СюжетыОбщество

Реализовать чужую мечту

Из-за кризиса действующий губернатор Саратовской области Ипатов пытается продать шикарный особняк предыдущего — Аяцкова

Этот материал вышел в номере № 54 от 25 Мая 2009 г.
Читать
Саратовская областная дума приняла решение продать комплекс зданий на улице Соловьиной, по выражению депутатов, известный как «особняк Аяцкова». Речь идет о коттеджах, которые в 2004—2005 годах стали поводом для уголовного преследования...

Саратовская областная дума приняла решение продать комплекс зданий на улице Соловьиной, по выражению депутатов, известный как «особняк Аяцкова». Речь идет о коттеджах, которые в 2004—2005 годах стали поводом для уголовного преследования первого саратовского губернатора и его супруги Ольги Сергеевой. Сейчас действующая областная власть вспомнила о несчастливой недвижимости в связи с кризисом: бюджет вынужден тратить на его содержание около миллиона рублей в год.

Продать коттеджи предложил нынешний губернатор Павел Ипатов. На заседании регионального правительства он заявил, что «в непростых экономических условиях необходимо реализовать невостребованные объекты, которые могли бы увеличить доходную часть бюджета», и в частности — «пришло время решить вопрос с этим особняком, нам нет никакой необходимости содержать этот дом».

Предложение прозвучало неожиданно, о коттеджах в Октябрьском ущелье в последние годы ничего не было слышно. Напомним, что в мае 2004 года история строительства усадьбы стала одним из эпизодов уголовного дела, возбужденного в отношении губернатора Дмитрия Аяцкова (кроме распоряжения недвижимостью в вину ему ставили списание бюджетных ссуд, финансирование личного самолета, субсидирование правительственной столовой, растаможку комбайнов «Кейс» и т.д.). Расследование, инициированное областной прокуратурой, длилось всего несколько недель: Генеральная прокуратура не только приостановила следственные действия, но и отменила само постановление о возбуждении дела «за отсутствием наступившего вреда». Однако проверку «отдельных фактов противоправных действий со стороны руководства области» продолжили, и в июле 2004-го отдел Генпрокуратуры по Приволжскому федеральному округу возбудил уголовное дело в отношении супруги губернатора Ольги Сергеевой по статье 159 УК «Мошенничество» и статье 285 «Злоупотребление должностными полномочиями».

Надзорное ведомство подробно описало предмет этого самого злоупотребления: участок лесопарковой зоны площадью 2,14 гектара, два жилых дома полезной площадью 1114,9 и 577,7 квадратных метра, два сарая, две террасы, пять беседок, два бассейна, колодец и «другие наружные сооружения». На тот момент строительно-техническая экспертиза оценивала недвижимость в 16,3 миллиона рублей. По сведениям прокуратуры, архитектурный комплекс начали строить в 1997 году для приема официальных гостей. Но у заказчика (управления делами правительства) не хватило денег для расчета с подрядчиком. За долги в размере 4,1 миллиона рублей права на объект уступили третьему лицу (некоему Никифорову, работавшему в то время в областном правительстве), стройку заморозили. Никифоров, в свою очередь, переуступил недвижимость Ольге Сергеевой, директору соседнего гостиничного комплекса «Октябрьский» (так называемой городской резиденции губернатора). Прокуратура полагала, что госпожа Сергеева «мошенническим путем» завладела зданиями, оплаченными из бюджета. Сторона защиты утверждала, что сделка была честной, новая хозяйка вкладывала в строительство собственные деньги.

Скандальное расследование развивалось на фоне подготовки к губернаторским выборам и конфликта между Дмитрием Аяцковым и видным «единороссом» Вячеславом Володиным. Весной 2005 года власть в регионе сменилась, и «дело о коттеджах» потеряло актуальность. Фрунзенский районный суд Саратова признал договоры о передаче усадьбы в собственность Сергеевой «притворными» и взыскал имущество в доход Российской Федерации. Генпрокуратура прекратила уголовное преследование в связи «с полным возмещением ущерба, признанием вины и раскаянием».

Новый губернатор Павел Ипатов не пожелал жить в доме предшественника (как сказано в декларации о доходах нынешнего главы региона, у него есть усадьбы не хуже: дом площадью 238,5 квадратного метра с приусадебным участком 1681 метр в Балакове, а также дом площадью 757 квадратных метров и приусадебный участок площадью 2020 метров в Подмосковье).

Как использовались коттеджи после отъезда жильцов, не знали даже областные депутаты. Выяснилось, что дома просто пустуют. При этом на их содержание и охрану бюджет тратит около миллиона рублей в год. Депутаты поинтересовались, нельзя ли устроить здесь какое-нибудь богоугодное заведение, например детский сад. Представители правительства пояснили, что «специфика зданий» не позволяет приспособить их под социальные нужды. Усадьбу внесли в прогнозный план приватизации на нынешний год. Балансовая стоимость объекта составляет 29,7 миллиона рублей, цена продажи пока неизвестна.

«Эти дома были немым укором власти: нельзя же так безалаберно относиться к имуществу, оно должно чему-то служить, — говорит депутат областной думы от «Единой России» Александр Ландо. — Почему правительство инициировало продажу именно сейчас, когда цены на недвижимость падают? По оценкам депутатов, такой объект стоит не меньше 150 миллионов рублей. А правительство называет сумму 1 миллион долларов. Полагаю, реализацию нужно проводить под строгим контролем думы».

Депутат от КПРФ Ольга Алимова также предположила, что «в данном случае имеются какие-то частные интересы, наверное, покупатель поделится». По словам госпожи Алимовой, «область, конечно, получит кое-что от этой продажи, но это не повод хлопать в ладоши, так как бюджет не совсем правильно распределяется». Например, 54 миллиона рублей выделено на празднование Дня славянской письменности, хотя дефицит бюджета уже составляет 3 миллиарда.

Дмитрий Аяцков заявил о намерении получить долю от продажи усадьбы: «Этот дом я построил с женой, мы вложили около 30 миллионов рублей — кредит и накопления. У меня есть акт оценки, договор на строительство, мы до сих пор расплачиваемся с банком. Не должно быть так, чтобы за счет моей семьи обогатилась региональная власть или кто-то иной… Там все эксклюзивно, уникальная лестница, крыша, только лифт стоит 100 тысяч долларов. Проектом занималась Ольга, аналогов во всей России нет». Бывший жилец считает, что лучше всего передать здания под резиденцию саратовского епископа, «в таком случае все вопросы были бы сняты».

Экс-губернатор выразил сомнение в том, что саратовские чиновники направят вырученные деньги на социальные нужды: «Не верю, что после продажи где-то появится детский сад. Скорее всего, очередная афера».

Обращаться в суд Дмитрий Аяцков не намерен, «не тот случай». Бывший домовладелец хотел бы потратить свою долю на строительство спортзала с бассейном для саратовского детского дома № 2.

P.S. Депутат ГД от «Единой России» Николай Панков заявил о намерении добиться снятия особняка с торгов. Парламентарий подготовил запросы губернатору Ипатову и в Генеральную прокуратуру. «Не могу понять, зачем это делается. Если хотели продавать, то надо было это делать сразу, как только особняк был изъят по решению суда, — говорит господин Панков. — Все это время дом стоял брошенным и, безусловно, требует ремонта. Очень похоже, что эти обстоятельства используют, чтобы отдать здание за копейки». По мнению единоросса, в комплексе следует разместить музыкальную школу или дом ветеранов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow