СюжетыСпорт

Измерение хоккея Мэтром

Беседой с одним из самых титулованных тренеров Владимиром Юрзиновым–старшим мы завершаем цикл публикаций о победном чемпионате мира в Швейцарии

Этот материал вышел в номере № 54 от 25 Мая 2009 г.
Читать
Было абсолютной глупостью назначать встречу спустя десять минут после предполагаемого окончания полуфинала Россия — США, да еще на углу у самого бойкого выхода с «Пост Финанс Арены». Но он меня дождался, когда все сроки уже прошли. Еще...

Было абсолютной глупостью назначать встречу спустя десять минут после предполагаемого окончания полуфинала Россия — США, да еще на углу у самого бойкого выхода с «Пост Финанс Арены». Но он меня дождался, когда все сроки уже прошли. Еще большей глупостью было пойти вместе в пресс-центр — все, кто ему еще не успел выразить своего почтения, считали необходимым сделать это сейчас. Так что разговор грозил сорваться во второй раз. Но мы все-таки поговорили.

Никто лучше не знает европейский хоккей так, как Владимир Юрзинов-старший. Ни один из действующих тренеров не сравнится с ним не только по количеству титулов, но и по количеству воспитанников, игравших или играющих за различные сборные. В российской раньше их было больше, но тому есть объяснение — в новейшей истории отечественного хоккея востребован Юрзинов был в основном в Европе.

Под занавес века, на олимпийском турнире в Нагано мог наступить его звездный час как главного тренера российской сборной, но самой малости не хватило. А в том же 98-м в Швейцарии на чемпионате мира победного продолжения не получилось, после чего Владимир Владимирович на первые роли в сборной уже не выходил.

Авторитета не утратил. Во-первых, сделано столько, что можно не заботиться о сиюминутном. Во-вторых, таких, как Юрзинов, больше нет, — в цене быстрый успех, тренеры-стратеги отсутствуют в принципе. А он, где бы ни работал, всегда глядел чуть дальше и думал о том, что будет завтра. Всегда работал на будущее — может, поэтому в настоящем не всегда удавалось состояться в той степени, в какой он был этого достоин.

И сейчас в Берне о прекрасном прошлом не говорили. На лирику тоже попросил меня не отвлекаться, а к пафосу Юрзинов никогда не был склонен.

Та часть чемпионата мира, которая проходила в вашем почти родном Клотене, была организована лучше, чем в столице Швейцарии?

— Думаю, да. Городок небольшой, хоккейно ориентированный, местный клуб на подъеме.

С «Клотеном» вы работали больше, чем с каким-либо другим клубом?

— Примерно столько же, сколько с московским «Динамо» — почти восемь лет. С финским ТПС — шесть, а больше всего с рижским «Динамо» — девять, но это было давно. Последние два сезона помогал шведскому АИК и «Ред Булл» из Зальцбурга — в качестве консультанта. Этому предшествовала работа в Ярославле, больше предложений из России не было.

А как же широко рекламируемая Молодежная лига, в которой Владимир Юрзинов называется едва ли не первым лицом?

— Об этом начинании особый разговор. А непосредственно как тренер-практик я работаю там, где востребован. Всю жизнь. Может, к чемпионату вернемся?

Мне показалось, что Берн — самый тихий из крупных швейцарских городов.

— А хоккей здесь горячий, поверьте. Невероятно азартный, жесткий (сказывается канадское влияние), подгоняемый поющими болельщиками. Это, правда, не всегда помогает — нынче «Берн» вылетел в первом же раунде плей-офф, да и победитель Лиги чемпионов «Цюрих» тоже недолго продержался. Но болельщики в Швейцарии больше ориентированы на процесс, чем на результат. Если команда проигрывает, но бьется, трагедии никто не делает.

Это и нынешнего выступления швейцарской сборной касается? Заголовки газет, насколько я мог понять, о другом говорили: «Фальстарт», «Сборная без стержня»…

— Эмоции — одно, дело — другое. Сборная Швейцарии знает вкус побед, стабильно давала результат, так что ожидания были даже несколько завышенными. Команда неплохая, но, к примеру, Латвию швейцарцы просто недооценили. Да, черный день случился, и разочарования никто не скрывал. Но, как ни ругали главного тренера Ральфа Крюгера, на своем посту он остался (хотя, на мой взгляд, 12 лет работы со сборной — это многовато).

Не слишком ли много на чемпионате было матчей, исход которых ясен заранее?

— А вы бы посмотрели, сколько зрителей было на игре Венгрия — Словакия! Я сам удивился. Не надо недооценивать того, что происходит в странах, которые мы привыкли считать хоккейными карликами. Там идут очень серьезные процессы, причем не только на уровне ведущих клубов и сборных, но прежде всего в детско-юношеском хоккее. Это все даст плоды — дело времени. И здесь аутсайдеры чемпионата мира бились от ножа. Не знаю, как вам, а мне было безумно интересно. В восьмерку не попали, можно сказать, аборигены — Словакия и Швейцария, такого давно не случалось.

А какая сборная удивила больше всего?

— Латвия, и не только потому, что ею руководили мои ученики Олег Знарок и Харис Витолиньш (они и сейчас со мной советуются). Молодая команда играла с достоинством, не дергалась и добилась великолепного результата. То же самое можно сказать и о белорусах — молодые, перспективные, обученные. Включив ведущие клубы ближнего зарубежья в свой чемпионат, Континентальная хоккейная лига дала постсоветскому пространству колоссальный толчок для развития. Они только первый шаг сделали, а после обязательно и Казахстан подтянется.

Вот начнут нас обыгрывать — что тогда, будем делать хорошую мину при плохой игре? Правда, в Северной Америке никто не жалуется в духе: вот тренируем русских (шведов, чехов) на свою голову…

— Говорить так не говорят, но это, во-первых, зависит от уровня досады, а во-вторых, своим игрокам они все равно отдают предпочтение.

Не спрашиваю о том, кто станет чемпионом мира. Задам вопрос по-другому: какой дополнительный фактор повлиял на расстановку сил особенно сильно?

— О факторе переезда не говорят, но он чрезвычайно важен. Для тех команд, которые на предварительном этапе играли не в Берне, все другое: лед, воздух, обстановка. А освоиться надо за день-два! Где задохнешься и где завязнешь, заранее просчитать невозможно. Был и у меня печальный опыт, о котором вспоминать не хочется (очевидно, Владимир Юрзинов имеет в виду сказавшийся роковым образом переезд сборной России из Базеля в Цюрих на ЧМ-98. — В. М.). Так вот, сейчас все, кто приехал из Клотена, в четвертьфинале проиграли: и чехи, и финны, и белорусы. Кроме канадцев, да и те с Латвией изрядно ковырялись.

И дальше все решают нюансы — но в них-то и кроется секрет победы. Требуется большое искусство, чтобы по возможности подстелить соломки, за счет гибкой тактики скрыть недостатки и в полной мере проявить достоинства. Российская сборная после долгожданного золотого успеха в Квебеке и выхода на первые роли в НХЛ молодых российских звезд — на виду, от нее ждут многого. Швейцарцы обожают звезд, ценят артистизм, но еще больше — непредсказуемость исхода, мужскую борьбу до последней секунды.

С непредсказуемостью у нас порядок — впрочем, как и со всем остальным. А у канадцев?

— Канадцы — молодая, злая и голодная стая, жаждущая реванша. Вполне осознающая, что в Швейцарии, где канадцы на первых ролях, она должна поддержать престиж своего хоккея. Им есть что доказывать. Нашим, впрочем, тоже.

Есть ли разница в стилях, или хоккей уже настолько глобализировался, что везде играют одинаково?

— Разница по-прежнему есть. Даже среди европейцев, не говоря уже о заокеанской школе. Мы по-прежнему больше ориентированы на умный (временами получается заумный), тонкий хоккей. Здесь в цене прежде всего зрелищность — отсюда и скорости выше, больше силовой борьбы, нацеленности на ворота. Когда «Цюрих» разгромил «Магнитку» в финале Лиги чемпионов, определенная переоценка ценностей произошла. На уровне сборных, естественно, различий меньше.

На чемпионате мира мы увидели много молодых игроков — это связано с тем, что впереди Олимпийские игры?

— Это четко прослеживаемая тенденция у всех амбициозных команд.

Но выигрывать-то надо здесь и сейчас!

— А соперники что, только обкатывать молодых привозят? Глядя на американцев, да и не только на них, так не скажешь. В той же Национальной хоккейной лиге произошла почти полная смена звезд — они там сплошь молодые.

Меня радует, что и в России наконец обратили на эту проблему серьезное внимание. Не на уровне слов — потому что создание Молодежной лиги предполагает колоссальный разворот всего нашего хоккейного хозяйства.

С моей точки зрения, подготовка собственных кадров (в том числе тренерских) — самое главное, чем надо заниматься. Не знаю, как это все будет разворачиваться, но сама постановка вопроса уже обнадеживает. Задача-то государственная, что давно осознано и воплощается нашими соперниками. А нам отставать никак нельзя — вне зависимости от конечного результата на чемпионате мира.

…Напоследок Юрзинов меня изрядно удивил, спросив, как я отношусь к созданию в России Молодежной лиги и к его участию в процессе. Вопрос был скорее риторический — Юрзинов для себя все давно уже решил.

Через пять дней после победного финала в Берне он был утвержден председателем правления новой структуры.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow