СюжетыСпорт

Сказка, рассказанная дважды

Сборная России вновь стала чемпионом мира — и теперь вряд ли кто-то сможет объяснить это только везением

Этот материал вышел в номере № 48 от 13 Мая 2009 г.
Читать
Это какая-то сказка про бурого бычка… Вообще-то, по канону, бычок фигурирует белый. Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало — начинай сначала. Финал мирового чемпионата в Берне очень для этого подходил, повторяя...

Это какая-то сказка про бурого бычка… Вообще-то, по канону, бычок фигурирует белый. Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало — начинай сначала. Финал мирового чемпионата в Берне очень для этого подходил, повторяя финал прошлого года в канадском Квебеке. Только швейцарский бычок-талисман в отличие от квебекского медведя был точно не белый. Но он с самого начала чемпионата подмигивал своему «однофамильцу», главному тренеру российской сборной Вячеславу Быкову — мол, ничего, прорвемся и бурыми!

Мог, конечно, и лягнуть. Но прорвались. Самым скромным за последние три года составом. Всего с пятью заокеанскими легионерами. С лидером, который раньше тянул разве что на роль одноразового героя. С ответной шайбой Александра Сапрыкина, играющего в том же рабочем звене. С победным голом, изыск которого никак не совпадал с имиджем автора — Александра Радулова, человека абсолютно безбашенного. Канада выглядела мастеровитее и была лучше по отдельным показателям. Но только по отдельным.

Сапрыкину шампанское из чемпионского кубка показалось сладким, Радулову — горьковатым, но большой разницы не было. Как и с определением главного героя — «никого не надо выделять», сказал первым делом Радулов, который «дождался, пока защитник упадет». Всего-то!

В раздевалку рвалась толпа, и бернским секьюрити впервые пришлось серьезно поработать. Все смешалось в микст-зоне, с улицы доносился победный гул, и больше всего мне хотелось туда, где царило веселье.

Спортивному начальству уже было хорошо. Министр спорта Виталий Мутко давал интервью с таким видом, словно уже выиграл Олимпиаду в Ванкувере. Президент Федерации хоккея Владислав Третьяк, не видевший последних секунд из-за подготовки к награждению, на ходу по мобильнику рапортовал о победе. Президент КХЛ Александр Медведев осуществил еще одну свою мечту — вручил золотые медали российским чемпионам, далеко от них он не отходил.

Победа была, впрочем, общей и на ведомства не делилась.

Теми же малыми порциями через пару часов чемпионы появлялись в отеле «Аллегро», который в эту ночь находился в состоянии оккупации. Как и весь Берн. Город абсолютно нейтральный, но не равнодушный к чужому успеху. Трудовому и заслуженному.

Все по-другому, не как в Квебеке, но повторилось. Бычок не подвел.

…На кассах с утра висела надпись, извещающая, что билетов на финал нет. Спекулянты роились вокруг трамвайной остановки «Гуизанплатц» как стадо ворон, с криком налетая на российских туристов, — на канадских болельщиков и экономных швейцарцев надежды не было.

Глядя на броуновское движение у фасада «Пост Финанс Арены», понимал: со многим на чемпионате можно примириться. Все в мире уравновешено. Ну да, устойчивый пивной запах внутри арены свидетельствовал о том, что пивом здесь разве что полы не мыли. «Калинку», сопровождающую паузы, отыскали в отвратительном визгливом исполнении, да мало ли недостатков было придирчиво отмечено журналистами. Но не болельщиками! Можно было пить (где угодно, только не на льду), курить (на балконе и у стеночки верхнего яруса) и материться. С последним проблем вовсе никаких не ощущалось…

В основном в Берн приехали ребята, которые быстро забыли или вообще не помнили про то, что Россия годами обходилась без медалей (на вопрос, почему молодые болельшицы — в основном блондинки, я ответа не нашел). В чем-то я им завидовал. После Риги-2006 национальная сборная России на чемпионатах мира из 26 матчей выиграла 25, и 18 — подряд. Ничего подобного раньше действительно не случалось. Оставалось снова «порвать» канадцев. Но все было не так просто.

До полуфинала Быков нервничал больше, чем обычно. Даниса Зарипова на льду можно было уже не ждать, только что прибывший из-за океана Николай Жердев сразу же и выбыл, Александр Радулов серьезно поломался в четвертьфинале с белорусами.

А у молодой (как всегда) и боевой сборной США появлялся шанс. Соперники выложили журналистам всю информацию. Как рассказали, так и сыграли — американцы могли две-три минуты сидеть в своей зоне, так и не дав произвести нашим ребятам ни одного броска с чистого льда. Но Илья Брызгалов, которому Быков вновь доверил место в воротах, на этот раз не подвел, Ковальчук привычно геройствовал, а решающую шайбу за минуту с небольшим до конца «забросила» спина Константина Горовикова, слегка подправившая выстрел Александра Радулова. А про Вячеслава Быкова кто-то сказал, что ему везет, как Гусу Хиддинку.

В этот вечер полуфинала Вячеслав Аркадьевич за чистую монету принял бы любое сравнение. Быков ничуть не смутился, когда я попросил уточнить: сказав, что второй подряд выход в финал — заслуга нового молодого поколения игроков и тренеров, под «тренерами» он имел в виду себя? «Я же молодой», — ответил главный. Кто бы спорил…

Что лучше перед финалом — победы «на тоненького» или убедительные? Какого Ковальчука он предпочтет видеть в финале — пахаря или героя? На эти свои вопросы я получил следующие ответы: победа лучше любая, нынешний Ковальчук — и пахарь, и герой. И с этим тоже трудно было не согласиться.

…Швейцарская пресса, отоспавшись на главном тренере своей сборной Ральфе Крюгере, смаковала главный финал. На всех спортивных страницах в разных видах присутствовал Илья Ковальчук, и вообще вопрос ставился просто: Канада или Ковальчук, которого заранее можно было признавать самым ценным игроком чемпионата.

Илья вправду был хорош. Обещанного два раза по три года ждут — шесть лет понадобилось юному дарованию, чтобы пройти путь от яркого, но одностороннего снайпера, до матерого игрока, лидера и «дядьки» (термин Быкова). В Квебеке ему хватило двух суперголов в финале, чтобы его признали лучшим спортсменом страны. В Берне лидерскую лямку он потянул сразу. А кому было еще, если Алексей Морозов лишился лучшего своего партнера — Зарипова — практически сразу, а заокеанских звезд больше не ожидалось?

При всех проблемах сборной такой монолитной она не выглядела давно. Чтобы все четыре звена работали, по очереди сменяя друг друга, дорогого стоит. Этого местные журналисты отчего-то не замечали — все затмил Ковальчук. Но главный тренер сборной Канады Линди Рафф и его голодная стая заметили очень хорошо.

Голодной стаей назвал канадцев Владимир Юрзинов-старший, с которым мы успели обстоятельно побеседовать накануне финала. Мало того что Канада жаждет реванша. Швейцария — вотчина канадского хоккея, здесь им доказать, что они сильнее русских, вдвойне важно.

— А за кого в таком случае будут болеть швейцарцы, Владимир Владимирович? Исключительно за канадцев?

— Нет. За хороший хоккей.

О том, что в воротах сборной вновь окажется Илья Брызгалов, я был готов спорить с кем угодно. Правда, последствия могли оказаться любыми. Быков оказал Брызу доверие, когда голкипер «Финикса» его почти утратил. Брызгалову надо было платить той же монетой.

Канада выходила на финальный матч лучшей командой чемпионата почти по всем показателям. В большинстве они были еще страшнее, чем в Квебеке, оборона сбоев практически не давала, 39-летний голкипер Ролосон сбросил лет 15, нападение рвало любую защиту. В полуфинале со шведами они не перенапряглись. Они вообще приехали на один главный матч.

…Российские болельщики начали праздновать победу после второго периода. Их было больше, чем ползала, и они уже в перерыве пели.

Но играть на таком уровне — все равно что оказаться на леднике под четырех с лишним тысячной Юнгфрау, когда голову сносит на раз, ноги предательски отказывают, а дрожь в руках не унять ничем. На таких высотах, как финал чемпионата мира, легко не бывает.

Шайбы били в Брызгалова, как молнии по Савойским Альпам (гроза над Женевским озером накануне была сумасшедшая). Канада оседлала ворота сборной России, не оставив ни щелочки для контратаки. Счет был в нашу пользу, но это ничего не значило. Все повторялось с точностью до наоборот — не нашим нужно было совершать чудо в Северной Америке, а канадцам в Европе.

Раскадровка последних секунд войдет в учебники. Голодная стая грызла лед, чувствуя, что добыча уходит. Канадские звезды играли великолепно, наши — потрясающе. После Быков, отвечая на мой вопрос, скажет, что качество хоккея было хорошим, но самоотдача и самоотверженность — еще выше. Если не переиграли (равные бились команды), то перетерпели — это точно.

После финальной сирены важно было ненароком не зашибить Зарипова, выбежавшего на лед в цивильном и с подвязанной рукой. Роль шоумена Овечкина исполнял Радулов. Бычок Кули смотрел на канадцев грустно-недоуменными глазами — они были такими же, как у самого ценного игрока прошлого чемпионата Дэни Хитли. А Илье Ковальчуку, с которым Хитли когда-то играл вместе, он улыбался. Илья в финале провел на площадке 30 минут и 33 секунды. За одно это ему можно было вручить серебряную чашу.

В сонм великих с черного входа не входят. Только об этом подумал, как меня чуть не окатило огненным фейерверком — оказывается, малая ложа прессы (та, что за раздевалкой нашей команды) находилась в опасной близости от пиротехники.

Да если бы и окатило.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow