СюжетыСпорт

Вячеслав Быков: Я не великий, я – профессионал

Этот материал вышел в номере № 48 от 13 Мая 2009 г.
Читать
После полуфинала ему можно было расслабиться, но от Быкова этого не дождешься. На людях он вообще раскрепощается редко. С харизмой сложновато, да и просто обаятельным человеком Вячеслава Аркадьевича не назовешь. Зато он выиграл со сборной...

После полуфинала ему можно было расслабиться, но от Быкова этого не дождешься. На людях он вообще раскрепощается редко. С харизмой сложновато, да и просто обаятельным человеком Вячеслава Аркадьевича не назовешь. Зато он выиграл со сборной России два чемпионата мира подряд, и факт этот уже причислил его к сонму великих.

Он умеет главное — выжимать по максимуму, хотя и не диктатор. Когда накануне финала его спросили, не стоит ли на день командой закрыться ото всех, ответил, что ребята сами разберутся, как им готовиться. Но по тому, как его команда выполняла установку, было понятно: стелет мягко, спать жестко.

Сказал терпеть — и терпели. Это не был хоккей сборной России по большому счету. Но это был тот хоккей, в котором можно было обыграть канадцев. Если бы драматургия бернского финала хоть в чем-то напоминала квебекскую, у наших бы не было шансов — это Быков понимал очень четко.

Он выиграл, и он прав — даже если в чем-то был не прав. По существу Вячеслав Быков и его помощник Игорь Захаркин победой в Берне получили право свободного для себя выбора. Во всем.

Быков, вольно или невольно и во многом поперек тенденции считать тренера, пусть и статусного, лишь наемным работником, поднял престиж должности почти на прежний уровень. Я бы сказал, на хоккейно-советский. Во всяком случае, он ведет себя так, словно ему доверена Миссия.

То, что он ее выполняет, несомненно. Народу нет дела до некоторых черт характера триумфатора — его великие предшественники тоже были разными. Народ вспомнил, что такое хоккей, в прошлом мае. В ночь на 11 мая 2009-го никому ничего не надо было напоминать. Все вернулось.

Трудно будет с другим. Теперь хоккей, в отличие от прошлых времен, — последнее прибежище надежды перед Олимпиадой в Ванкувере. От этого никуда не денешься, и этого уровня ответственности Вячеслав Быков как тренер еще не испытывал.

Одна из местных газет на следующий после финала день обозначила победу России над Канадой «русской партией с одним швейцарцем». Но в главные тренеры сборной Швейцарии гражданин Фрибура Вячеслав Быков не стремится. Во всяком случае, пока.

От первого лица

— Только после сирены понимаешь, что ты выиграл. Но вера в своих ребят не покидала меня с самого начала. Они — лучшие. В самые трудные моменты они могли действовать с холодной головой, методично и без паники. Я могу назвать финал в Берне спортивным подвигом. А болельщики были нашим шестым игроком — их энергетика помогла выстоять.

Не хотелось бы говорить о нынешней сборной как о «красной» или какой-либо другой «машине». Команда — единое целое. Она изменяется от турнира к турниру, но вместе с ребятами нам удается поддерживать атмосферу уважительного отношения друг к другу. И победа не дается просто так, сразу, она собирается по зернышку. Мы растем — и с нами растет весь российский хоккей.

Конечно, хотелось бы выигрывать всегда и всюду. Но это спорт, в котором поражения неизбежны.

Самым сложным было уберечь ребят от пресса ответственности. Он и вправду был тяжелый. Но мы верим ребятам, а они верят нам. Эта честность в отношениях и помогла пройти тяжелые моменты с высоко поднятой головой. От травм уберечь нельзя, и тогда приходилось совершать невозможное. Как Илье Ковальчуку, который полуфинал и финал играл в двух звеньях.

И мы, и канадцы жаждали этого финала. Встретились две равные команды. Качество показанного ими хоккея было на хорошем уровне. Но уровень самоотдачи и самоотверженности были еще выше. Желание играть в наш исконно российский атакующий хоккей было, но мы смогли убедить ребят, что на сегодня важнее прагматизм и терпение в обороне. У нас великолепно сыграл вратарь Илья Брызгалов, нам сопутствовала удача, мы реализовали свои шансы, но главное — мы вытерпели.

Определяя окончательный состав, мы порой шли на риск. Но он был оправданный, и результат налицо. Да, были нелегкие ситуации, порой приходилось повышать голос — но это рабочие моменты.

Я не считаю себя великим игроком и тренером. Как игрок я был профессионалом, который вместе с командой добивался определенных результатов. Как тренер я стараюсь делать свое дело так же профессионально и получать при этом удовольствие. Лавры — дело второе. После любого успеха надо смотреть дальше и определять новую цель.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow