СюжетыОбщество

Хотели как легче

Переписать драконовский закон о некоммерческих организациях президент поручил Суркову и прислал к нему людей

Этот материал вышел в номере № 50-51 от 18 Мая 2009 г.
Читать
В середине апреля, во время встречи с членами президентского Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Дмитрий Медведев одобрил идею либерализации действующего с 2006 года репрессивного закона о...

В середине апреля, во время встречи с членами президентского Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Дмитрий Медведев одобрил идею либерализации действующего с 2006 года репрессивного закона о некоммерческих организациях (НКО).

Теперь президент учредил рабочую группу для переписывания этого акта.

Группе, которую возглавил первый замруководителя президентской администрации Владислав Сурков, предписано подготовить в течение трех недель (Дмитрий Медведев подписал документ восьмого мая) поправки в закон об НКО. Это первая часть плана, предложенного в апреле членами президентского Совета по содействию развитию институтов гражданского общества, одобренного Медведевым.

План включает, во-первых, устранение наиболее странных положений закона, касающихся регистрации (зарегистрировать некоммерческую организацию гораздо труднее, чем фирму), проверок и отчетности НКО, а также приостановления их деятельности и ликвидации (сравнение положения коммерческих и некоммерческих организаций опять не в пользу последних). Во-вторых, президент, кажется, согласился с идеей превращения среды обитания НКО из почти безвоздушной в благоприятную. Этого можно достичь, например, изменив принципы налогообложения «третьего сектора» или облегчив существование благотворителям и их подопечным.

Список президента содержит имена людей, действительно способных — если они захотят, разумеется, — изменить жизнь НКО к лучшему. Кроме отца «суверенной демократии» Владислава Суркова в список вошли крупные чиновники (начальник государственно-правового управления президента Лариса Брычева и замминистра юстиции Алексей Величко) и представители парламента (председатель думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов и глава сенатской Комиссии по вопросам развития институтов гражданского общества Борис Шпигель).

В группу вошли и делегаты от некоммерческого сектора. Общественная палата, претендующая на то, чтобы представлять большинство НКО, прислала зампреда правления Ассоциации юристов России Владислава Гриба. «Адвокатами меньшинства» стали председатель президентского Совета по содействию развитию институтов гражданского общества Элла Памфилова и два члена этого совета — ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов и президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе.

Отношения некоторых членов рабочей группы с «третьим сектором» и между собой простыми не назовешь. Например, в прошлом году сенатор Шпигель поссорился с Московской Хельсинкской группой и Юрием Джибладзе, которые бойкотировали международный форум НКО в Пензе. Они сочли чересчур назойливым желание чиновников (в том числе Шпигеля, которого в Совет Федерации делегировала как раз Пензенская область) участвовать в его организации.

Впрочем, Элла Памфилова, считающая главным фактором возможного успеха политическую волю Дмитрия Медведева, заявила «Новой», что испытывает «сдержанный оптимизм». Она рассказала, что «члены группы почти по всем вопросам достигли предварительного согласия. Следующее собрание планируется 22 мая. К этому времени, надеюсь, будет готова основа законопроекта». Юрий Джибладзе заметил, что «скоро станет ясно, удалось ли нам добиться серьезных изменений или поправки будут косметическими. Во втором случае мы известим общество и президента».

На днях произошло еще одно заметное событие — начался ежегодный конкурс среди НКО на получение государственных грантов (напомним, в 2009 году президент выделил 1,2 млрд рублей). Независимые НКО называют этот конкурс несправедливым, поскольку крупные суммы обычно получают организации, связанные с государством (так, в 2008 году движению «Наши» досталось 7,2 млн рублей на обустройство лагеря на озере Селигер), и непрозрачным, так как процедура определения победителей закрыта, а критерии победы туманны (например, претендент должен «реально осуществлять социально полезную деятельность»).

Правда, организаторы конкурса отлично сознают, что эта программа является «основным федеральным каналом государственной поддержки НКО и самым масштабным в России». Напомним, в 2007 году НКО лишились права получать деньги от региональных властей. В то же время объем зарубежной поддержки НКО неуклонно уменьшается (так, в начале мая крупный грантодатель, фонд Форда, закрыл московское представительство) — не в последнюю очередь потому, что прошлым летом правительство вычеркнуло из списка организаций-доноров, чьи гранты не подлежат налогообложению в нашей стране, 89 наименований, оставив всего двенадцать (фонд Форда в этот шорт-лист, кстати, не попал).

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow