СюжетыОбщество

Надзиратель — в комфортной камере

Суд над бывшим смотрителем концлагеря, 83-летним Иваном Демьянюком, разочаровал немцев, даже не начавшись

Этот материал вышел в номере № 54 от 25 Мая 2009 г.
Читать
За пару последних десятилетий в германских Justizvollzugsanstalt (JVA), даже отдаленно не напоминающих российские колонии или СИЗО, комфортно томились в неволе 1757 Иванов. Но только один из них, нынешний, привлек такое ажиотажное...

За пару последних десятилетий в германских Justizvollzugsanstalt (JVA), даже отдаленно не напоминающих российские колонии или СИЗО, комфортно томились в неволе 1757 Иванов. Но только один из них, нынешний, привлек такое ажиотажное внимание.

До сих пор высказываются предположения: это и был Демьянюк. Однако адвокат Гюнтер Маулль попросил всех собравшихся у тюрьмы журналистов обратить внимание на то, что еще в 1993 году Демьянюк был признан израильским судом вовсе не таким уж и грозным. Более того, решение о смертной казни через повешение было заменено оправдательным вердиктом.

Пауль Винклер, представитель баварской прокуратуры, полагает, что в этот раз обвинение подготовилось более тщательно, заполучив изобличающие показания из семи убедительных источников. Плюс — удостоверение лагерного надзирателя Ивана Демьянюка, в котором с немецкой дотошностью перечислены все особые приметы бывшего красноармейца, сдавшегося в плен на втором году войны и обвиняемого теперь в зверском уничтожении почти 30 тысяч узников Собибора.

Но и защитники 89-летнего подсудимого не теряют оптимизма. Ссылаясь, в частности, на то, что из уцелевших жертв в живых на сегодня остался лишь 82-летний Тойви Блат, который лиц своих мучителей якобы совершенно не запомнил.

По данным же из тюрьмы, особо охраняемому подопечному здесь предоставлена камера, напоминающая стерильно чистую больничную палату. Размер ее превышает 20 квадратных метров. Врачи периодически проверяют состояние здоровья Демьянюка.

Меню у арестанта — с уклоном в сытную баварскую кухню. Наверное, потому, что после войны Демьянюк некоторое время жил именно в Мюнхене. В минувший вторник, например, Громкий Иван заказал себе леберкезе, нечто вроде мясного паштета. В среду был горшочек с тушеным овощным ассорти. В пятницу — малосольная селедочка в сметане…

Изображать полную немощь в постели или даже коляске Демьянюку надоело уже к концу первой «немецкой» недели. Он начал самостоятельно передвигаться по тому самому коридору, где прохаживался после провалившегося «пивного путча» сам Гитлер. Заключенные до сих пор называют этот самый старый участок мюнхенской тюрьмы «Тропинкой бешеного Ади».

Как по мнению защиты, так и государственного обвинения, маховик германской Фемиды всерьез раскрутится лишь к концу лета — началу осени этого года. Что, по мнению «Зюддойче цайтунг», уже мало что решит: «Ведь даже если процесс над престарелым Демьянюком — всего лишь попытка нагнать упущения послевоенного времени, то эта попытка закончится ничем… Потому что такие, как он, получили незаслуженную возможность неплохо прожить всю свою жизнь практически до конца».

P.S.Наш корреспондент следит за «процессом века» в Германии и будет рассказывать о всех значимых его перипетиях.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow