СюжетыКультура

Сильнее самой реальности

Итоги киносмотра

Этот материал вышел в номере № 54 от 25 Мая 2009 г.
Читать
Причудливо-глянцевый морок сполз с южнофранцузского городка. Будто и не было столпотворения на Круазетт, «comlet!» (аншлаг - мест нет) во всех кинозалах и ресторанчиках. Пробок - на всех близлежащих трассах. Запредельных цен в гостиницах и...

Причудливо-глянцевый морок сполз с южнофранцузского городка. Будто и не было столпотворения на Круазетт, «comlet!» (аншлаг - мест нет) во всех кинозалах и ресторанчиках. Пробок - на всех близлежащих трассах. Запредельных цен в гостиницах и частных квартирах. Заштатный курортный город, каких на Ривьере десятки, золушка Канны, перестали быть принцессой бала. Манящей киностолицей мира. Город показательно опустел. Соскучился. Притих. По-пенсионерски зашелестел местными утренними газетами в кафе. Впрочем половина кафе и ресторанов сразу же закрылась. Многие из горожан вернулись в свои квартиры, которые на время форума сдавали (хозяева бежали от непривычного многолюдья и шума, не забыв о пополнении кошелька). Главная городская газета вышла с проблемным первополосным текстом: «Фестиваль: потери и приобретения города».

И все же, даже самый справедливый судейский вердикт на нынешнем форуме уязвим. За бортом непременно останутся отменные и бескомпромиссно поисковые работы. Перелицованная классика Альмодовара, к примеру, или поразительно подробно сыгранная Тахаром Рахимом история становления нового крестного отца в «Пророке». Или компьютеризированные зрительные трансцендентальные эксперименты Гаспара Ноэ («Войди в пустоту»). Мне кажется, именно Каннский форум, его замах, его уровень открывают пространство для размышлений за пределами состязательных форм. И если даже ожидания работ первачей мирового кинематографа оказались завышенными, программа форума – выставка достижений современного киноискусства – дает основания анализировать векторы развития кинематографа. В лучших фильмах конкурса слышно учащенное, прерывистое дыхание времени. Вспоминается парадоксальное замечание Пазолини. Находя общую доминанту творчества Феллини и Росселини, он писал, что любовь и интерес к реальной действительности у них обоих сильнее самой этой реальности. Их зрительно-познавательный аппарат гипертрофирован, он чудовищно расширился из-за перегрузки, стремления: все увидеть, все понять. Это усилие «увидеть-понять» сокровенное, неуловимые потоки, несущие человечество – куда? - ощутимо в отобранных каннским селекционерами фильмах.

За некоторым исключением, каждая картина конкурса – восхищает она или раздражает – повод для серьезного разбора, исследования. Из этого кинокалейдоскопа и складывается угрюмый портрет современного «кризисного» общества, исполненный безнадежья, пессимизма, затуманенный мраком непредсказуемого будущего. Общества, так и не выползшего из трагической бездны прошлого.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow