СюжетыПолитика

Золото нации

У чиновника все должно быть прекрасно: и стул, и сиденье для унитаза, и ёршик

Этот материал вышел в номере № 48 от 13 Мая 2009 г.
Читать
Шампуры — по 9600 рублей за штуку, по 2000 рублей за килограмм — панировочные сухари и по 3000 — корица, лук репчатый — по 600 рублей, дозатор для жидкого мыла — за 13 618, кольцо для полотенца — за 6749, держатель для туалетной бумаги —...

Шампуры — по 9600 рублей за штуку, по 2000 рублей за килограмм — панировочные сухари и по 3000 — корица, лук репчатый — по 600 рублей, дозатор для жидкого мыла — за 13 618, кольцо для полотенца — за 6749, держатель для туалетной бумаги — за 7495, сиденье для унитаза — за 10 260, а ёршик для него же — за 12 974 рубля…

Такие баснословные суммы Смольный готовился выложить за сущие пустяки. Именно эту виртуозную способность чиновников тратить казенные деньги было решено отмечать специальными призами — «золотыми ёршиками». На днях обрел хозяина «Золотой ёршик-2009».

Вручать победителям ёршики для унитаза, выкрашенные золотой краской и подписанные «За растрату бюджета», — идея петербургского молодежного «Яблока». Да и как мимо такого можно было пройти? Портьера — за 2 млн 986 тыс. руб., ковер — за 436 тыс. руб., шесть керамических ваз по 25 тыс. руб. — каждая, смеситель для раковины — за 32 160 руб., верхний душ — за 31 053 руб., ручной душ — за 17 622 рубля… Все это (и еще кое-что) оказалось крайне необходимо Смольному в конце 2008 года. Ремонт, оцененный в 31 млн 768 тыс. 130 рублей и затеянный на фоне мирового финансового кризиса, прославил Валентину Матвиенко (вместе с губернаторским аппаратом) на всю страну. И если еще смесители и вазы можно было как-то стерпеть, то злополучные ёршики стали последней каплей в чаше терпения простых горожан.

Я подсчитала: вместо одного ёршика стоимостью 12 794 рубля выгоднее купить 426 российских по 30 рублей. Ими пользуется большинство моих друзей, коллег, соседей и, видимо, немалая часть соотечественников. А где же плавают ёршики по 12 794 целковых за штуку? Я обошла элитные магазины сантехники, изучила прайсы на щетки для унитаза из самых дорогих стран мира (Англии, Швейцарии, Норвегии). Изысканный предмет для неизысканных целей англичане предлагали за 548 рублей, норвежцы — за 952 рубля, швейцарцы, ориентируясь, судя по всему, на самого взыскательного покупателя, просили за этот аксессуар 4451 рубль. Но ёршика за 12 794 рубля я не нашла.

— Мы решили, что это — ювелирные изделия, — объяснил мне лидер петербургского молодежного «Яблока» Александр Гудимов. — Логично предположить, что за свою цену ёршик должен быть если не целиком из золота, то как минимум позолочен. Растолковать, зачем такой нужен в местах общего пользования, никто из чиновников не смог. А в документах сказано: «Для государственных нужд».

За полноценное удовлетворение этих самых нужд и получила первый «Золотой ёршик» губернатор Северной столицы Валентина Матвиенко.

Яблочники, придумав «золотые ёршики», занялись мониторингом официального сайта петербургского госзаказа. Несколько месяцев отслеживали все несуразные статьи расходов и запредельные цены закупок и контрактов. К началу апреля составили рейтинг самых необычных приобретений петербургских властей, на которые были потрачены солидные суммы из бюджета. В список попали пять номинантов:

«Золотые пряности»:

250 тыс. руб. чиновники израсходовали на специи, приправы, пряности и соусы для ресторана гостиницы «Смольнинская».

«Золотые уроки»:

1 млн 600 тыс. руб. не пожалели на обучение журналистов, как «правильно» писать о национальных проектах.

«Золотая мебель»:

За мебель для государственной резиденции «К-2» отдали десятки миллионов рублей. Прикупили 230 стульев по 26 тыс. руб., 200 банкетных стульев по 30 тыс. руб., два журнальных столика по 18,5 тыс. руб., гардеробную стойку с вешалками за 440 тыс. руб., 22 портьеры стоимостью от 431 тыс. до 2 млн 986 тыс. руб. за штуку, мраморные скульптуры и бюсты — на 14 млн руб.

«Золотые автомобили»:

На 70 млн рублей похудела казна из-за 17 автомобилей по 4—5 млн рублей. За те же деньги в чиновничьи гаражи могли бы въехать несколько сотен новых «Жигулей».

«Золотые вазы»:

20 керамических ваз для комитета экономического развития, промышленной политики и торговли обошлись в 500 тыс. руб.

Чтобы выбрать победителя, яблочники на своем сайте объявили конкурс на самую нелепую трату. Всего за месяц откликнулось более 500 человек. Из них около 30% назвали чудом из чудес покупку специй и соусов на 250 тыс. руб. «Золотыми пряностями» гостиницу «Смольнинская» снабжало управление гостиничного хозяйства при администрации Петербурга, которое и стало обладателем «Золотого ёршика-2009».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow