров, ни прочих работников сцены и число заключенных на Бродвее контрактов остается стабильным.

Последние 10 лет из-за слабого доллара театральная индустрия Бродвея жила за счет туристов из Европы и Азии в том числе. С укреплением американской валюты туристы исчезают.

Нынешние времена уже сравнили с годами Великой депрессии. Тогда тоже закрывались постановки, оставались без работы актеры. Но это был и креативный период. Известные писатели, такие как Юджин О’Нил, Джордж Кауфман и Марк Коннели, организовали компанию сценаристов и продолжали писать ставшие популярными пьесы.

Нынешнее время сравнивают и с застоем 1950—1970-х, когда в бродвейских театрах шло чуть больше 30 постановок, большинство их них превращались в кинозалы, а Таймс-сквер деградировал, став местом проведения карнавалов и секс-базара. Но именно тогда на Бродвее появилось много замечательных мюзиклов: «Моя прекрасная леди», «Звуки музыки», «Скрипач на крыше», неповторимая «Вестсайдская история», которая в этом сезоне вернулась на подмостки театра «Палас».

Антикризисную программу поддержки театральных коллективов обнародовал Центр исполнительского искусства Дж. Кеннеди, предлагая консультации талантливых управленцев по выстраиванию бюджетной политики и планированию деятельности театров, грамотной организации сбора средств, формированию попечительских советов.

Совсем недавно Центр Кеннеди помог грамотно выстроить политику известного Театра танца Гарлема, с успехом выступающего на Бродвее. Коллектив оказался на грани банкротства и вынужден был закрыться. Топ-менеджеры, проанализировав сильные и слабые стороны театра, за 6 недель вернули его на сцену.

Городской центр по туризму и маркетингу тоже решил поддержать Бродвей и с конца января организовал многопрофильный информационный центр, рекламирующий новые постановки знаменитого театрального квартала. Теперь билеты можно купить и по дисконтным купонам, рассылаемым по учебным заведениям, офисам, многочисленным общественным организациям. А предложения заслуживают внимания. Билет на «Маленькую русалочку» можно купить за 61 доллар — в два раза дешевле, чем было. Билет на мюзикл «Мальчики и куколки» предлагают за 76 с половиной долларов, а отдельные места в зале на постановку «Фантом оперы» продаются даже по 26 долларов.

После традиционного затишья первых месяцев года театральный Бродвей представляет сегодня около 40 постановок, 19 из которых — премьеры. Практически во всех в главных ролях заняты лауреаты и номинанты престижной театральной премии «Тони». Это «Мэри Поппинс» с восходящими звездами мюзиклов Эшли Браун и Гэвин Ли и оскароносными песнями легендарных братьев Шарман (театр «Амстердам»), музыкальная комедия «Мальчики и куколки» в отреставрированном театре «Недерландер», мюзикл «Король-лев» (театр «Минскофф»). Театр «Бродвей» с конца марта дает «Шрека» — лирический мюзикл о зеленом великане. Представление широко рекламируется и будет идти до конца мая — практически до открытия следующего театрального сезона.

Театральные критики сходятся во мнении, что пик кризиса скажется на Бродвее именно в наступающем сезоне 2009/10, который откроется 8 июня. Программа его обещает быть менее разнообразной и коммерчески привлекательной. Это классика Эжена Ионеско «Выход короля», Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо», Августа Уилсона «Пришел и ушел», Юджина О’Нила «Желание под вязами», Фридриха Шиллера «Мария Стюарт». Большинство новых мюзиклов, из которых самым затратным считается «Девять к пяти» (театр «Маркиз»), были заявлены еще до кризиса и будут идти ограниченное время.

Между тем именно на коммерческий успех рассчитана постановка «Человек-паук» (премьера ожидается зимой 2010 года). По прогнозу, затраты на спектакль в постановке Джулии Таймор могут составить 35 млн долларов.

Справка «Новой»

Лига бродвейских театров и продюсеров обнародовала итоги опроса, проведенного в прошлом сезоне среди посетителей театрального квартала.

В среднем посетители бродвейских постановок — это люди чуть старше 41 года.

В прошлом году благодаря программе «Детские вечера на Бродвее» за всю историю Таймс-сквер его театры посетило рекордное число зрителей моложе 18 лет.

В среднем театрал смотрел 8 спектаклей в год, любители мюзиклов — 4 постановки. Более 15 постановок смотрели 5% посетителей.

31% зрителей — жители штата Нью-Йорк. За ним идут штаты Нью-Джерси, Мичиган, Вашингтон (округ Колумбия). Приезжие купили 65% всех проданных билетов. 15% посетителей Таймс-сквер — иностранные туристы.

Четвертый год самое большее число билетов (40%) продается через интернет, 22% зрителей покупают билеты непосредственно в кассе театра. На мюзиклы ходят по совету друзей, а на классические театральные постановки, как правило, после прочтения рецензии в газете.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow