СюжетыОбщество

«Я насчитала 70 ран на теле сына»

Публикуем письмо Валентины Кузьминой, решившей добиться наказания убийц во что бы то ни стало

Этот материал вышел в номере № 48 от 13 Мая 2009 г.
Читать
Муж ждал их прихода или хотя бы звонка три месяца. Он, наивный и добрый человек, думал, что убийцы сына попросят прощения у нас. Я видела их на следственном эксперименте. Тупые, наглые физиономии, никакого хотя бы сожаления перед нами,...

Муж ждал их прихода или хотя бы звонка три месяца. Он, наивный и добрый человек, думал, что убийцы сына попросят прощения у нас. Я видела их на следственном эксперименте. Тупые, наглые физиономии, никакого хотя бы сожаления перед нами, родителями, у которых они отняли единственного сына. Прошло три года, наверное, они еще <…> кому-то разрушили судьбу. Я часто думаю о психологии этих недочеловеков, знаю, что у них есть собственные дети, хотелось бы спросить их, а если ваших детей лупить профессионально ботинками в голову так, как вы моего сына, когда мозг приходит в «кашицеобразное состояние», как написано в заключении патологоанатома, как бы вам жилось после этого? По посмертной экспертизе я насчитала 70 ран на теле сына, в том числе от ударов дубинками. Они были нанесены четырьмя омоновцами за 2 минуты (ОМСН это еще хуже, чем ОМОН, это опора государства).

Все они служат в 5-м отряде ОМСН при ГУВД г. Москвы: <…> Сергей Д., капитан милиции; Евгений С., капитан; Валерий Б., майор; Сергей Х., майор. Впрочем, наверное, их уже повысили в звании*.

Из характеристики Сергея Д.: «Отлично владеет боевыми единоборствами».

Наш Кирилл был, как говорят о нем, талантливым, известным в те годы экономистом, о нем говорили на защите диссертации доктора наук: «В нашу среду пришел настоящий ученый». Руководитель предприятия, которому он помогал с реструктуризацией: «Это человек многогранный, с уникальной работоспособностью». Президент крупной аудиторской фирмы, где сын работал: «Многие проекты были выполнены только благодаря таланту Кирилла, его книги являются настольными пособиями для тысяч менеджеров и руководителей предприятий». Директор издательства «Дело и сервис», где публиковались книги сына: «Он был гением».

Помните Джона Нэша — героя фильма «Игры разума»? Джон Нэш — не выдумка, это реальный человек, математик, лауреат Нобелевской премии, присужденной ему за теорию игр. Джон Нэш — гений с чрезвычайно сложной судьбой, которого постигло психическое заболевание: <…> он бродяжничал, нарушал общественный порядок, его забирали в полицию. Но он дожил до девяноста с лишним лет, и ни разу никто не покушался на его жизнь.

А моего сына убили в 38 лет, потому что он был гением и заболел, к несчастью.

Сыну тоже нужна была медицинская помощь. Он был в своей квартире, куда была вызвана психиатрическая помощь, и в соответствии с Законом о психиатрической помощи милиция должна была содействовать врачам. Но сын закрылся и никого не впускал, тогда менты вызвали доблестных омсновцев для штурма неприступной крепости (кухонной двери). Штурмовикам не захотелось ждать медиков, которые уже ехали по адресу, они высадили дверь, сломали все, что можно было сломать, в том числе ноутбук, где сын писал очередную книгу, сын побежал от них на балкон, люди на улице слышали крики: «Помогите, меня убивают!» На балконе эти подонки за 2 минуты привели его в коматозное состояние, в больнице сын, не приходя в сознание, умер. Заведующий реанимационным отделением мне позже скажет: «Его привезли в агональном состоянии, на нем живого места не было».

Я дважды писала в администрацию президента, сначала Путина, потом Медведева. Задавала риторические вопросы президентам: «Разве стране не нужны талантливые люди, на которых государство потратило большие средства? (Сын получал в МГУ все именные стипендии, какие только там были, после учебы стажировался в Тилбургском университете, в аспирантуре.) Сын делал народно-хозяйственные проекты для крупных промышленных предприятий и регионов России. Почему государство разрешает убивать своих людей?

Почему, наконец, правоохранительные органы: прокуратура, а теперь следственный отдел не спешат наказывать этих штурмовиков? Как вы понимаете, ответа нам от президентов не было, зато стали приходить письма из разных присутственных мест, в том числе из МВД, из Минздрава, даже с Лубянки, ну и наконец, мои письма были переадресованы в прокуратуру, в следственный отдел Симоновского района Москвы, на который я и жаловалась.

Три года происходит издевательское следствие, которое возбуждено в отношении «неустановленных лиц» ОМСН. Можете себе представить: известно все до минут, известно по результатам следственного эксперимента, кто, где и как бил сына — а они для следственных органов «неустановленные». <…>

Я уже сбилась со счета, сколько раз следствие прекращалось и приостанавливалось. По нашему делу уже сменился шестой следователь. Сомневаюсь, обучались ли они в юридических институтах, эти мальчики и девочки, которые, как китайские болванчики, кивают вслед за своим начальником. <…> «Я буду жаловаться!» — говорю я начальнику следственного отдела молодому карьеристу С. Степанову. Он отказывается принимать мои жалобы и говорит, чтобы я их бросила в бумажный ящик в коридоре с надписью: «Для писем», в котором лежат бутылки из-под пива и грязный мусор. «Жалуйтесь хоть на Луну, это рапоряжение Бастрыкина», — жизнерадостно отвечает он. На жалобы в следственное управление города нам приходят ответы, что нарушений нет.

При этом создается видимость законности следствия. Так, следствие провело судебно-медицинскую экспертизу в Российском центре судебно-медицинских экспертиз по установлению причины смерти. Эксперты на наш вопрос, была ли установлена кома, отвечают: «Факт комы не установлен». Но в медкарте, которую нам в следственном отделе полтора года не давали, записано: «Состояние атонической комы». Заведующий реаниматологией больницы, где умер сын, посмотрев медкарту, сказал мне: «С такими черепно-мозговыми травмами не живут». Мы уже сделали несколько независимых экспертиз, в одной из них участвовал видный российский ученый-нейрохирург, лауреат Госпремии именно по черепно-мозговым травмам В. Лебедев. Вывод: смерть наступила от ЧМТ. Наконец, по нашему заявлению Федеральное управление по надзору в сфере здравоохранения провело проверку порядка производства экспертизы в РЦСМЭ, в заключении эксперта управления отмечается «научная необоснованность экспертных выводов заключения РЦСМЭ». Казалось бы, яснее уже нечего сказать. Но наши китайские болванчики из следственного отдела Симоновского района по- прежнему кивают головой вслед за следственным управлением города: «Экспертиза проведена в самом компетентном органе страны, в РЦСМЭ, она обоснованная и исчерпывающая». Но вот почему-то совсем недавно, по результатам проверки Минздравом жалоб на это «компетентное учреждение», руководитель его был снят с должности.

Я не сомневаюсь, что наша экспертиза в РЦСМЭ была «заказной», и сделан заказ был довольно грубо, рассчитывали, очевидно, что никто не будет разбираться в том, что в медицинских документах зарегистрированы одни факты, а в выводах экспертов они отсутствуют — и это наиболее для непосвященных наглядный ляп экспертов РЦСМЭ, профессионалы в независимых экспертизах отметили таких преднамеренных ляпов экспертов РЦСМЭ множество.

<…> Я направила жалобы во все высокие инстанции, в том числе Ю.Я. Чайке в Генпрокуратуру, А.И. Бастрыкину в Следственный комитет, в Управление собственной безопасности ГУВД и попросила официально проверить сведения, которые мне стали известны относительно родственных высоких связей омсновцев и влияния их на следствие. Мне говорили высокопоставленные сотрудники следственного комитета и о том, что очень беспокоится о судьбе убийц моего сына начальник УВД СВАО. А человек, который отдал приказ о штурме, — М. Колесник — назначен начальником УВД ЮАО.

Мне через три года стала ясна реакция прокурора Симоновского района С. Иванова, который через неделю после возбуждения уголовного дела, смеясь мне в лицо, сказал: «Ничего вы не добьетесь». Я ему тогда ответила: «Сдохну, но добьюсь».

Европейский суд** в январе сообщил нам, что наша жалоба будет рассмотрена в приоритетном порядке, это означает, что мы, я и мой муж, дождемся справедливого решения хотя бы на Западе, раз у нас государство крышует убийц. 23 апреля уголовное дело в очередной раз прекратили за отсутствием состава преступления в действиях ОМСН.

Валентина Кузьмина, мама Москва

* Фамилии известны редакции и Валентине Кузьминой.

** Юридическое сопровождение этого дела осуществляют юрист фонда «Общественный вердикт» Анна Керова и юрист Центра содействия международной защите Максим Рачковский.

Победы

5 мая Демским районным судом г. Уфы вынесен приговор в отношении младшего оперуполномоченного ОВД по Демскому району Винера Бикмухаметова. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий с применением насилия»). Суд приговорил Бикмухаметова к трем годам лишения свободы условно и запретил занимать должности государственной службы сроком на 2 года. Суть дела: семь месяцев назад Бикму-хаметов, находясь при исполнении служебных обязанностей в здании ОВД по Демскому району г. Уфы, нанес телесные повреждения Самату Янтуганову и Сергею Никонорову. Подсудимый признал свою вину и извинился перед потерпевшими, кроме того, выплатил им по 25 тысяч рублей в качестве компенсации вреда.

21 апреля 2009 года специалисты Межрегионального комитета против пыток получили официальную информацию о том, что приговор в отношении сотрудника уголовного розыска УВД Нижегородского района г. Н. Новгорода Сергея Бирюкова вступил в силу. 2 апреля 2009 года Бирюков был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий с применением насилия и специальных средств»).

Как было установлено судом, офицер Бирюков, действуя умышленно, в ночь на 1 апреля 2008 года проник в камеру для административно задержанных Нижегородского РУВД, где находился Эмиль Дадашов, и применил не менее 10 раз специальное средство — электрошоковое устройство. Также Бирюков нанес удар ногой в область поясницы задержанного и головой в лицо.

Суд приговорил Сергея Бирюкова к лишению свободы сроком на три года с отбыванием наказания в колонии общего режима. Кроме того, осужденному Бирюкову запрещено занимать должности в правоохранительных органах сроком на 2 года.

По данным Межрегионального комитета против пыток

Хроника произвола

— В Смольнинском районном суде Санкт-Петербурга завершается судебный процесс над 41-летним прапорщиком милиции Львом Дмитрюком. Он обвиняется в жестоком убийстве в камере изолятора временного содержания 33-летнего Сергея Монина. По версии следствия, в ночь с 16 на 17 июля 2008 года после избиений арестованного Дмитрюк задушил Монина.

— 250 тысяч рублей в ближайшее время по решению Верховного суда Татарстана получит вдова 51-летнего Жавдата Хайруллина. Это деньги за необоснованное задержание, пытки и смерть мужа. Жавдат Хайруллин был обнаружен повешенным на балконе пятого этажа Тукаевского РОВД Татарстана в ночь на 14 сентября 2002 года. По версии правозащитников, самоубийство Хайруллина было инсценировано милиционерами после пыток задержанного. Уголовное дело прекращалось и возобновлялось больше 20 раз, расследование продолжается.

— В ночь с 27 на 28 декабря 2008 года студента Академии государственного и муниципального управления при президенте Татарстана Рината Фалахеева обнаружили в луже крови в камере для задержанных о/м «Азино-2» Казани. По дороге в больницу 27-летний Ринат скончался. В настоящее время расследуется уголовное дело по халатности, повлекшей по неосторожности смерть человека. Следователи считают, что «в действиях сотрудников милиции имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления».

По данным ассоциации АГОРА

Недетская комната милиции

В мае в Чите огласят приговор командиру отделения отдельного батальона патрульно-постовой службы УВД по Забайкальскому краю Вячеславу Сарапулову. На скамью подсудимых милиционера привлек 16-летний читинский футболист Дмитрий Гладиков. Следствию известно, что сотрудник милиции безосновательно задержал парня якобы за участие в уличной драке. Когда Дима поинтересовался, за что его задержали, и попросил предупредить об этом мать, милиционер начал бить его милицейской дубинкой и сломал ему руку.

Вечером12 апреля2004 года сотрудники управления по борьбе с организованной преступностью задержали на улице 15-летних Владислава Головина и Максима Пашкова. По словам школьников, во время задержания, а затем и в здании УБОПа милиционеры били их по почкам, ребрам, животу и голове. Оперативники пытались заставить их сознаться в преступлении. 23 июня 2008 года Ингодинский райсуд Читы огласил оправдательный приговор сотрудникам УБОПа. При этом суд признал доказанным факт избиения подростков «неустановленным» сотрудником милиции.

19 марта в Чите двое забайкальских школьников Евгений Пшеничников и Илья Куликов отсудили у государства 250 тысяч рублей моральной компенсации. Суд признал, что в феврале прошлого года пятеро вооруженных сотрудников Шерловогорского отделения милиции незаконно задержали и жестоко избили 15-летних подростков.

10 марта 2009 года в Черногорском районном суде Хакасии прошли прения сторон по делу об избиении в здании ОВД милиционерами несовершеннолетнего Никиты Артемьева. Гособвинитель попросил для сотрудников патрульно-постовой службы Черногорска Евгения Соболева и Станислава Бубнова по 4,5 года колонии. Приговор будет оглашен в мае.

По данным ассоциации АГОРА

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow