СюжетыПолитика

Александр Бастрыкин: 10 тысяч уголовных дел по фактам коррупции возбуждено только в прошлом году

Председатель Следственного комитета при Прокуратуре РФ — о ходе расследования самых громких уголовных дел, «сделке с правосудием» и программе защиты свидетелей

Этот материал вышел в номере № 50-51 от 18 Мая 2009 г.
Читать
За последнее время произошло достаточное количество знаковых преступлений, многие из которых были раскрыты, в ходе расследования других произошли громкие аресты, итоги расследования третьих уже дошли до суда, а результатами судебного...

За последнее время произошло достаточное количество знаковых преступлений, многие из которых были раскрыты, в ходе расследования других произошли громкие аресты, итоги расследования третьих уже дошли до суда, а результатами судебного разбирательства стали вызвавшие большой резонанс обвинительные и оправдательные приговоры. У «Новой» к работе следствия свой особый интерес: в стадии расследования три уголовных дела по фактам убийства наших журналистов — Игоря Домникова, Анны Политковской, Анастасии Бабуровой и Станислава Маркелова. Для того чтобы понять, насколько успешно идет поиск убийц и заказчиков, мы встретились с председателем Следственного комитета при Прокуратуре РФ. Затем Александр Бастрыкин письменно ответил на заранее переданные ему вопросы «Новой газеты».В Федеральном собрании ведется дискуссия по поводу законопроекта о возможности так называемой «сделки со следствием». Насколько, на ваш взгляд, подобный механизм может, помочь в раскрытии сложных преступлений, например, заказных убийств и коррупционных схем?

— Для простых граждан понятие «сделка со следствием», «сделка с правосудием» ассоциируется с сюжетами зарубежных фильмов: преступник договаривается с полицией, прокурором или судьей о сотрудничестве при разоблачении своих подельников, после чего получает минимальное наказание. Действительно, такая практика применяется в ряде стран.

Что предусматривает законопроект, рассмотренный Госдумой?

Само словосочетание «сделка со следствием» в нём не используется. Применен юридический термин — «досудебное соглашение о сотрудничестве».

Основную цель авторы законопроекта изложили в пояснительной записке: возможность заключения обвиняемым с органами следствия соглашения о сотрудничестве в целях расследования и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений: заказных убийств, бандитизма, преступлений, связанных с наркотиками, коррупции, деятельности преступных сообществ.

Таким образом, речь идёт о том, чтобы член преступного сообщества, замешанный в серьёзном преступлении, но не являющийся его непосредственным исполнителем, выдал следствию заказчиков и исполнителей преступления в обмен на гарантии смягчения наказания или даже освобождения от него. При этом государство должно будет обезопасить сотрудничающего со следствием преступника: он будет включён в программу защиты свидетелей.

Не вдаваясь в тонкости юридической техники, следует сказать, что такие досудебные соглашения о сотрудничестве могут быть эффективны лишь тогда, когда речь идет о раскрытии и расследовании деятельности преступных сообществ и их лидеров, либо лиц из числа, как говорят, «крупных чиновников от власти».

Однако нельзя распространять возможность заключения подобных соглашений на все категории преступлений. Человек, совершивший тяжкое преступление, не должен полностью уходить от ответственности.

Ситуация очевидна: преступник уже пойман, и ему предлагается только сотрудничать. В подобных «сделках» не должно быть прощения преступления, существует лишь определенная уступка лицу, его совершившему, но никак не отступление от закона.

Многие российские юристы сдержанно относятся к этому процессуальному институту, отмечая плюсы и минусы так называемой «сделки с правосудием» (это отдельный разговор). Кроме того, в некоторых странах от соглашений с преступниками даже отказались, так как подобные сделки дают возможность для большого количества злоупотреблений, в том числе и коррупционных.

Однако напомню, что в действующем российском законодательстве существуют нормы о помощи следствию, отдаленно напоминающие сделку с правосудием как таковую. Но они не касаются тяжких преступлений. Это — институты освобождения от уголовной ответственности вследствие деятельного раскаяния1 и особый порядок принятия судебного решения2.

Подчеркну, что институт особого порядка судебного решения позволяет упростить не оправданную ничем бюрократизацию уголовно-процессуальной процедуры по большой категории дел (без лишней «отсидки» людей в следственных изоляторах и прочее). Однако подобный порядок не решает задачи противодействия коррупции и расследования деятельности преступных организаций, так как обвиняемый не обязан давать показания о своих подельниках.

Так что давайте подождем завершения законопроектного процесса по этому, безусловно, важному вопросу.

Критики законопроекта уверяют, что он действовать не будет, потому что в полной мере не работает практика «защиты свидетелей». Известно, что это — дорогостоящая процедур.

— Расследование тяжких и особо тяжких преступлений, к которым и относятся заказные убийства, наркотрафик, коррупция, деятельность преступных сообществ, как правило, связано со сложным процессом собирания доказательств. По различным данным, от 80 до 90 процентов всей доказательственной базы относят к показаниям свидетелей и потерпевших.

В этой связи следует отметить, что незаконное воздействие криминала на потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, в последние годы резко увеличилось. При этом оно может носить как открытый, так и скрытый характер, а реализовываться посредством угроз убийства, причинения телесных повреждений и т.д. Следствие — отказ участников уголовного судопроизводства от данных ранее показаний либо дача заведомо ложных показаний в пользу подозреваемых, обвиняемых. Именно по этой причине довольно остро стоит вопрос о совершенствовании комплекса мер, направленных на защиту данной категории участников уголовного судопроизводства.

УПК РФ уже содержит ряд норм, позволяющих обеспечить безопасность участников уголовного судопроизводства: сохранение в тайне подлинных данных о личности; проведение в необходимых случаях закрытого судебного разбирательства и ряд других. Однако, как показывает практика, применения только процессуальных мер бывает недостаточно. В ряде случаев для обеспечения безопасности требуется постоянная охрана в течение длительного срока, изменение места жительства, внешности и паспортных данных. Безусловно, для проведения таких мероприятий необходимо соответствующее правовое и финансовое обеспечение.

И первым шагом стало принятие Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»3. Были установлены принципы осуществления и виды государственной защиты, определены органы, обеспечивающие ее, а также порядок применения этих мер.

Справка

За время действия государственной программы в отношении защищаемых лиц было применено 3843 меры безопасности. Например, в 2006 г. применено 1239 мер государственной защиты, в 2007 г. — 1245, а в 2008 г. — 1359. В большинстве случаев — в отношении свидетелей — 63,2% (2084 лица), реже — потерпевших — 23% (764 лица), подозреваемых и обвиняемых — 3,12% (103 лица). Кроме того, меры безопасности применялись в отношении 290 родственников и близких защищаемых лиц.

Чаще всего принимались решения о личной охране, охране жилища и имущества — 44,8% (1725 мер), об обеспечении конфиденциальности сведений о защищаемом лице — 27% (1042 меры), о временном помещении в безопасное место — 8% (304 меры). Гораздо реже производилась замена документов (38 мер), а изменение внешности — ни разу.

К сожалению, имели место 1 случай гибели защищаемого лица и 2 случая причинения телесных повреждений. Так что в определенной степени вы правы: привлечение сотрудников правоохранительных органов к охране важного свидетеля, предоставление защищаемому лицу жилища по другому месту жительства, изменение внешности и пр. требует более серьезных бюджетных ассигнований. Необходимо подчеркнуть и нехватку специалистов, специальной техники и оборудования, необходимых для реализации государственной программы.

Однако в настоящее время дополнительные шаги в целях более эффективной реализации мер государственной защиты активно принимаются. Этому будет способствовать создание специализированных подразделений в системе МВД4.

Со своей стороны нами издано указание «О порядке применения следственными органами Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации мер государственной защиты участников уголовного судопроизводства». Вопрос «О повышении эффективности защиты прав и законных интересов граждан, пострадавших от преступных посягательств» планируется рассмотреть и на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации.

Президент России в качестве одной из приоритетных задач назвал борьбу с коррупцией. Однако эксперты утверждают, что для этого недостаточно развита законодательная база. Вы ощущаете это в своей практике?

— Наверное, различные мнения необходимы и должны высказываться, но, главное, чтобы они были конструктивными. Хотелось бы только спросить у некоторых экспертов, знает ли они однозначный ответ на этот сложный вопрос — как бороться с коррупцией — и, соответственно, могут ли предложить одно-единственное верное решение, которое сразу же разрешит проблему?

Думаю, что, конечно же, нет. Вместе с тем считаю, что развитие антикоррупционного законодательства Российской Федерации идет последовательно, системно, наступательно.

Посмотрите — сначала был ратифицирован ряд международных документов: это и Конвенция ООН против коррупции, и Конвенция стран Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

Затем на совещании по проблемам противодействия коррупции Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев определил дальнейший необходимый комплекс мер, в число которых вошли и вопросы модернизации российского законодательства. По итогам совещания был подписан стратегический документ, на основе которого в настоящее время развивается не только законодательная база противодействия коррупции, но и вырабатывается антикоррупционная позиция в обществе. Этим документом является Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года «О мерах по противодействию коррупции».

Справка

Указом президента был утвержден Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции — специализированный орган, уполномоченный координировать борьбу с коррупцией, в состав которого включён Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Следующим шагом стал предусмотренный Указом Национальный план противодействия коррупции, которым был определен перечень первоочередных проектов законодательных актов Российской Федерации, которые необходимо принять.

Кроме того, Федеральным законом «О противодействии коррупции» впервые для законодательства Российской Федерации дано определение таким понятиям, как «коррупция» и «противодействие коррупции».

Логическим продолжением явилось подписание 25 декабря 2008 года Президентом России пакета антикоррупционных законов.

Со своей стороны в Следственном комитете разработаны специальные планы, выполнение которых находится под моим личным контролем. Во многих следственных управлениях по субъектам Российской Федерации созданы специализированные подразделения по расследованию преступлений этой категории. Они укомплектованы наиболее опытными и квалифицированными следователями. Мы добиваемся конкретных, реальных результатов. Ведем борьбу по единым требованиям, вне зависимости от должностного положения виновных лиц. В 2008 году, следственными органами Следственного комитета рассмотрено почти 49 тысяч сообщений о преступлениях коррупционной направленности, возбуждено свыше 10 тысяч уголовных дел, более половины из них окончены и направлены в суд.

Только по уголовным делам о коррупции, находившимся в производстве следователей Главного следственного управления, размер выявленного в прошлом году ущерба составил почти 920 миллионов рублей.

Вернусь к мнению специалистов, которые считают, что законодательная база по противодействию коррупции недостаточна развита.

Как вы знаете, в рядах коррупционеров часто оказываются лица так называемого «особого правового статуса». При существовавшей ранее практике процедура возбуждения уголовного дела в отношении их зачастую затягивалась на долгие месяцы. Ведь, чтобы возбудить уголовное дело, требовалось получить не только соответствующее заключение суда, но и в определенных случаях согласие других коллегиальных органов, корпоративно связанных с лицом, в отношении которого ставится вопрос о возбуждении уголовного дела.

Мы же всегда выступали за упрощение порядка привлечения к уголовной ответственности лиц, обладающих «особым правовым статусом», и законодатель откликнулся на наши предложения. В декабре прошлого года эта процедура упрощена. Полагаю, тем самым начал претворяться в жизнь конституционный принцип равенства всех перед законом. Однако для некоторых категорий иммунитет пока сохранен. Поэтому надеюсь, что эти поправки — не последние. Работа по совершенствованию законодательства в сфере противодействия коррупции продолжается. Следственный комитет принимает в ней самое активное участие.

С чем связана реорганизация Следственного комитета, увольнения высокопоставленных сотрудников, которые прошли недавно?

— Все проведенные недавно организационно-штатные мероприятия носят обычный рабочий характер и направлены на оптимизацию деятельности. Полуторагодовой опыт работы позволяет делать выводы об эффективности деятельности того или иного подразделения. Именно поэтому была начата работа по совершенствованию структуры…

В частности, главное управление криминалистики мы укрепили наиболее опытными кадрами. Работа по реорганизации проведена и в ключевом подразделении — Главном следственном управлении (ГСУ). Принято решение о создании подразделений, специализирующихся на расследовании экономических преступлений и преступлений коррупционной направленности, а также преступлений против личности. Создано методико-аналитическое управление.

В ходе реорганизации все сотрудники ГСУ в соответствии с трудовым законодательством были выведены за штат и к настоящему времени все уже получили назначения в рамках реорганизованного управления. И только один сотрудник ГСУ принял решение об увольнении в связи с достижением пенсионного возраста).

Кстати, некоторые сотрудники Следственного комитета и ранее принимали такие решения, переходя на работу с менее интенсивной нагрузкой. Не секрет, что работа следователя предполагает частые стрессы и большие нагрузки.

Вопросы оптимизации деятельности коснулись и главного управления собственной безопасности: принято решение оставить и усилить подразделение физической защиты, а вопросы служебных проверок передать в другое подразделение Следственного комитета. В то же время сокращены либо ликвидированы некоторые второстепенные подразделения УСБ. А переход на другую работу руководителя главного управления собственной безопасности связан с естественным процессом ротации кадров. Уход же руководителя правового управления вызван его желанием перейти на работу в другое ведомство со значительным повышением.

Мы будем и в дальнейшем совершенствовать свою структуру и кадровый состав.

Одно из самых громких уголовных дел последнего времени — дело Анны Политковской не так давно не устояло в суде присяжных. В чем вы видите причину подобного неблагополучного исхода? Кстати, статистика показывает, что и в Москве, и в регионах присяжных очень часто не убеждают доводы следствия. Действительно ли далеко не все следователи обладают должными навыками подготовки уголовного дела, обвинительного заключения для суда присяжных?

— Следователи в целом имеют достаточные навыки раскрытия и расследования преступлений, сбора и закрепления доказательств. При этом сам процесс расследования, то есть правила получения, закрепления и оценки доказательств не связаны с тем, будет ли расследуемое преступление рассматриваться в суде присяжных. Уголовно-процессуальный закон не содержит на этот счет каких-либо особенностей.

Вместе с тем недостаточные навыки правильного и доступного изложения совокупности добытых в ходе следствия доказательств присяжным, не обладающим в основной своей массе необходимыми познаниями в области уголовного права, отсутствие у многих судов возможности обеспечения полной изоляции присяжных (хотя бы от защитников подсудимых, их родственников и друзей) нередко приводят к тому, что некоторые уголовные дела не могут «устоять в суде».

Что касается уголовного дела по обвинению ряда лиц в убийстве Анны Политковской, то наряду с многочисленными сложностями в раскрытии этого преступления, сборе и закреплении доказательств виновности лиц, причастных к его совершению (чему в немалой степени способствовали тщательное планирование и подготовка преступления), одной из причин, по нашему мнению, явилось несвоевременное пресечение незаконных, но целенаправленных высказываний защитников подсудимых, стремящихся оказать эмоциональное воздействие на присяжных.

Безусловно, профессионализм судей в осуществлении правосудия с участием присяжных заседателей заметно возрос. Тем не менее, наметившаяся тенденция к огульному оправданию преступников при рассмотрении уголовных дел судом присяжных не может не вызывать озабоченности.

Не отрицаю: участие граждан в отправлении правосудия способствует формированию и становлению институтов гражданского общества в нашей стране, но с сожалением констатирую, что достается это высокой ценой.

Сознавая то, что на принятие судом присяжных отрицательного для органов следствия решения в немалой степени влияют и следственные ошибки, мы тщательно анализируем такие факты, выявляем свои просчёты и принимаем необходимые меры к их устранению.

Известно, что дело по обвинению в убийстве Анны Политковской братьев Махмудовых, Хаджикурбанова и Рягузова сейчас находится на рассмотрении Верховного суда — прокуроры подали кассацию. А что происходит с тем делом, которое Вы называли основным — с делом о заказчике убийства Анны Политковской, киллере и других причастных лицах? Существуют ли рабочие версии, касающиеся фигуры заказчика этого убийства? Что с предполагаемым киллером — Рустамом Махмудовым? Жив ли он ещё? Как продвигается его поиск?

— Расследование уголовного дела, выделенного в отношении исполнителя убийства Анны Политковской, заказчиков и других, причастных к данному преступлению лиц, активно продолжается. Проводится целенаправленная оперативная работа, следствие активно сотрудничает с компетентными органами ряда иностранных государств, с целью установления местонахождения исполнителя убийства и выявления других, причастных к преступлению лиц, в том числе и заказчика.

Следствие располагает значительным объемом информации о личности непосредственного исполнителя убийства Политковской — Махмудова, о лицах из его окружения и связях, однако эта информация в интересах следствия пока не может быть разглашена.

Не можем не задать вопроса, касающегося убийства Анастасии Бабуровой и Станислава Маркелова в январе этого года. Понятно, что слишком мало времени прошло, но все-таки, быть может, уже можно сформулировать какие-то предварительные версии?

— Для расследования уголовного дела сформирована следственно-оперативная группа, в состав которой вошли квалифицированные сотрудники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, оперативных служб ФСБ и МВД России. Назначен и проводится ряд криминалистических, баллистических, медицинских и иных судебных экспертиз, осуществляются необходимые следственные и оперативно-розыскные мероприятия по проверке ряда основных версий, в том числе о мотивах преступления, которыми могли быть профессиональная и правозащитная деятельность Маркелова и Бабуровой, их участие в судебных слушаниях по ряду уголовных дел в отношении лиц, придерживающихся неофашистских и националистических взглядов. Предание гласности более подробной информации в интересах следствия считаем нецелесообразным.

Почему убийства журналистов расследуются так тяжело. Ведь ни одного заказчика так и не названо. Однако если говорить в целом о практике раскрытия заказных убийств в целом, то процент раскрываемости намного выше.

— Безусловно, убийство журналистов в любой стране планируется и осуществляется не только как месть конкретному человеку, но и как акция устрашения в отношении других лиц, представляющая собой открытый вызов государственным и общественным институтам. Эти преступления политизированы и нередко являются заказными, что определяет их тщательную подготовку, в том числе детальное планирование и организацию исполнения. В их осуществлении на различных этапах, как правило, задействовано значительное число соучастников, которые могут и не знать друг друга, либо не быть осведомленными обо всей преступной схеме и конечной цели преступления.

Для успешного расследования такого рода преступлений необходимо установить всех участников, выстраивающихся порой в длинную цепочку — от непосредственного исполнителя до заказчика, который действует, как правило, опосредованно, что создает дополнительные сложности при расследовании его действий (особенно если исполнители связаны узами родства не только между собой, но и с организаторами, как при совершении убийства Анны Политковской).

Следственный комитет приоритетным направлением в своей работе считаем расследование особо тяжких преступлений против личности, к которым законодатель отнес все виды умышленных убийств, в том числе «убийство по найму». Но понимая, что за каждым таким преступлением стоит жизнь человека, а также горе и невосполнимая потеря его близких, первостепенной и важной является для нас задача по организации эффективной и своевременной работы по раскрытию и расследованию убийств.

Справка

В целом наблюдается снижение числа зарегистрированных убийств. Так, в 2007 году по сравнению с 2006 годом — на 19% (зарегистрировано свыше 22 тысяч убийств), в 2008 году — на 10% (чуть более 20 тысяч), за три месяца текущего года — на 11% (5 тысяч убийств).

Благодаря усилиям следователей и оперативных работников сегодня в России подавляющее число убийств раскрываются и успешно расследуются. В 2007 году их раскрываемость составила 85%, в 2008 году — 88%, а за истекший период 2009 года — 92%.

Теперь несколько слов о раскрытии и расследовании убийств по найму. Согласно данным уголовной статистки, в 2007 году в производстве находилось 65 преступлений данной категории в отношении 84 лиц, из них 32 убийства зарегистрированы в 2007 году. В течение года окончено расследование 57 преступлений, нераскрытым осталось одно убийство.

В 2008 году следователями Следственного комитета проводилось расследование по уголовным делам о 53 убийствах по найму, по которым установлено 85 лиц, их совершивших, из них 25 преступлений зарегистрированы в 2008 году, в том числе 4 — в первом квартале 2008 года.

По итогам прошлого года расследовано 48 преступлений данной категории, из которых 12 убийств были совершены в составе организованной группы или преступным сообществом. При этом из числа расследованных преступлений все убийства по найму были раскрыты.

В первом квартале 2009 года зарегистрировано 3 убийства по найму, а всего с начала года в производстве следователей находились уголовные дела о 19 преступлениях этой категории.

За три месяца текущего года все расследованные убийства по найму раскрыты, при этом направлены в суд уголовные дела о 10 преступлениях в отношении 16 лиц, 5 убийств были совершены в составе организованной группы или преступным сообществом.

Исходя из статистики, действительно, раскрываемость заказных убийств несколько выше, чем не заказных, но это не какая-то особая тенденция, а результат кропотливого совместного труда следователя, прокурора-криминалиста, оперативного работника и сотрудников многих других служб и подразделений. Однако я заверяю, что мы вместе делаем все возможное и невозможное, чтобы каждое убийство, да и любое другое тяжкое преступление было раскрыто, и преступник понес заслуженное наказание.

Мы не забываем, что в 2007 году из числа совершенных остались нераскрытыми более трех тысяч убийств, в 2008 году — не были раскрыты свыше двух тысяч, с начала 2009 года — 359 убийств и покушений на убийство. Значит, нам есть над чем работать.

Ведь большое количество нераскрытых убийств прошлых лет — это недостатки оперативно-розыскной и следственной работы на первоначальном и последующих этапах расследования уголовных дел.

В этой связи хотел бы особо подчеркнуть чрезвычайную важность криминалистического сопровождения расследований уголовных дел об убийствах.

В настоящее время практически повсеместно в практику расследования внедрены цифровые технологии. В деятельности правоохранительных органов широко используется полиграф. Новеллой является внедрение в следственную практику такого приема для оживления памяти, как метод гипнорепродукции. С каждым годом расширяются возможности различных видов судебных экспертиз, часто используются возможности одорологической экспертизы — исследование запаховых следов человека.

Важную роль должна сыграть создаваемая в России федеральная база данных геномной информации по неопознанным трупам, неустановленным лицам, биологический материал которых изъят с мест происшествий, а также лицам, осужденным и отбывающим наказание в виде лишения свободы. Уверен, что это позволит существенно повысить эффективность работы по раскрытию преступлений, в том числе и убийств.

У меня есть все основания говорить о том, что достигнуты определенные успехи. Достаточно вспомнить несколько громких и запутанных преступлений, которые нам удалось раскрыть: это и взрыв автобуса в Невинномысске, и убийство ряда высокопоставленных чиновников и сотрудников правоохранительных органов в субъектах Северо-Кавказского региона, и раскрытие зверских убийств детей в Златоусте, Подмосковье и ряде других регионов.

Можно назвать и уголовное дело о совершенном в феврале 2008 г. в условиях неочевидности убийстве прокурора Саратовской области Е.Ф. Григорьева. Менее чем через месяц были установлены и заключены под стражу четверо жителей Саратовской области, причастных к подготовке и совершению этого преступления группой лиц по найму, они привлечены к уголовной ответственности и в ближайшее время должны предстать перед судом. Кропотливая совместная работа и четкое взаимодействие органов следствия и оперативных подразделений московского ГУВД, МВД и ФСБ России позволили в сравнительно короткий срок установить и задержать заказчика, организатора, исполнителя и пособника преступления, которые привлечены к уголовной ответственности и содержатся под стражей. В настоящее время следствие близится к завершению.

Раскрыты убийства ряда высокопоставленных чиновников во Владикавказе. Причём расследуя убийство мэра Владикавказа Виталия Караева, нам удалось установить и задержать всех ключевых участников организованной преступной группы, которая оказалась причастной к совершению ещё ряда «громких» убийств на территории Северной Осетии-Алании.

Раскрыто и другое «громкое» заказное преступление — убийство в сентябре 2007 г. в Москве следователя по особо важным делам следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Дагестан Н.Ш. Казиахмедова.

Задержаны организатор, посредник и исполнитель убийства в Санкт-Петербурге сотрудника Следственного комитета Д.Марининова. Кстати нам удалось раскрыть и давнее (1 января 2005 года) убийство в северной столице олимпийского чемпиона Дмитрия Нелюбина. Подозреваемых в этом убийстве нам пришлось задерживать уже на Северном Кавказе. Это ещё раз доказывает, что при грамотном расследовании и чётком взаимодействии всех правоохранительных структур любое преступление может быть раскрыто, когда бы оно ни было совершено и где бы ни укрывались преступники.

Раскрыт ряд убийств, совершенных в Москве: недавнее убийство семьи французского предпринимателя Спинелли, убийство бывшего вице-мэра города Грозного Гелани Шепиева, помощника депутата Госдумы Алексея Беляева, 14-летней Анны Бешновой. Установлены и задержаны лица, причастные к нападению на инкассаторов в столице. Успешно расследуется уголовное дело в отношении банды квартирных мошенников, завладевавших жильем одиноких москвичей. Можно считать раскрытым убийство в центре Москвы Руслана Ямадаева.

Следственные действия по делу о подрыве «Невского экспресса» в настоящее время завершены, обвиняемые знакомятся с материалами уголовного дела (сейчас оно находится в производстве следственного управления по Новгородской области).

И это не единичные примеры. В 2008 году раскрыто большинство тяжких и особо тяжких преступлений и окончено 113 тысяч уголовных дел, из них в суды направлено более 106 тысяч. Во взаимодействии с оперативными службами раскрыто 17 тысяч убийств, 10 тысяч причинений тяжкого вреда здоровью, повлекших смерть потерпевших, 5 тысяч изнасилований. Особое внимание было направлено на раскрытие и расследование преступлений коррупционной направленности. Это позволило привлечь к ответственности более 1,8 тысячи взяткополучателей и других коррупционеров различного должностного положения, судебных и прокурорских работников, в том числе 5 прокуроров и заместителей прокуроров.

По инициативе руководителей следственных органов Следственного комитета в прошедшем году возобновлено производство предварительного следствия более чем по 10 тыс. уголовных дел прошлых лет, которые лежали в архивах прокуратуры без движения. По ним раскрыто около 6 тыс. преступлений, а также более 10 тыс. преступлений, выявленных в ходе расследования и ранее не стоявших на учете. В текущем году эта работа успешно продолжается. За три месяца раскрыто около 38 тыс. преступлений, из них почти 5 тыс. ранее не состояли на учете и более 2 тыс. в прошлые годы не были расследованы из-за приостановления уголовных дел.

Таким образом, были не только установлены виновные, но и защищены права потерпевших на доступ к правосудию. Это и есть основные критерии эффективности следственной работы.

Многие криминалисты наблюдают неприятную тенденцию: рост тяжких преступлений с применением огнестрельного оружия. С чем это связано: с очередным криминальным переделом, а может быть, с особенностями коррупционных отношений в период финансового кризиса?

В последние годы число зарегистрированных преступлений с использованием оружия варьировалось незначительно. В то же время отмечаемая в 2006-2008 годах тенденция уменьшения вооруженной преступности не могла быть устойчивой и повсеместной.

Справка

Если в 2007 году было зарегистрировано 5,5 тысяч преступлений с использованием огнестрельного и газового оружия, а также боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (по сравнению с 2006 г. снижение на 28%), то в 2008 году их число значительно уменьшилось: зарегистрировано более 4 тысяч преступлений (снижение на 21%). Кроме того, в 2008 году по сравнению с 2007 годом отмечено снижение числа зарегистрированных убийств (на 17%) и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (на 20%), совершенных с применением оружия. В первом квартале текущего года число преступлений, совершенных с использованием огнестрельного и газового оружия, а также боеприпасов, осталось на уровне прошлого года.

Наверное, реального снижения уровня таких деяний и не могло произойти, что связано с периодами роста нелегального распространения оружия в стране. Если в 2007 году число зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с 2006 годом сократилось, то в 2008 году, наоборот, возросло (на 6%). В первом квартале 2009 года этот рост продолжился и составил 17%.

В этом случае, используя каноны драматургии («если в первом действии пьесы ружье на стене висит, то в последнем оно непременно должно выстрелить»), можно было спрогнозировать рост таких преступлений.

Следует понимать и учитывать, что любые кризисные явления отражаются не только на политике, экономике или на других сторонах общественной жизни. Безусловно, они сказываются и на видах преступного поведения. Так что это скорее взаимосвязь, которая объясняется то обостряющейся, то затихающей борьбой организованных преступных формирований за сферы влияния, что не могло не проявиться в период кризиса.

Мотивация у этих преступлений сегодня может быть различной. Наверное, не в последнюю очередь это затронет корыстные деяния. Значительное число вооруженной преступности составят тяжкие насильственные преступления, где оружие будет использоваться для устрашения или физического устранения.

Сочетание корыстного мотива и вооруженности характерно для заказных преступлений, в первую очередь убийств. Особую группу из них составляют убийства с целью физического устранения конкурентов по бизнесу, установления криминального контроля над коммерческими структурами, разделом сфер влияния, а также конфликтами внутри преступных группировок. Поэтому часто жертвами таких деяний становятся именно руководители региональных и муниципальных органов управления, предприниматели, бизнесмены.

Однако еще раз повторюсь, скорее всего, это не тенденция, а взаимосвязь отмеченных мной противоречий в преступной среде, особенно сильно проявившаяся в период кризиса.

1Деятельное раскаяние. Согласно ч.1 ст.75 УК РФ, лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным.

Однако даже при наличии таких условий суд, следователь или дознаватель лишь имеют право, но совсем не обязаны прекратить уголовное преследование в отношении данного лица.

В этом случае отсутствие прописанных в законе гарантий вполне объясняет нежелание обвиняемых сотрудничать со следствием и а тем более давать показания против своих подельников. В подготовленном законопроекте такие гарантии предусматриваются.

2Особый порядок. В УПК есть глава 40, по которой, если человек признает свою вину, то он получает меньшее наказание.

Данная норма обозначена как особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявляемым ему обвинением, так называемая «сделка о признании».

Подсудимый, которому «грозит» не более 10 лет, может признать себя виновным и ходатайствовать об особом порядке рассмотрения его дела. Наказание в этом случае не должно превышать двух третей срока. Подобное нововведение оказалось весьма востребованным: сейчас, по официальным данным МВД России, до 40% рассматриваемых дел не обходятся без подобных сделок.

3от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ выступил в силу с 1.01.2005. А 10 апреля 2006 года утверждена государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы», а в последующем принят еще целый ряд актов.

4В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1316 в МВД России образовано Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow