СюжетыПолитика

Рынок надежды

Дно достигнуто, пик пройден? Наш корреспондент ловит позитивные сигналы с кризисных площадок

Этот материал вышел в номере № 54 от 25 Мая 2009 г.
Читать
Еще в самом начале кризиса эксперты и аналитики утверждали: дно наступит в феврале-марте (после чего экономика медленно пойдет вверх). Вскоре экспертов и аналитиков сократили и поувольняли почти во всех компаниях. И делать прогнозы стало...

Еще в самом начале кризиса эксперты и аналитики утверждали: дно наступит в феврале-марте (после чего экономика медленно пойдет вверх). Вскоре экспертов и аналитиков сократили и поувольняли почти во всех компаниях. И делать прогнозы стало некому.

Прогнозы уступили место сухим сводкам с фондовых площадок и статистике падения мировых экономик. Когда закончится кризис — об этом уже не говорили, никто, видимо, не хотел казаться циником. Фон заполонили другие новости. В Европе подскочила безработица, в России — число самоубийств… Наступил февраль, а потом и март… Об обещанном дне так никто и не вспомнил. И даже Первый канал…. Шел апрель, май…

Что-то стало происходить.

На некоторых стройках, замерших осенью, вдруг задвигались краны. Я замечаю, как поредело в последний месяц место съема гастарбайтеров у обочины Ярославского шоссе, где поселок Дружба. Вместо сотен, там только десятки… После майских праздников в городе внезапно появились докризисные пробки. А нефть и все эти гадские индексы растут второй месяц подряд. Всему этому было нужно какое-то объяснение. Но все молчали.

И вот я написал Пете Демидову, своему знакомому биржевому аналитику, письмо. Потому что он мог объяснить. Как и все аналитики, еще в октябре он предсказывал свет в конце тоннеля, который будет весной. В ноябре его, как и всех, конечно же, уволили. Отстранившись от цивилизации, Демидов уехал в Индию. И вот что из своей Индии он мне ответил: «Давай перезвони на рабочий. Я в городе». И снова никаких объяснений.

Я набрал номер его прежней работы.

— Ну и где дно? — спрашиваю.

На том конце возникло томительное молчание. Демидов тяжело дышал в трубку. Затем сказал:

— Официально от имени компании говорить ничего не могу. Это теперь нельзя. Только месяц как восстановился. Но вообще… — Петя снова помолчал. — Многие убеждены, что оно наступило и мы — пока еще незаметно — начинаем движение вверх… В любом случае станет ясно только осенью.

— Почему об этом нельзя говорить? — не понял я.

— Нет отчетливых фундаментальных причин, — сказал он. — Есть только позитивные сигналы… Меня восстановили в прежней должности — это позитивный сигнал. А если бы имели возможность платить прежнюю зарплату — это уже фундаментальная причина…

Но как бы там ни было, именно с фондового рынка начинается публичная фаза любого кризиса. Там же начинается и его конец. Как говорит Демидов, нынешний трехмесячный рост торговых площадок свидетельствует о приливе новых денег и о возврате доверия инвесторов к рискованным активам. Антикризисные меры ведущих стран поддержали мировую экономику, приостановив ее падение. Вслед за биржами позитивные сигналы поступают и с других площадок.

Охрана

В разгар кризиса бизнес сократил прежде всего расходы на аутсорсинг-услуги. Компании отказывались от охраны, новых рекламных проектов и уборки офисов всевозможными клининговыми конторами. Как говорят в Ассоциации частных охранных предприятий России, ЧОПы растеряли до трети своих клиентов. Обвальное падение спроса на охрану началось в декабре. Из десяти тысяч ЧОПов страны на гране закрытия сейчас примерно половина.

— Но ситуация начала понемногу меняться, — рассказывает исполнительный президент ассоциации Анатолий Евдокимов. — Падение спроса в апреле стало замедляться. А в начале мая наблюдался небольшой всплеск заказов со стороны клиентов, которые в начале кризиса расторгали с ЧОПами свои договоры. О глобальном развороте речи пока нет. Но если вот эти позитивные сигналы не утихнут в течение еще нескольких месяцев, можно будет говорить, что пик кризиса мы преодолели.

О временном затишье говорит и директор охранного предприятия «Секьюрити-24» Георгий Кондратьев (о нелегкой жизни его компании я писал в конце 2008 года). «У затишья причины, скорее всего, пока только психологические, — говорит Кондратьев. — Те, кто в панике отказывался от охраны, сегодня успокаиваются и снова возвращаются к нам. Хотя уже с меньшими деньгами. Если, к примеру, до кризиса мы предоставляли какому-нибудь магазину охрану в пять человек, сейчас — двоих-троих. Но это уже хороший знак, потому что в январе-феврале многие объекты были без охраны вообще, а мои люди сидели в неоплачиваемых отпусках».

Но возврат к докризисному спросу, по словам Кондратьева, займет еще не меньше года. То, что сейчас происходит, он сравнивает с кораблем, испытавшим шторм: «Кто умел плавать, снова поднялись на борт. Все остальные исчезли. Примерно из 50 клиентов, которые от нас ушли, вернулась только половина. И я не знаю, надолго ли, и будет ли еще один шторм».

«Азбука вкуса»

Насчет скорого выхода из кризиса крупнейшая в России сеть премиальных товаров выражает «сдержанный оптимизм». Хотя чего тут сдерживаться — за все шесть месяцев кризиса компания умудрилась показать 14-процентный рост оборота. Притом, что еще осенью именно люксовым сетям пророчили скорейшую гибель. А вся их состоятельная клиентура, как предполагалось, внезапно обеднев, массово переберется в «Перекрестки» или еще хуже — в «Копейки» и «Пятерочки». Но злорадные (наверное) прогнозы не оправдались. Как говорят в «Азбуке вкуса», с клиентурой все получилось наоборот. Сеть, конечно, ощутила небольшой спад прошлой осенью. Но после того как паника улеглась, потребители вновь начали покупать то, к чему они уже успели привыкнуть. В том числе деликатесы, свежую (незамороженную) рыбу, охлажденное мясо.

— Мы не только удержали постоянных клиентов, но смогли привлечь клиентуру ресторанов, которая стала идти к нам за готовой кулинарией и теми продуктами, которые, как правило, можно найти только в ресторанах за очень большие деньги. Люди тем самым экономят, — рассказал «Новой» пресс-секретарь «Азбуки вкуса» Андрей Голубков. — Кроме того, часть покупателей приходит к нам из массмаркет-сетей, в которых сейчас «вымывается» деликатесный ассортимент.

Надо сказать, в рознице вообще произошло сильнейшее перераспределение покупательских потоков. В «Алых парусах», «Седьмом континенте» и «Перекрестке» деликатесных позиций действительно стало меньше (при этом их место заняли доступные товары). Что заставило состоятельных клиентов (которые все-таки не исчезли) перейти в «Азбуку вкуса» и «Глобус гурме».

— В текущей ситуации мы в отличие от многих других ритейлеров не стали уменьшать ассортиментную матрицу или сокращать персонал супермаркетов, — говорит Голубков. — Нужно развиваться дальше, хотя это и сложно. Ведь открытие новых супермаркетов происходит в основном на заемные деньги. А с получением кредитов сегодня все еще проблемы. Впрочем, нынешняя стабилизация может свидетельствовать о скором оживлении рынка. По нашим ощущениям, это, вероятно, случится осенью.

Реклама

То, что и эта индустрия нащупывает дно, стало понятно, когда в марте-апреле на уличных щитах снова появилась реклама. До этого, всю осень и зиму, владельцы наружных носителей упрямо просили за аренду по докризисному ценнику. Но не сыграло. Заказчики в массовом порядке просто отказались от наружной рекламы… И все же весной ценовой компромисс наконец был найден.

Другое дело — контракты на размещение рекламы (как и на ее производство) стали краткосрочными.

— Почти все заказчики от годового планирования рекламных бюджетов перешли к квартальному, — говорит директор агентства «Профиль плюс» Петр Волков. — Главная причина этого — неопределенность. Есть сегодня у компании деньги — заказывается реклама, нет денег — нет и рекламы. Например, в первом квартале 2009 года деньги были только у крупных клиентов. Но мелкие и средние заказчики вычеркнули рекламу из списка расходов вообще. Это означало, что без работы останутся сотни креативных агентств.

Нещадные сокращения начались в рекламном бизнесе сразу после Нового года. Увольняли дизайнеров и копирайтеров. Их обязанности вешали на арт-директоров. Но и тем задерживали зарплату.

— До конца зимы мы в агентстве сидели без заказов и денег, — рассказывал Волков. — Штат пришлось сократить наполовину. И вот в марте понемногу стали подтягиваться клиенты с небольшими заказами. И только сейчас намечается пара крупных и долгосрочных сделок. А это очень позитивный сигнал.

Весьма осторожно о возвращении долгосрочных отношений говорят и в крупнейшем рекламном холдинге BBDO Group. «Большинство рекламодателей по-прежнему ведут себя сдержанно и не планируют увеличения маркетинговых инвестиций до конца года, — рассказал мне директор по корпоративной и финансовой стратегии группы Турхан Махмудов. — У многих на второе полугодие 2009 года есть несколько сценариев развития бизнеса и затрат на рекламу. Но прибавилось и число клиентов с долгосрочным видением, с желанием сегодня формировать успех в будущем. Это очень радостные перемены».

Надо сказать, холдинг BBDO оказался одним из немногих, где сокращений так и не случилось. Хотя, по словам Махмудова, не так давно оптимизация персонала и планировалась. «Мы не сокращаем, но пересматриваем варианты компенсации сотрудникам», — сказал он. И ведь правда. Как рассказывают работники холдинга, всему персоналу оклады были урезаны на 15%.

Автомобили

— Ощущает ли автомобильный рынок позитивные изменения? — спросил я председателя правления дилерской сети Genser Владимира Пронина.

— Позитивным сегодня можно назвать только то, что спрос на автомобили все еще существует, — ответил Пронин.

И если кто-то говорит о стабилизации, автодилеры не видят даже кризисного дна. За первые четыре месяца 2009 года автомобильный рынок России упал на 44% (по сравнению с тем же периодом 2008 года). Причем в апреле этот показатель составил 53% — негативные тенденции только усугубляются. Среди причин — повышение производителями розничных цен, снижение платежеспособности клиентов и самое главное — резкое сокращение автокредитования.

— Надо также понимать, что основная масса автомобилей, которые продают сегодня дилеры, произведены в 2008 году, — говорит Пронин. — То есть цены на них существенно ниже, чем те, по которым будут продаваться машины 2009 года. Так что кризис будет углубляться еще достаточно долго. И наши основные задачи — сохранить свою долю рынка и увеличить объемы выручки за счет сервиса. Самое неприятное — персонал приходится сокращать пропорционально снижению объемов продаж.

Кроме падения спроса у автодилеров большие сложности с кредитованием. Именно на заемные деньги салоны закупали у производителя партии новых автомобилей. Но дешевые кредиты исчезли. «Банки, мягко говоря, задрали проценты. И о каком дне вообще речь?» — удивился Пронин.

В ближайших номерах мы продолжим поиск позитивных сигналов с рынка: на строительных площадках и в местах сбора гастарбайтеров, в магазинах одежды и ресторанах, у приставов и коллекторов, на курсах переподготовки и биржах труда.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow