СюжетыПолитика

Пусть под ногами не болтаются?

Хочу понять, почему МИД так не любит соотечественников

Этот материал вышел в номере № 68 от 29 июня 2009 г.
Читать
Давно хотелось постичь логику законотворчества, направленную на ущемление прав человека. И вот представился случай: меня включили в Межведомственную рабочую группу по реформированию закона о соотечественниках. Этот невезучий закон был...

Давно хотелось постичь логику законотворчества, направленную на ущемление прав человека. И вот представился случай: меня включили в Межведомственную рабочую группу по реформированию закона о соотечественниках. Этот невезучий закон был принят еще 10 лет назад, тогдашние депутаты замахнулись признать соотечественниками абсолютно всех бывших советских граждан. Такой широкий имперский жест. И вот решено теперь этот мертворожденный закон реанимировать.

В рабочую группу вошло свыше 30 человек: депутаты, представители разных ведомств и некоторых общественных организаций. В течение полугода собирались мы время от времени в Комитете по делам СНГ Совета Федерации и обсуждали поправки. Три вопроса вызывали главные споры: кто такие соотечественники, какие льготы может дать им Россия и стоит ли вводить в обиход новый документ — Свидетельство соотечественника?

По первому вопросу пришли к такому консенсусу:

«…Соотечественниками за рубежом <…> признаются лица, проживающие за пределами Российской Федерации, сделавшие свободный выбор в пользу духовной и культурной связи с Россией и относящиеся, как правило, к национальностям, исторически проживающим на территории Российской Федерации».

Но вот вопросы насчет выдачи свидетельств и о льготах долго висели в воздухе. В последний раз мы собрались уже в здании МИДа, на Смоленской, и там министерский департамент по работе с соотечественниками высказал непримиримую позицию: удостоверения не нужны, из-за них, мол, Россию ждут одни неприятности. Подавляющее большинство членов рабочей группы не согласились, проголосовали, что удостоверения надо оставить. Но в начале июня всем нам были разосланы возражения мидовцев уже в письменном виде. Там три аспекта: 1) внешнеполитический, 2) финансовый и 3) юридический.

В первом утверждается, что якобы ни одна страна не документирует свою диаспору. Однако тут же идет ссылка на недавний опыт Венгрии и Польши. Почему-то авторы считают этот опыт неудачным, хотя сами же сообщают, что из 3,5-миллионной диаспоры Венгрии около 2 миллионов человек уже получили Карту венгра.

Второй, финансовый аспект, конечно, главный. Нам напоминают, что та же Венгрия выделила на документирование 30 миллионов долларов, а Россия, мол, на все меро-приятия по поддержке зарубежных соотечественников выделяет лишь 10 миллионов долларов в год. Не думаю, что наша Россия беднее Венгрии…

В третьем, юридическом аспекте приводится совсем странный аргумент: «Российские соотечественники ожидают от России поддержки жизнеобеспечения общин, их структур <… >. А переключение внимания и средств на документирование ничего, кроме ущерба для соотечественников, не принесет».

Значит, община — это некое высшее, скорее всего, виртуальное понятие, не из живых людей состоит. Общинам и структурам помогать из бюджета, значит, должно, а отдельные соотечественники пусть под ногами не болтаются?

И еще интересно: о каком, собственно, ущербе речь? Ведь единственная существенная льгота, которой с особыми надеждами ждали соотечественники (в основном дальнее зарубежье), это безвизовый въезд в Россию. Так теперь этой льготы в проекте нет. Здесь представителям МИДа еще раньше удалось победить. После долгих дебатов из всех льгот, которые может дать Свидетельство, осталось — горько сказать — только бесплатное посещение российских библиотек, архивов (для поиска документов, касающихся своей родословной) и… право быть похороненным на родине (разумеется, на средства своих родственников).

Так что, теперь даже право после смерти лечь в родную землю у наших соотечественников будет отнято?

Первое объяснение, которое приходит в голову: мидовцам просто неохота возиться с оформлением свидетельств, вот и придумывают аспекты. Но это было бы совсем уж несерьезно для такого солидного ведомства. И кто ж, как не мидовцы, знают, что на всех конференциях, проводившихся в ближнем и дальнем зарубежье, где обсуждался проект закона, главный интерес был именно к этому свидетельству. Причем никому и в голову не приходило, что его может не быть. Что касается расходов на изготовление этих корочек, то соотечественники заявляли, что с радостью возьмут оплату на себя. И вдруг сейчас они обнаружат, что свидетельства вообще в законе нет.

Сколько уже натерпелись «отрезанные» от России соотечественники из-за того, что родина-мать все не может решить: нужны ей или не нужны ее дети. И вот вроде бы настал момент, когда страна решилась наконец юридически узаконить свое родство с теми, кто сам осознает с ней свою «духовную связь» (какие человеческие слова прокрадываются порой в сухой текст закона!). Созывали всемирные конгрессы соотечественников, клялись им в верности, наобещали… И что теперь? Опасаемся выдать им бумажки-корочки в подтверждение вечной любви?

Почему, когда речь идет о вещах даже вовсе не материальных, чиновники ведут себя так рьяно, будто не хотят отдать рубль из своего кармана? Откуда такое жлобство?

Хоть и наблюдала я собственными глазами эти попытки «секвестировать» закон, но объяснить логику столь странных действий не берусь. Знаю одно: если позиция мидовцев будет поддержана правительственной комиссией по делам соотечественников (на ее заседании 1 июля должен рассматриваться наш проект), это станет очередной, уже непрощаемой обидой для наших соотечественников, да и по авторитету России будет нанесен мощный удар.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow